Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: особенности жанра и сюжета, образная система, роль лирических отступлений, художественная детализация и символика

XIX век

 

Категория «невыразимого» в понимании романтиков.

Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – С. 22-28.

Манн Ю. В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – С. 27-36.

Эткинд Е. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы 18-19 вв. – М., 1998.

Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. – Томск, 1985. (глава 1-я).

 

Беззаконный жанр»: русская романтическая баллада.

Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. – Л., 1978.

Маркович В.М. Балладный мир Жуковского … // Жуковский и русская культура. – Л., 1987.

Немзер А.С. Время и баллады Жуковского // «Свой подвиг свершив…» - М., 1987.

Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. – Томск, 1985 (глава о балладах).

 

 

Особенности жанра романтической поэмы(на примере произведений Пушкина, Жуковского, Рылеева и др. – на выбор.)

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – Гл. 2-3.

Манн Ю.В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – Гл. 2-3.

 

Проза русских романтиков (повести А. Бестужева-Марлинского, В. Одоевского, О. Сомова, А. Погорельского, Н. Полевого – на выбор).

История романтизма в русской литературе (1825-1840). – М., 1979. – Гл. 2.

Манн Ю.В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – Гл. 7.

Сахаров В. Под сенью дружных муз: о русских писателях-романтиках. – М., 1984. – С. 152-254.

Поэтика романа в стихах «Евгений Онегин».

Бочаров С.Г. О реальном и возможном сюжете («Евгений Онегин») // Динамическая поэтика. – М., 1990, или та же работа в издании: Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999. – С. 17-46.

Грехнев В.А. Диалог с читателем в романе Пушкина “Евгений Онегин” // Там же. – С.100-109.

Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения “Евгения Онегина” // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.30-106.

Тынянов Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – С.52-77.

Хаев Е.С. Проблема фрагментарности сюжета «Евгения Онегина» // Болдинские чтения. – Горький, 1982.

И ДРУГИЕ РАБОТЫ

 

Поэтика прозы А. Пушкина.

Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» // Бочаров С. Г. О художественных мирах. – М., 1985.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М., 1974. (гл. «Пушкин и Белкин»; «Повествование в прозе», «Повести Белкина»).

Гей Н. К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. – М., 1989.

Дебрецени Пол. Блудная дочь. Подход Пушкина к прозе. – СПб., 1996 (гл. 1, 2, 3).

Шмид В. Проза как поэзия.- СПб., 1998. С. 61-140.

И ДРУГИЕ РАБОТЫ

 

 

Поэтика  драмы Лермонтова «Маскарад».

История русской драматургии 18 – первой половины 19 веков. – Л., 1982. – С. 368-401.

Коровин В.И. Герой и миф (по драме Лермонтова "Маскарад") // Анализ драматургического произведения. – Л., 1988. – С. 122-135.

Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.

Манн Ю.В. Игровые моменты в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1977. – Т.36. – № 1.

Манн Ю.В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – Гл. 11.

 

Особенности лирики М. Лермонтова.

Айхенвальд Ю. Лермонтов // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1996.

Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974 (гл.: «Поэзия личности»).

Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М.;Л., 1964.

Мережковский Д.С. Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д. С. В тихом омуте. – М., 1991.

Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С. 263-273.

И ДРУГИЕ РАБОТЫ

 

Загадочен ли Печорин?

Гурвич И. Загадочен ли Печорин? // Вопросы литературы. – 1983. № 2.

Ермакова Н.А. Функция игры в структуре «Героя нашего времени» // Молодая филология – 2. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1998.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.206-234.

Маркович В.М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982 (или та же статья в другом издании: Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – Том 40. – 1981. – № 4).

Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.378-415.

Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986. – С.94-185.

 

Тема карт и карточной игры в «Пиковой даме» Пушкина.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. – М., 1974. – С.186-206.

Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы» // Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. – М., 1980.

Ласский Ю. Выигрыши и проигрыши инженера Германна, майора Ковалева и художника Чарткова // Литературная учеба. – 1982. – № 1. – С.136-144.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994. – С. 136-164.

Чхаидзе Л.В. О реальном значении мотива трех карт в «Пиковой даме». В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. – Т. III. – Изд. АН СССР. – Л., 1960. – С. 455—460.        

 

Фантастика Н. Гоголя: явная – завуалированная – нефантастическая.

Анненский И. Проблемы гоголевского юмора («Нос», «Портрет») // Анненский И. Книги отражений. – М., 1979.

Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.

Бочаров С.Г. Вокруг «Носа» // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999.

Гончаров С.А. Гоголь в религиозно-мистическом аспекте. – СПб., 1997.

Дилакторская О.Г. Фантастическое в повести Н. Гоголя «Нос» // Русская литература. – 1984. – № 1.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1998 (раздел «Гоголь»).

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988 (гл. 3; § 3,4).

Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. – Л., 1989.

Чудаков А.П. Вещь во вселенной Гоголя // Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. – М., 1992.

 

Петербургские повести» Гоголя как цикл.

Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.

Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С.161-209.

Виноградов В.В. Язык Гоголя // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990. – С.271-330.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988. – С.235-348.

Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.

Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.213-309.

Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. – С.45-63.

 

Особенности драматургии Н.В. Гоголя.

История эстетической мысли. – Т.3. – М.,1986. – С. 344-361.

Купреянова Е.Н. Авторская идея и художественная структура общественной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Русская литература. – 1979. – № 4, или: История русской литературы. В 4-х т. – Т. 1. – Л., 1982. – С.548-564.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988. – С.218-235.

Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. С.275-304.

Манн Ю.В. Комедия Н. Гоголя «Ревизор». – М., 1966.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988. С.170-267.

Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" // Анализ драматургического произведения. Л., 1988.

Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1972. – С. 214-268.

Скатов Н.Н. И.А. Хлестаков – и другие // Гоголь: история и современность. М., 1985. С.281-292.

 

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: особенности жанра и сюжета, образная система, роль лирических отступлений, художественная детализация и символика.

Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры.– Волгоград, 1991.

Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. – СПб., 1997.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988. - С. 251-260.

Манн Ю.В. В поисках живой души. – М., 1984.

Манн Ю.В. Поэтика Н.В. Гоголя. – М., 1988. – С. 267-320.

Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1979.

Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – М., 1987.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: