Власть –этоотношениямеждусубъектамиполитики,проявляющеесявспособностиивозможностиоднихлюдейосуществлятьсвоюволюпоотношениюкдругим.
Элементамиполитическойвласти являются:
1.Субъектвласти–субъектполитики,добивающийсяотдругихсубъектовосуществлениядействий,соответствующихеговоле.
2.Объектвласти–субъектполитики,характеризующийсяготовностьюкподчинениюиспособностьюреализоватьволюсубъекта.
3.Процессвластвования,т.е.способы,механизмывзаимодействиявластвующегосубъектаиобъекта.
4.Средствавластноговоздействия–совокупностьресурсов,используемыхсубъектомвластвованиядляреализациисвоейволипосредствомдействийподвластногосубъекта.
5.Социальныенормы,санкционирующиевластныеотношения,–механизмырегулированияобщественнойжизни,обеспечивающиесоответствиемеждуцелямисоциальныхсубъектовисредствамиихдостижения.
Процессвластвования можнотакжеразложитьнадвефазы:
1)волеваяфазасостоитвпостановкецеливластвующегосубъекта;
2)инструментальнаяфазапроявляетсявпрактическихдействияхпореализациипоставленнойцелиприпомощисредстввластноговоздействия.
|
|
Функциивласти можноразделитьнадвавида:
1.Интеграционно-регулятивныефункции,связанныесорганизациейвзаимоотношенийсубъектовполитики,обладающихразнообразнымиполитическимицелями:
а)достижениеобщественногосогласия;
б)поддержаниеобщественногопорядкаистабильности;
в)социальныйарбитраж(координация,посредничествововзаимоотношенияхмеждуразличнымисубъектами);
г)выявлениеиразрешениеконфликтовидр.
2.Функциируководстваиуправления,обеспечивающиевыработкуипроведениевжизньединойдлявсегообществаполитическойволи:
а)подготовка,принятиеиреализациярешений;
б)организацияихвыполнения;
в)контрользареализациейпринятыхрешений;
г)оценкаихэффективностиикорректировкапредпринятыхдействийирешений.
12. Основныеносителиполитическойвластивобществе
Кчислуосновныхносителейполитическойвластивобществеследуетотносить:
· государство;
· политическиепартии;
· общественно-политическиедвижения;
· профсоюзы;
· творческиеобъединения;
· лоббистскиеорганизации;
· церковныеобъединения;
· средствамассовойинформацииит.д.
Взависимостиотстепенивовлеченностивполитическуюжизнь,реализациювласти,можновыделитьследующиегруппысубъектовполитическойсистемы:
· Собственнополитическиеорганизации–этотеорганизации,которыепрямоинепосредственноосуществляютполитическуювласть.Этогосударствоиполитическиепартии.
· Несобственнополитическиеорганизации–онитакжеосуществляютполитическуювласть,ноэтолишьодинизаспектовиздеятельности(профсоюзы).
|
|
· Неполитическиеорганизации–этиорганизациивообщенеучаствуютвосуществленииполитическойвласти(спортивныеобщества).
Государствокаксубъектполитическойсистемыможносчитатьпервойполитическойорганизацией.Государствозанимаетцентральноеместовполитическойсистеме.
Особенностигосударствакакосновногоносителяполитическойвласти:
1)Примиряяразличныесоциальныегруппы,государстводаложизньполитическойсистеме.Безусловно,чтогосударствонавсемпротяжениичеловеческогоразвитиявыступалокак«миротворец»,носдругой,именноонодваждыввергалосвоихподданныхвмировыевойны.
2)Черезгосударствоиндивид«включается»вполитическуюсистемуобщества.Вместестем,всегдамеждугосударствомиотдельнымигражданамисуществуеткомплекспротиворечий,которыйвцеломхарактеризуетсякакодноизосновныхвнутреннихпротиворечийполитическойсистемыобщества.
3)Государствовыступаетполитическойорганизациейэкономическигосподствующегокласса.Нонадоотметить,чтотакоесостояниедлягосударствахарактернолишьвпериодкризисов.
4)Государствосталопервымрезультатомполитическойдеятельностилюдей.Оноиграетрольнадклассовогоарбитра,устанавливает«правилаигры»дляполитическихпартийиобъединений.
5)Государство–важнейшийинтегрирующийфактор,связывающийвединоецелоеполитическуюсистемуигражданскоеобщество.
6)Политическаясистеманаходитсявпостоянномдвижении,модификации.Когдажевозникаютчрезвычайныеситуации,особаярольвихразрешенииотводитсягосударству.