ПолитическаямысльДревнегомираиантичности

 

Антиичность[(восходитклат.antiquitas–древность)—вобщемсмыслеэтословоозначает«греко-римскаядревность»,иначеговоря,цивилизацияДревнейГрециииДревнегоРимавовсеммногообразииееисторическихформ.ПосколькунаАнтичностьприходитсянесколькостолетийчеловеческойистории,еепринятоподразделятьнаэпохиипериоды.

Вцелом,общаяпериодизацияАнтичностивыглядитследующимобразом.

· РанняяАнтичность(VIIIв.дон.э.–IIв.дон.э.)–зарождениеРимскойимперии;

· КлассическаяАнтичность(Iв.дон.э.—IIв.н.э),золотойвеквремяединствагреко-римскойцивилизации;

· ПоздняяАнтичность(III–Vн.э.).РаспадРимскойимперии.РаспадЗападнойРимскойИмперииознаменовалсобойначалоновойэпохи–Средневековья.

Историческипервойформойосмысленияполитикибылаеерелигиозно-мифологическаятрактовка.

Первыеформыспециализированного(протонаучного)отображе­нияиосмыслениямираполитикисформировались2,5тыс.летназадисуществовалипреимущественноврелигиозно-мифологическойформе.Ихосновусоставлялиидеиобожественномпроисхождениииорганизациивласти.Судяпосохранившимсяисточникам,воII-Iтысячелетияхдон.э.увсехдревнихнародовгосподствовалипредставленияобожественномпроисхождениивластииобщественно-политическогострояисамиэтипредставленияпередавалисьобычновформемифов.

ПримерноссерединыIтыс.дон.э.беретначалоактивныйпроцессрационализацииполитическоймысли.Наметиласьтенденциярационализацииполитическихвзглядов,появляютсяпервыеполитическиекатегорииидефиниции,азатемицелыеконцепции,носящиефилософско-этическуюформу.Нарядусгосподствующимими­фологическимипредставлениямиовластиначинаютформироватьсята­киесистемывзглядов,вкоторыхвсебольшеибольшеутверждаютсянаучныеметодыиприемыобъясненияполитическогомира.Вэтовремянаблюдаетсятенденциякбольшейрационализацииполитическихпредставле­ний,появлениюотдельныхсистематизированныхучений.Темсамымзакладываетсяосновасобственнотеоретическихисследованийполитики.ЭтотпроцесссвязанструдамиКонфуция,ПлатонаиАристотеля.

НаиболеевидныепредставителидревнегреческоймыслиПлатон(427-347дон.э.)иАристотель(384-322дон.э.)вкачествеосновногообъектапознаниярассматриваликонкретныегосударства,формыгосподстваотдельныхправителей,наиболееотчетливыепроявленияпубличнойвласти.

НаиболеезначительныеработыПлатона–этополитическиедиалоги:«Государство»,«Политик»,«Законы»идр.,вкоторыхонуделяетбольшоевни­маниетолкованиюпонятий«политика»и«власть»,раскрываяихкакискусствосоединения(плетения)всегомногообразияинтересоввпо­лисенаобщееблаго.

ОтПлатонаберетначалотрадицияобстоятельнойклассификацииго­сударствиуглубленногоанализаразличныхгосударственныхуст­ройств.Ненаходявгреческоммиресовершенногоустройства(там,гдеправятнаобщееблаго),авторвыделяетчетыретипанесовершенныхго­сударств :тимократия,олигархия,демократия,тирания. Политическаяистория,согласноплатоновскомуанализу,неизбежноведеткнаступле­ниютирании,поэтомуавторставитвопросонедопущениисамогохуд­шегоизнесовершенныхустройств.

ПостепенноПлатонотходитотидеи«правлениямудрых»иутвер­ждаетидею«правлениязаконов».ВXXв.этаконцепциямыслителяпо­лучиларазноречивуютрактовку.

Аристотель(384-322дон.э.)–греческийфилософ,ученый-энциклопедистиполитическиймыслитель,талантливейшийученикПлатона.Аристотель–автортакихважныхдляисторииполитическойнаукиработ,как«По­литика»и«Афинскаяполития».

Государство(polis),согласноАристотелю,создаетсянерадитого,чтобыжить,нодлятого,чтобыжитьсчастливо.

Аристотель,продолжаятрадицию,заложеннуюПлатоном,проводитклассификациюгосударственныхустройств,наосноведвухкритериев:

· качественного(правлениенаобщееблагоиливинтересахсамихвластвующих);

· количественного(правлениеодного,правлениенесколькихилиправлениебольшинства).

Онвыделяетгосударства6видовгосударств:пра­вильные(монархия,аристократия,полития)инеправильные(тирания,олигархия,демократия).

Количество

правящих

Цельправления

Общееблаго Частноеблаго
Один Монархия Тирания
Немногие Аристократия Олигархия
Многие Полития Демократия

Рассматриваявопросотом,какойвидгосударственногоустройстванаилучший,Аристотельпоказывает,что«государство,состоящееизсреднихлюдей,будетиметьинаилучшийгосударственныйстрой»(полития).

УчитываяогромныезаслугиАристотелявразвитииполитическоймысли,егонередконазываютродоначальником,отцомполитическойнауки.

ИзвестныйдревнегреческийисторикПолибий(ок.200-120)указывает,чтовгосударстверимлян,какуказываетПолибий,быливсетривласти,причемвсебылораспределеномеждуотдельнымивластямииприпомощиихустроеностольравномерноиправильно,чтониктонемогбырешить,аристократическоелибыловсеуправлениевсовокупности,илидемократическое,илимонархиче­ское.

ИдеимыслителейДревнегомираосновывалисьнапрактическомотождествленииполи­тикиигосударства,нерасчлененномвосприятиигосударстваиобще­ства,предполагаяинтегрированностьорганизациичеловеческойжиз­ниипубличнойвласти.Этооставлялотеоретическиетрактовкиполи­тикивруслефилософииидажечастичноестествознания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: