Эффективность проекта

Расчет эффективности инвестиционных проектов осуществляется на основе данных отчета о движении денежных средств.

А. Прежде чем определять эффективность проекта, необходимо оценить его значимость и масштабность. Чем выше значимость рассматриваемого проекта, тем больше внешних источников может быть привлечено для его финансирования, вплоть до международных финансовых организаций - таких, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и пр. Но, с другой стороны, для проектов, претендующих на существенную государственную поддержку, необходимо дополнительно рассчитать общественную эффективность, т.е. оценить их влияние на экономику страны в целом.

Б. Для оценки эффективности проектов в мировой практике в настоящее время наиболее часто употребляются чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности и дисконтированный срок окупаемости.

Чистый дисконтированный доход, (Net Present Value, NPV) представляет собой дисконтированный показатель ценности проекта, определяемый как сумма дисконтированных значений поступлений за вычетом затрат, получаемых в каждом году в течении срока жизни проекта.

Чистый дисконтированный доход может быть вычислен по следующей формуле:

NPV= - К+(В1 – С1) / (1 + r) + (В2 – С2) / (1 + r)2 + … + (В1 – С1) / (1 + r)t + … + (Вt – Сt) / (1 + r)т

где К – начальные капитальные вложения;

Вt – выгоды в момент времени;

Сt – затраты в момент времени;

r – норма дисконта;

Т – срок жизни проекта.

С токи зрения инвестора, для признания проекта эффективным необходимо, чтобы его NPV было положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большем значением NPV (при условии, что оно положительное).

Внутренняя норма доходности, ВНД (Internal Rate of Return, IRR), технически представляет собой ставку дисконтирования, при которой достигается безубыточность проекта, означающая, что чистая дисконтированная величина потока затрат равна чистой дисконтированной величине потока доходов, т.е. NPV (r=IRR)=0.

Внутренняя норма доходности – это такое положительное число, при котором NPV:

- при r = IRR обращается в ноль;

- при всех r > IRR отрицателен;

- при всех r < IRR положителен.

Определенная таким образом внутренняя норма доходности, если только она существует, всегда единственна.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов значение внутренней нормы доходности необходимо сопоставить с нормой дисконтирования. Проекты, у которых, r < IRR имеют положительный NPV и поэтому эффективны, а те, у которых r > IRR, имеют отрицательный NPV и потому неэффективны.

IRR может быть использован также:

- для оценки эффективности проекта, если известны приемлемые значения IRR для проектов данного типа;

- для оценки степени устойчивости проекта (по разности IRR - r);

- для установления участниками проекта нормы дисконта r по данным о внутренней норме доходности альтернативны направления вложения ими собственных средств

Индекс доходности (Profitabiliti Indexes, PI) характеризует отдачу проекта на вложенные в него средства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных, так и не для дисконтированных денежных потоков. Существуют индексы доходности затрат и индексы доходности инвестиций.

Индексы доходности дисконтированных затрат – это отношение суммы элементов денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков.

Индексы доходности дисконтированных инвестиций - это отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности.

Значение индекса доходности для эффективных проектов должно быть больше единицы.

Формула индекса доходности дисконтированных затрат имеет следующий вид:

PI=[∑Вt / (1 + r)t] / [К + ∑Сt / (1 + r)t].

Дисконтированный срок окупаемости равен продолжительности наименьшего периода, по истечении которого чистый дисконтированный доход становится и продолжает оставаться неотрицательным.

Данный критерий аналогичен простому сроку окупаемости, но использует дисконтированные значения затрат и выгод. Значение срока окупаемости не должно превышать срока жизни проекта.

Критерии NPV, IRR и PI являются фактически разными версиями одной и той же концепции, поэтому их результаты связаны друг с другом.

Таким образом, можно ожидать выполнения следующих математических соотношений для одного проекта:

если NPV > 0, то PI > 1, IRR > r;

если NPV < 0, то PI < 1, IRR < r;

если NPV = 0, то PI = 1, IRR = r.

В. После того как проведены расчеты по базовому варианту инвестиционного проекта, следует оценить чувствительность интегральных показателей проекта к негативным изменениям различных факторов. Целью анализа чувствительности является определение степени влияния различных факторов на финансовый результат проекта. В процессе анализа чувствительности по очереди варьируются в определенном диапазоне величина одного из выбранных факторов при фиксированных значениях остальных и определяется зависимость интегральных показателей от этих изменений.

В классическом случае в качестве варьируемых факторов принимаются:

- показатели инфляции;

- физический объем продаж;

- цена реализации;

- переменные издержки;

- постоянные издержки;

- требуемый объем инвестиций;

- процентная ставка.

В программе Project Expert анализ чувствительности инвестиционного проекта проводится автоматически посредством варьирования переменных в диапазоне от - 50 до +50 % с шагом 5 %.

