Синонимы – слова, разные по написанию, но близкие или тождественные по значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значений или стилистической окраской. Синонимы делятся на три группы:
1) семантические, которые различаются оттенками значения (красный, алый, багровый);
2) стилистические, которые различаются стилистической окраской
- различаются с точки зрения принадлежности к различным стилям (молодые – разговорный стиль, новобрачные – официально-деловой стиль);
- различаются сферой употребления, отношением к литературному языку (беседовать – литературное, гутарить – диалектное);
- разные с точки зрения отношения к активному и пассивному словарю; обычно один из синонимов устаревший (актер – лицедей, глаза – очи);
- отличаются эмоционально-экспрессивной окраской (перехитрить – нейтр., кинуть – эмоц.);
- эвфемизмы служат для обозначения тех слов, которые представляются автору нежелательными (высморкаться – очистить нос посредством платка);
|
|
3) семантико-стилистические, которые различаются и оттенками значений, и стилистической окраской (работать – литер., трудиться – книж., вкалывать – разг.).
Помимо разнокорневых существуют однокоренные (однокорневые) синонимы, отличающиеся друг от друга или стилистической окраской, или сочетаемостью (борьба – борение, рыбак – рыбарь). Не относятся к синонимам варианты слов, отличающиеся произношением, написанием или морфологическими особенностями (орфоэпические варианты: тв о рог – твор о г; орфографические варианты: кинетические – кинесические; морфологические: рельс – рельса). Особняком стоят тождественные синонимы, одинаковые по смыслу и по стилистической окраске. Это, как правило, слова разные по происхождению, но обозначающие одно и то же понятие (лингвистика – языкознание). Существуют не только лексические синонимы, но и синтаксические (шел берегом – шел по берегу; льняное полотенце – полотенце из льна; когда она проходила по улице - проходя по улице, она…).
В речи синонимы выполняют разнообразные функции, основными из которых являются следующие:
1)функция наиболее точного выражения мысли (Сияло солнце, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река);
2)функция уточнения – в одном контексте употребляются синонимы, дополняющие друг друга (Он словно потерялся, словно сробел);
3)функция разъяснения – синонимы разъясняют слова, которые могут быть непонятны читателю: заимствования, диалектизмы, профессионализмы (Началась анархия, или беспредел);
4)функция сопоставления – синонимы указывают на различия в семантике (Врача пригласить, а фельдшера позвать; Начальство не опаздывает, оно задерживается);
|
|
5)функция противопоставления (Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли);
6)функция замещения – синонимы помогают избежать повторения слов (Строительство закончено, завершены и строительные работы);
7)функция усиления – нанизывание синонимов служит усилению признака, действия (То потухнет, то погаснет, то совсем не загорит). Если каждый следующий синоним усиливает предыдущий, создается градация (Сгорели в танках мои товарищи: до пепла, до золы, до тла).
8)функция средства связи предложений в тексте.
Антонимы – слова, противоположные по значению. Они бывают однокорневые (вошел – вышел) и разнокорневые (добрый – злой). Особой разновидностью антонимов является энантиосемия. Это антонимия внутри многозначного слова, когда разные значения данного слова вступают в антонимичные связи (бесценный – нет цены (очень дорогой) и ничего не стоит (дешевый)).
Функции антонимов
1)лексическое средство выражения антитезы (У сильного всегда бессильный виноват);
2)могут использоваться в предложении с отрицанием (В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок). Этот прием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие в нем ярких черт, признаков.
3)употребление одного из членов антонимической пары с отрицанием (Мир не постарел – помолодел). Подобное соединение антонимов усиливает, подчеркивает значение того антонима, который дается без отрицания.
4) на основе антонимов строятся каламбуры (Было так поздно, что стало уже рано; Молодая была немолода);
5)антонимы лежат в основе оксюморона (живой труп, горячий снег);
6) антонимы лежат в основе антифразиса. Антифразис – это употребление слова в противоположном значении, т.е. автор с целью создания комического эффекта использует один из членов антонимической пары, хотя по смыслу надо использовать другой (Тогда процесс пошел с необыкновенной быстротой, которою так славятся наши судилища).
7)помогают писателям показать полноту охвата явления (Все минуло, и счастье, и горе);
8)могут отражать чередование действий (Помиримся и поссоримся);
9)могут указывать на быструю смену действия (Вот вдали блеснула зарница, вспыхнула и погасла)
10)выступают в качестве средства связи предложений (У каждого времени своя жестокость. Доброта одна на все времена).
Омонимы – слова, которые совпадают в звучании, написании или в какой-то грамматической форме, но имеют совершенно разное значение. Выделяют лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы. Лексические омонимы – слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего в семантике (коса, банка). Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (лу г – лу к). Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному (з а мок – зам о к). Омоформы – слова, которые совпадают только в определенной грамматической форме (в банке – стеклянная банка и сберегательный банк).
Функции омонимов:
1. Употребление омонимов в одной фразе подчеркивает значение созвучных слов и тем самым придает речи экспрессию (Миру нужен мир).
2. На омонимах строятся каламбуры (Трамвай представлял собой поле брани).
