Учить творчеству призвана креативная педагогика. К такой педагогике, ориентированной на творческую ориентацию, можно отнести программированное, интенсивное, проблемное обучение. Но здесь уместно сказать о степени креативности таких ориентаций, судить о ней можно по эффективности обучения, а она, несомненно, сейчас оставляет желать лучшего. Получается, что и степень креативности данных ориентаций невелика.
Несмотря на то, что в учебные планы нескольких вузов России ввели курсы с приставкой «творчество», которые включают эвристические методы, тактики и стратегии, желаемых результатов достигнуть не удалось. Причиной тому в какой-то мере послужил недостаток специалистов, способных обучать в области творчества. Главной проблемой стало добавление таких курсов в уже сложившуюся систему образования, в то время как она нуждается в изменении. В результате – курсы были отторгнуты самой системой образования. Творчество должно пронизывать всю жизнь человека и всю систему образования – вот ключ к успеху.
|
|
13. Идея культуросообразности воспитания.
Идея о необходимости культуросообразности воспитания довольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Джона Локка (XVII в.), французского мыслителя Клода Гельвеция (XVIII в.) и швейцарского педагога Иоганна Песталлоцци.
Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе).
В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.
|
|
Реализация принципа культуросообразности воспитания существенно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечеловеческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоятельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия включает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны различия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе - между различными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным (но и проблематичным) наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.
В то же время нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.
14. Проблема непрерывного образования и пути ее реализации.
15. Проблемы историко-педагогических исследований.
16. Тенденция дифференциации педагогики.
Педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях. По мере углубления и расширения научных знаний педагогика оформлялась в самостоятельную отрасль.
Далее происходила внутри-научная дифференциация и оформление множества педагогических наук, образующих систему. Это:
- ясельная педагогика;
- дошкольная педагогика;
- педагогика школы;
- профессионально-технического образования;
- педагогика, среднего специального образования;
- высшей школы;
- производственная;
- педагогика военная;
- социальная;
- исправительно-трудовая;
- педагогика третьего возраста;
- сравнительная;
- специальная (сурдо-, тифло-);
- лечебная;
- история педагогики;
- экономика образования.
Образование системы наук сопровождается интеграционными процессами с другими науками: с психологией, физиологией, социологией, философией, медициной, юриспруденцией, экономикой, демографией, информатикой, экологией, этнографией, историей, техническими науками.
Рекомендуем другие статьи:
Наиболее традиционной является связь педагогики с философией и психологией, которые изучают человека как личность.
Философские идеи экзистенциализма, неотомизма, позитивизма, прагматизма, диалектического материализма продуцировали создание педагогических концепций и теорий. Философия и сегодня является методологической основой педагогического знания. Сущность методологии педагогики составляют:
- системный;
- личностный;
- деятельностный;
- культурологический;
- антропологический;
- цивилизационный подходы;
Педагогика тесно связана с науками, изучающими человека как индивида (антропология, биология, медицина) и как члена общества (социология, политология, экономика). Разные парадигмы образования и воспитания человека имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность.
Во всем мире отечественная педагогическая наука России рассматривается как компонент транснациональной культуры, неотъемлемая часть мировой цивилизации.
17. Реализация реформирования системы образования в свете Болонского
процесса.
18. Современные педагогические технологии в обучении.
19. Сущность и структура инновационного процесса в современном российском
образовании. Факторы, препятствующие нововведениям.
20. Модернизация в образовании: научное обоснование и ведущие направления.
21. Проблемы измерения качества образования в российской школе.
|
|
22. Проблемы стимулирования и мотивации учащихся в педагогическом
процессе.
23. Требования к подготовке педагогов в условиях модернизации российского образования.
24. Методологическая культура педагога: сущность и струкутура.
25. Профессиональный стандарт педагога: сущность и структура.
26. Компетентностный подход в образовании: сущность, основные понятия, этапы становления.
27. Методология создания и практика реализации ФГОС ВО.
28. Технологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании.
29. Инновационные процессы в современном образовании: истоки, факторы, главные направления инноваций в современном образовании.
30. Социокультурные требования к научному исследованию. Специфика гуманитарного научного исследования. Особенности индивидуальной и коллективной научной деятельности.