Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности.
Основные задачи науки — описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов.
В науке принято выделять 3 следующие составляющие:
· наука, как деятельность
· система научных знаний
· социальный институт
Вторая составляющая сегодня выглядит следующим образом: наука, как особая форма культуры. Оправдание такойпереформулировки:
Ø выросло значение науки как элемента культуры
Ø научные знания являются наиважнейшей компонентой культуры
Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Наука ориентирована на предметное объективное исследование действительности. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Субъективную структуру деятельности наука тоже изучает, но как особый объект.
|
|
Главной, определяющей научную деятельность целью является получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле. Но здесь получение знаний не является главной целью.
Продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания. Но поскольку знания приобретаются не только в науке, они бывают научные и ненаучные. Существует совокупность критериев научности, используя которые профессионалы легко отличают научную работу от ненаучной. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира. Ненаучное знание – это обыденное знание, искусство, религия, философия (в значительной своей части), интуитивно-мистический опыт, экзистенциальные переживания и т.д.
Наука как социальный институт включает в себя:
- совокупность знаний и их носителей;
- специфические познавательные цели и задачи;
- определенные функции;
- специфические средства познания и учреждения;
- формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
-определенные санкции.
Первой формой институциональной организации науки явились университеты(12 век), но там господствовали религиозные парадигмы мировоззрения и только в 16 в. в университеты проникает светское влияние.
Современная система высшего образования сохранила многие черты устройства и порядка аттестации университетов позднего средневековья.
|
|
Другой распространенной формой научного сообщества являются научные институты.
Научное сообщество (это понятие ввел Майкл Полани) может выступать как:
- сообщество всех ученых;
- национальное научное сообщество;
- сообщество специалистов той или иной области знания;
- группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.
Современное научное сообщество – это не единая, а «гранулированная среда», где научное знание происходит внутри «гранулы» - научной группы, которая по итогам своей работы самоидентифицируется и утверждается в научном сообществе.
Наука как социальный институт и особая сфера культуры
- Как социокультурный феномен наука зависит от многообразных действующих в обществе сил и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь.
- Наука – это часть социальной памяти; она вплетена во все сферы человеческих отношений, прежде всего в базисные, и претендует на роль единственного устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом.
- Культурная сущность науки влечет за собой этическую и ценностную наполненность.
- В классическом варианте наука: обращена к объективной природной и социальной реальности; каждое открытие связано с конкретным ученым; будучи включена в социальный процесс, отвечает на идеологические запросы общества; используется как инструмент политики.