Весьма существенными выразительными возможностями обладают архаизмы. Архаизмы наряду с историзмами относятся к устаревшим словам и делятся на несколько видов (см. табл.):
Вид архаизма | Причина архаизации | Пример |
Лексический | Устаревает все слово, его заменяет современный синоним | Ветрило (парус), очи (глаза), выя (шея) |
семантический | Устаревает одно из значений слова | Полк (поход), живот (жизнь), позор (зрелище) |
фонетический | Устаревает произношение слова | Гистория (история), пиит (поэт), глад (голод) |
акцентологический | Устаревает ударение | Музыка (музыка) |
графический | Устаревает написание | Реторика (риторика), зерцало (зеркало) |
словообразовательный | Устаревает аффикс | Рыбарь (рыбак), пастырь (пастух), ладья (лодка) |
|
|
В тексте архаизмы выполняют следующие стилистические функции: воссоздают колорит эпохи; придают речи торжественное, возвышенное звучание; создают комический эффект; способствуют достоверности речевой характеристике персонажей.
Градация. Антитеза.
Градация - размеренная последовательность при переходе от одного к другому. Градация - (от лат. gradatio — "ступень, степень") — стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения.
Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. (Ф. М. Достоевский.)
То, что называется образностью (красочность описаний, живость изображения, его наглядность) по большому счету представляет собой неотъемлемый признак любого искусства. А поскольку литература является одним из его видов, то активное применение выразительных средств проявляется в ней наиболее полно. Этой цели служит и использование различных крылатых выражений, а также целого арсенала стилистических приемов. Стилистические приемы В русском языке существует целый ряд подобных выразительных средств, помогающих автору повысить образность повествования. Прежде чем рассказать, что такое антитеза, рассмотрим самые распространенные из них. Аллегория. Этот прием позволяет с помощью иносказания раскрыть какой-то сложный образ. Наиболее часто употребляется в баснях, где благодаря ему через конкретных персонажей рисуется определенная черта характера (заяц = трусость, лиса = хитрость). Гипербола – чрезмерное преувеличение. Употребляется не только в литературной, но и очень активно в разговорной речи (сто лет тебя не видел; наготовила тонну еды). Метафора предполагает переносное значение слова на базе сходства (васильковые глаза – глаза синие, как васильки). Олицетворение – прием, при помощи которого свойства живого существа переносятся на неживые предметы (вспомним горьковское «море смеялось»). Существуют также анафора и эпифора, метонимия и синекдоха, сравнение и эпитет. Антитеза как стилистический прием. Ее определение В языке художественной литературы или ораторской речи нередко используется резкое противопоставление, построенное на контрасте. Оно используется и в отношении понятий и образов, положений и состояний, которые связаны друг с другом общим построением или внутренним смыслом. Надежда Бабкина рассказала о разрыве своих отношений Знаменитости, умершие молодыми Как стоит завтракать, чтобы сбросить вес? 13 советов Определим, что такое антитеза. Это стилистическая фигура, соединяющая контрастные понятия. Само слово восходит к греческому antithesis – противопоставление. Это понятие настолько распространено, что нередко даже не замечается. Антитезу широко используют поэты и прозаики. Множество литературных произведений содержат этот прием даже в своих названиях: «Война и мир», «Принц и нищий», «Красавица и чудовище», «Преступление и наказание». На антитезе построено много пословиц. Например, «мал золотник, да дорог». Антитеза в литературе Данный стилистический прием нередко служит для построения не только фраз, но и отдельных частей и даже целого художественного произведения – стихов или пьесы. К примеру, у Петрарки есть сонет, который представляет собой замечательный образец того, что такое антитеза, т.е. построен сугубо на этом приеме. Вот только одна строфа из этого произведения: Что произошло с Татьяной Догилевой Актер Олег Табаков вышел из комы, но потерял память? Почему бывшего солиста "Иванушек" до сих пор не похоронили? «Я зряч – без глаз, нем – вопли испускаю; И жажду гибели – спасти молю; Себе постыл – и всех других люблю; Страданьем – жив; со смехом я – рыдаю…» Очень часто этот прием применял А.С. Пушкин. Всем известная характеристика дружбы Онегина и Ленского: «волна и камень», «стихи и проза», «лед и пламень», – не что иное, как антитеза. Это в литературе один из ярких примеров рассматриваемого стилистического приема. Антитеза в СМИ Обращаясь к языку газет и журналов, нельзя не увидеть, насколько и в них популярна данная стилистическая фигура. Журналисты особенно часто применяют ее в заголовках, может быть, даже не подозревая, что такое антитеза как риторический прием. Так, например, весьма красноречиво и ярко звучат такие титулы статей: «Хвост всему голова», «Блеск и нищета нашего футбола», «Богатый дворник и нищий педагог». Что Лолита сказала о стройной фигуре Аллы Пугачевой Ради кого решила похудеть 68-летняя Ирина Муравьева? 10 лучших продуктов для долголетия В языке прессы антитеза тоже довольно часто используется не только в границах фразы, а в рамках всей смысловой части текста. Здесь она выступает как композиционный прием его построения. Антитеза – это в литературе и СМИ настолько освоенный прием, что нередко даже не вспоминается его, так сказать, ораторское происхождение. А ведь в древние времена он применялся именно для усиления выразительности речи. Заключение Благодаря своей резкости, броскости антитеза в произведениях обладает способностью создавать заметный контраст. Из-за этого к данному приему по-разному относятся разные литераторы. Одни выказывают категорически отрицательную точку зрения, другие, наоборот, нещадно его эксплуатируют. Именно из-за предельной ясности прием антитезы весьма популярен не только в художественном и художественно-публицистическом литературном стиле, но и в декларативно-политическом с агитационной тенденцией. Широко используется эта стилистическая форма в жанрах с социальным уклоном, когда надо особенно четко разграничить или сопоставить, скажем, жизнь разных слоев общества, различных классов.
|
|