Образование как институт культуры

Образование – это сложный и длительный процесс овладения людьми теоретическими знаниями и практическим опытом, накопленными в обществе. Знания и опыт передается через социальный институт образования, который включает в себя совокупность учреждений, соответствующих специалистов, норм и правил, методов обучения и многого другого, без чего не может функционировать система образования в современном обществе.

История образования отображает в себе развитие культуры в целом. Задача образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, превращение природного человека в культурного. Сколько типов культурных ценностей - столько видов образования. С этой точки зрения можно говорить об образовании нравственном, научном, художественном, правовом, религиозном и т.д. Образование можно определить как процесс сохранения культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры, в базе которого должно лежать культурное самоопределœение человека (представление индивида о культурном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в данном пространстве).

Главным образом через систему образования происходит проникновение научных теорий и художественных ценностей в сознание масс. С другой стороны, воздействие массового сознания на высокую культуру тем эффективнее, чем просвещеннее массы. Школа представляет собой основное связующее звено между различными уровнями духовной жизни общества.

Культура и образование связаны между собой:

ü общим объектом - человек культуры и образования;

ü общечеловеческими ценностями: культура, образование, человек и др.;

ü творческим характером культурно-образовательной деятельности;

ü общими функциями - развитие, обучение и воспитание человека.

Образование должно осуществляться в контексте определœенного типа культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры.

ОБРАЗОВАНИЕ — как функция социума обеспечивает воспроизводство и развитие самого социума, его систем деятельности и распределœено по всœей системе человеческих отношений; как процесс трансляции культуры и реализации культурных норм осуществляется специальными социальными институтами в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей.

В образовании, как одной из наиболее фундаментальных социально-культурных систем, выделяются три среза. Первый - ϶ᴛᴏ образование как повсœедневный процесс непрерывного удовлетворения образовательных потребностей и интересов населœения, реализация учебных, воспитательных и социализирующих услуᴦ. Второй срез – образование выступает как уникальная социально-культурная технология, направленная на воспитание и социализацию личности. И третий – образование воспринимается как механизм общественной жизни, призванный обеспечить подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства и культуры.

Религия как институт культуры.

Развитие культуры неразрывно связано с религией, которая понимается в социологии как институционализированная система верований, символов, ценностей и практик. Социологическое изучение религии предполагает рассмотрение её в качестве социального феномена. О.Конт, разработавший атеистическое учение, впоследствии развитое К.Марксом, определял религию как «любую систему взглядов и действий, которая регулирует поведение и служит предметом поклонения». Он считал религию исторически закономерным, фантастическим отражением действительности, природных и социальных сил, господствующих над человеком.

Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Будучи общественным явлением, религия имеет вполне определенные социальные корни. Социальные причины ее возникновения - это объективные факторы общественной жизни, связанные с отношением людей к природе и между собой (господство природных сил, стихийность общественных отношений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: