Как научить творчеству

Учить творчеству призвана креативная педагогика. К такой педагогике, ориентированной на творческую ориентацию, можно отнести программированное, интенсивное, проблемное обучение. Но здесь уместно сказать о степени креативности таких ориентаций, судить о ней можно по эффективности обучения, а она, несомненно, сейчас оставляет желать лучшего. Получается, что и степень креативности данных ориентаций невелика.

Несмотря на то, что в учебные планы нескольких вузов России ввели курсы с приставкой «творчество», которые включают эвристические методы, тактики и стратегии, желаемых результатов достигнуть не удалось. Причиной тому в какой-то мере послужил недостаток специалистов, способных обучать в области творчества. Главной проблемой стало добавление таких курсов в уже сложившуюся систему образования, в то время как она нуждается в изменении. В результате – курсы были отторгнуты самой системой образования. Творчество должно пронизывать всю жизнь человека и всю систему образования – вот ключ к успеху.

 

13. Идея культуросообразности воспитания.

 


Идея о необходимости культуросообразности воспитания до­вольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Джона Локка (XVII в.), французского мыслителя Клода Гельвеция (XVIII в.) и швейцарского педагога Иоганна Песталлоцци.

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфи­ческими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Име­ются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексу­альная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение челове­ка к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, что­бы воспитание находило способы минимизации отрицательных по­следствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкрет­ного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

Реализация принципа культуросообразности воспитания сущест­венно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечело­веческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоя­тельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия вклю­чает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны раз­личия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе - между различ­ными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным (но и проблематичным) наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.

В то же время нахождение баланса ценностей различных куль­тур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.

14. Проблема непрерывного образования и пути ее реализации.

15. Проблемы историко-педагогических исследований.

16. Тенденция дифференциации педагогики.

Педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях. По мере углубления и расширения научных знаний педагогика оформлялась в самостоятельную отрасль.

Далее происходила внутри-научная дифференциация и оформление множества педагогических наук, образующих систему. Это:

  1. ясельная педагогика;
  2. дошкольная педагогика;
  3. педагогика школы;
  4. профессионально-технического образования;
  5. педагогика, среднего специального образования;
  6. высшей школы;
  7. производственная;
  8. педагогика военная;
  9. социальная;
  10. исправительно-трудовая;
  11. педагогика третьего возраста;
  12. сравнительная;
  13. специальная (сурдо-, тифло-);
  14. лечебная;
  15. история педагогики;
  16. экономика образования.

Образование системы наук сопровождается интеграционными процессами с другими науками: с психологией, физиологией, социологией, философией, медициной, юриспруденцией, экономикой, демографией, информатикой, экологией, этнографией, историей, техническими науками.

Рекомендуем другие статьи:

Наиболее традиционной является связь педагогики с философией и психологией, которые изучают человека как личность.

Философские идеи экзистенциализма, неотомизма, позитивизма, прагматизма, диалектического материализма продуцировали создание педагогических концепций и теорий. Философия и сегодня является методологической основой педагогического знания. Сущность методологии педагогики составляют:

  1. системный;
  2. личностный;
  3. деятельностный;
  4. культурологический;
  5. антропологический;
  6. цивилизационный подходы;

Педагогика тесно связана с науками, изучающими человека как индивида (антропология, биология, медицина) и как члена общества (социология, политология, экономика). Разные парадигмы образования и воспитания человека имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность.

Во всем мире отечественная педагогическая наука России рассматривается как компонент транснациональной культуры, неотъемлемая часть мировой цивилизации.

 

17. Реализация реформирования системы образования в свете Болонского

процесса.

18. Современные педагогические технологии в обучении.

19. Сущность и структура инновационного процесса в современном российском

образовании. Факторы, препятствующие нововведениям.

20. Модернизация в образовании: научное обоснование и ведущие направления.

21. Проблемы измерения качества образования в российской школе.

22. Проблемы стимулирования и мотивации учащихся в педагогическом

процессе.

23. Требования к подготовке педагогов в условиях модернизации российского образования.

24. Методологическая культура педагога: сущность и струкутура.

25. Профессиональный стандарт педагога: сущность и структура.

26. Компетентностный подход в образовании: сущность, основные понятия, этапы становления.

27. Методология создания и практика реализации ФГОС ВО.

28. Технологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании.

29. Инновационные процессы в современном образовании: истоки, факторы, главные направления инноваций в современном образовании.

30. Социокультурные требования к научному исследованию. Специфика гуманитарного научного исследования. Особенности индивидуальной и коллективной научной деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: