Антиичность[(восходитклат.antiquitas–древность)—вобщемсмыслеэтословоозначает«греко-римскаядревность»,иначеговоря,цивилизацияДревнейГрециииДревнегоРимавовсеммногообразииееисторическихформ.ПосколькунаАнтичностьприходитсянесколькостолетийчеловеческойистории,еепринятоподразделятьнаэпохиипериоды.
Вцелом,общаяпериодизацияАнтичностивыглядитследующимобразом.
· РанняяАнтичность(VIIIв.дон.э.–IIв.дон.э.)–зарождениеРимскойимперии;
· КлассическаяАнтичность(Iв.дон.э.—IIв.н.э),золотойвеквремяединствагреко-римскойцивилизации;
· ПоздняяАнтичность(III–Vн.э.).РаспадРимскойимперии.РаспадЗападнойРимскойИмперииознаменовалсобойначалоновойэпохи–Средневековья.
Историческипервойформойосмысленияполитикибылаеерелигиозно-мифологическаятрактовка.
Первыеформыспециализированного(протонаучного)отображенияиосмыслениямираполитикисформировались2,5тыс.летназадисуществовалипреимущественноврелигиозно-мифологическойформе.Ихосновусоставлялиидеиобожественномпроисхождениииорганизациивласти.Судяпосохранившимсяисточникам,воII-Iтысячелетияхдон.э.увсехдревнихнародовгосподствовалипредставленияобожественномпроисхождениивластииобщественно-политическогострояисамиэтипредставленияпередавалисьобычновформемифов.
ПримерноссерединыIтыс.дон.э.беретначалоактивныйпроцессрационализацииполитическоймысли.Наметиласьтенденциярационализацииполитическихвзглядов,появляютсяпервыеполитическиекатегорииидефиниции,азатемицелыеконцепции,носящиефилософско-этическуюформу.Нарядусгосподствующимимифологическимипредставлениямиовластиначинаютформироватьсятакиесистемывзглядов,вкоторыхвсебольшеибольшеутверждаютсянаучныеметодыиприемыобъясненияполитическогомира.Вэтовремянаблюдаетсятенденциякбольшейрационализацииполитическихпредставлений,появлениюотдельныхсистематизированныхучений.Темсамымзакладываетсяосновасобственнотеоретическихисследованийполитики.ЭтотпроцесссвязанструдамиКонфуция,ПлатонаиАристотеля.
НаиболеевидныепредставителидревнегреческоймыслиПлатон(427-347дон.э.)иАристотель(384-322дон.э.)вкачествеосновногообъектапознаниярассматриваликонкретныегосударства,формыгосподстваотдельныхправителей,наиболееотчетливыепроявленияпубличнойвласти.
НаиболеезначительныеработыПлатона–этополитическиедиалоги:«Государство»,«Политик»,«Законы»идр.,вкоторыхонуделяетбольшоевниманиетолкованиюпонятий«политика»и«власть»,раскрываяихкакискусствосоединения(плетения)всегомногообразияинтересоввполисенаобщееблаго.
ОтПлатонаберетначалотрадицияобстоятельнойклассификациигосударствиуглубленногоанализаразличныхгосударственныхустройств.Ненаходявгреческоммиресовершенногоустройства(там,гдеправятнаобщееблаго),авторвыделяетчетыретипанесовершенныхгосударств :тимократия,олигархия,демократия,тирания. Политическаяистория,согласноплатоновскомуанализу,неизбежноведеткнаступлениютирании,поэтомуавторставитвопросонедопущениисамогохудшегоизнесовершенныхустройств.
ПостепенноПлатонотходитотидеи«правлениямудрых»иутверждаетидею«правлениязаконов».ВXXв.этаконцепциямыслителяполучиларазноречивуютрактовку.
Аристотель(384-322дон.э.)–греческийфилософ,ученый-энциклопедистиполитическиймыслитель,талантливейшийученикПлатона.Аристотель–автортакихважныхдляисторииполитическойнаукиработ,как«Политика»и«Афинскаяполития».
Государство(polis),согласноАристотелю,создаетсянерадитого,чтобыжить,нодлятого,чтобыжитьсчастливо.
Аристотель,продолжаятрадицию,заложеннуюПлатоном,проводитклассификациюгосударственныхустройств,наосноведвухкритериев:
· качественного(правлениенаобщееблагоиливинтересахсамихвластвующих);
· количественного(правлениеодного,правлениенесколькихилиправлениебольшинства).
Онвыделяетгосударства6видовгосударств:правильные(монархия,аристократия,полития)инеправильные(тирания,олигархия,демократия).
Количество правящих | Цельправления | |
Общееблаго | Частноеблаго | |
Один | Монархия | Тирания |
Немногие | Аристократия | Олигархия |
Многие | Полития | Демократия |
Рассматриваявопросотом,какойвидгосударственногоустройстванаилучший,Аристотельпоказывает,что«государство,состоящееизсреднихлюдей,будетиметьинаилучшийгосударственныйстрой»(полития).
УчитываяогромныезаслугиАристотелявразвитииполитическоймысли,егонередконазываютродоначальником,отцомполитическойнауки.
ИзвестныйдревнегреческийисторикПолибий(ок.200-120)указывает,чтовгосударстверимлян,какуказываетПолибий,быливсетривласти,причемвсебылораспределеномеждуотдельнымивластямииприпомощиихустроеностольравномерноиправильно,чтониктонемогбырешить,аристократическоелибыловсеуправлениевсовокупности,илидемократическое,илимонархическое.
ИдеимыслителейДревнегомираосновывалисьнапрактическомотождествленииполитикиигосударства,нерасчлененномвосприятиигосударстваиобщества,предполагаяинтегрированностьорганизациичеловеческойжизниипубличнойвласти.Этооставлялотеоретическиетрактовкиполитикивруслефилософииидажечастичноестествознания.