По результатам анализа чувствительности определяются наиболее рисковые переменные, и для каждой из них рассчитывается точка безубыточности, т.е. абсолютное значение и процентное изменение рискового фактора, при котором интегральный показатель становится равным нулю.

Желательно также иметь хотя бы предварительные данных о вероятностях получения точки безубыточности по каждому варьируемых факторов.

Когда проведены все расчеты по проекту, оценена его эффективность, осуществлен анализ чувствительности, следует переходить к оценке риска.

2.11. Приложения в бизнес-плане

Приложения – важная часть бизнес-плана. Они способствуют разгрузке основного текста от подробностей и дают возможность представить потенциальным партнерам и инвесторам различные дополнительные материалы.

Во-первых, это материалы, подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии. К ним относятся:

- копии регистрационного свидетельства и учредительного договора предприятия;

- лицензии и сертификаты;

- почетные дипломы и свидетельства;

- копии материалов прессы о деятельности предприятия;

- отказы заказчиков и партнеров о совместной деятельности и т.д.

Во-вторых, материалы, характеризующие продукцию. Это могут быть:

- фотографии, рисунки, чертежи;

- патенты;

- отзывы;

- результаты испытаний и т.д.

В-третьих, материалы, убеждающие в востребованности продукции. Сюда могут быть отнесены:

- результаты маркетинговых исследований;

- сравнительные данные о конкурентах;

- договоры на поставку продукции;

- протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции и т.д.

В-четвертых, материалы, показывающие возможности производства. Это могут быть:

- фотографии предприятия, его ведущих цехов и оборудования;

- копии документов по сертификации производства и т.д.

В-пятых, материалы, раскрывающие организационно-правовую готовность проекта. Это, прежде всего:

- схемы организационной структуры и механизма реализации проекта;

- выписка из нормативных и законодательных документов;

- копии штатного расписания и т.д.

В-шестых, материалы, раскрывающие все финансово-экономические расчеты, сметы, таблицы, графики и т.д.

В-седьмых, материалы, подтверждающие направленность, значимость и эффективность проекта. Это могут быть:

- программы социально-экономического развития региона;

- письма и отзывы;

- планы, акты и т.д.

И, наконец, в-восьмых, материалы, подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа. Сюда относят:

- гарантийные письма;

- договоры на поставку, аренду, реализацию и т.д.

- состав и стоимость залога;

- выписка из законодательных и нормативных документов и т.д.

Как правило, к бизнес-плану прилагаются копии документов, а оригиналы представляются по дополнительному требованию.

В крупных западных фирмах и банках, международных финансовых компаниях разработка бизнес-план заканчивается его презентацией. Презентация бизнес-плана полезна также и в учебных целях – например, при завершении курса по бизнес планированию.

2.12. Презентация бизнес-плана

Презентация бизнес-плана — это краткое изложение ос­новных положений бизнес-плана на переговорах с инвесто­рами и потенциальными партнерами.

Презентация необходима для того, чтобы убедить потенциальных кредиторов и инвесторов в том, что бизнес-план хорош, а вы и ваша команда, взявшая за его осуществление, обладаете необходимыми для достижения успеха качествами.

Большинство презентаций охватывают 7 ключевых областей:

- компания, ее продукция и услуги;

- рынок: ваши клиенты и конкуренты;

- маркетинговая стратегия, которой вы намерены следовать;

- первоочередные финансовые задачи;

- команда, которая будет осуществлять этот инвестиционный проект;

- необходимые размеры кредита или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены;

- условия и сроки оплаты или реализации инвестиций.

Презентация должна длиться не более 20 минут, после чего нужно будет ответить на вопросы потенциальных инвесторов. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов.

Для повышения эффективности презентации необходимо:

- заранее прислать копию бизнес-плана потенциальным инвесторам для того, чтобы они могли прочесть ее заранее;

- использовать для презентации наглядный материал (таблицы, диаграммы, графики). Если есть возможность, следует захватить с собой образцы продукции. Если это невозможно, нужно взять качественно выполненные фотографии;

- акцентировать внимание на вопросах рынка продукции и компетентности команды управления проектом;

- употреблять утвердительные предложения и избегать неопределенных и отрицательных высказываний;

- установить диалог со слушателями, а не читать лекцию.

Главная задача презентации заключается в том, чтобы заставить потенциальных инвесторов поверить в вас и вашу компанию.

На практике в большинстве случаев до презентации дело не доходит. В крупные инвестиционные компании, инвестиционные отделы банков, различные фонды, департаменты министерства экономики и т.д. приходит огромное количество бизнес-планов, а на презентацию не хватает ни времени, ни сил. Поэтому нужно помнить: бизнес-план должен выглядеть профессионально. Это в большей степени рекламный документ, представляющий не только вас, но и ваш бизнес. Бизнес-план обязан быть прост, функционален, понятен, легок в использовании и хорошо издан.

ГЛАВА 3. Компьютерные технологии разработки бизнес-плана

В процессе составления бизнес-плана, как правило, доста­точно широко применяются экономико-математические методы. Планирование всегда связано с будущим, а модель является представлением ожидаемой реальности. Таким об­разом, представление возможных будущих стратегий может рассматриваться как моделирование будущего. Развитие мо­делирования в финансах идет по пути создания моделей, способных все более адекватно описывать реальность. Бур­ное развитие информационных технологий и вычислитель­ной техники предоставляет специалистам широкие воз­можности в создании все более эффективных финансовых моделей.

Использование имитационных финансовых моделей в процессе бизнес-планирования и анализа эффективности деятельности предприятия или реализуемого инвестицион­ного проекта является очень сильным и действенным сред­ством, позволяющим проиграть различные варианты стра­тегий и принять обоснованное управленческое решение, направленное на достижение целей предприятия.

Особое значение при разработке и анализе бизнес-пла­нов имеет применение экономико-математических методов для учета фактора инфляции, приведения разновременных затрат, а также анализа чувствительности проекта к изме­нениям внешней среды.

Работы по бизнес-планированию – это очень трудоем­кий и достаточно длительный процесс. Повысить качество бизнес-планов и снизить трудоемкость их разработки при­званы компьютерные программные продукты подготовки бизнес-планов.

В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов подготовки бизнес-планов. Среди них наиболее известные западные пакеты: CОМFАР и РRORSPIN, созданные при ЮНИДО (Организация объединенных наций по промышленному развитию). Они являются лицензированными и международно-признанными программными продуктами. Однако эти пакеты не учитывают российских реалий – особенно­стей налогового законодательства, высокого уровня инф­ляции, задержек платежей и др., что затрудняет их прак­тическое использование. На российский рынок проникли также мощные комплексы, занимающиеся корпоратив­ным планированием и управлением (SАР, ВААМ и др.). Последние, как правило, устанавливаются на рабочих станциях.

На российском рынке представлено несколько семейств современных программ подготовки бизнес-планов, создан­ных отечественными разработчиками, каждая из которых имеет свои особенности:

- система фирмы «ПРО-ИНВЕСТ консал­тинг»;

- программы фирмы «ИНЭК»;

- программы фирмы «Альт-Инвест» и др.

Системы типа Мicrosoft Project, Time Line и Primavera предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого графика проекта и применяются в основ­ном как системы управления проектом.

Фирмой «РОЭЛ Консалтинг» разработана типовая ком­пьютерная методика подготовки бизнес-планов с помощью тестовых таблиц.

Наряду с тестовыми таблицами в данном программном продукте использована технология теста-шаблона и отве­тов-вставок, что помогает максимально упростить процесс написания текстовой части бизнес-плана.

Компьютерная технология подготовки и анализа бизнес-плана в рамках системы Ргоjесt Ехрегt может быть представ­лена в виде следующих основных шагов:

1) Построение имитационной модели. Ввод данных, ха­рактеризующих окружающую среду, сбыт продукции, про­изводственные издержки, инвестиционный план пред­приятия.

2) Определение потребности в финансировании. Расче­ты производятся при ставке дисконтирования, равной нулю:

• расчет инвестиционного плана, расчет плана сбыта;

• расчет производственных издержек;

• расчет амортизационных отчислений;

• представление результатов расчета в национальной (основной) валюте – рубль: отчет о прибылях и убыт­ках, баланс, план денежных потоков (Cash-Flow);

• определение потребности в капитале (суммы, сроки).

3) Разработка стратегии финансирования. Формирова­ние капитала:

• формирование собственного капитала: перечень акцио­неров, условия привлечения капитала, даты взноса, суммы, валюта платежа;

• уточняющий расчет финансового плана, определение бюджетного дефицита проекта;

• формирование заемного капитала: источники займов, объемы, валюта, условия привлечения и выплат зай­мов;

• заключительный расчет финансового плана.

4) Анализ финансовых результатов. В процессе расчетов автоматически генерируются стандартные отчетные бухгал­терские документы, на основе которых осуществляется рас­чет основных показателей эффективности и финансовых коэффициентов. Пользователь может разработать несколько вариантов проектов в соответствии с различными сцена­риями их реализации и выбрать базовый, на основе которо­го производится анализ чувствительности, и определяются критические значения наиболее важных факторов, влияю­щих на финансовый результат проекта.

5) Формирование и печать отчета.

6) Ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.

Приложение 1

Титульный лист бизнес-плана

БИЗНЕС-ПЛАН

Предприятие __________________________________________________

Адрес ____________________________________________________

Электронная почта _________ факс ________ телефон ___________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: