Под кризисом культуры следует понимать резкий, крутой перелом в ее развитии, тяжелое переходное состояние культуры. При этом следует иметь ввиду, что подобные сдвиги в сфере культуры являются реакцией на развитие социально-экономической, политической и технической среды.
Кризис культуры нельзя отождествлять с катастрофой, поскольку этот кризис имеет диалектическую природу: отвергая традиционные культурные каноны, новая культура впитывает в себя все предшествующие достижения культурного развития общества – идеалы, нормы, все прогрессивные культурные ценности прошлого.
Информационная эпоха не является исключением из этого правила. Рождение информационного общества, как нового витка истории, сопровождается появлением качественно новых технических и социально-культурных феноменов, определяющих новую ступень общественной эволюции и, одновременно, кризисом в различных сферах жизнедеятельности человека – политической, социальной, культурной. Современная цивилизация вступила в полосу кризиса, который имеет системный характер, поскольку он охватывает, наряду с экономикой, политикой и социальной сферами общества, его духовную сферу, культуру и даже мировоззрение индивидов, их взгляды на цели и смысл бытия. Этот системный кризис оказывает негативное воздействие на человека, его ценности.
|
|
Нет ничего удивительного в том, что наряду с культурными величайшими достижениями современности в развитии и функционировании культуры наблюдаются кризисные явления, которые имеют объективные и субъективные причины. Эти причины можно классифицировать на причины, вызываемые технико- технологическим развитием, политическим климатом и социальными условиями жизни современного общества.
В процессе информатизации общества развитие материальной культуры, в частности средств информатизации, происходит все убыстряющимися темпами. Так, скорость обновления информационной технологии возрастает настолько, что поколения этой технологии сменяют друг друга каждые 3-5 лет. Интеллектуальное освоение последствий такого быстрого развития не поспевает за ростом получаемой и перерабатываемой информации. Это ведет к обострению противоречий между материальной и духовной компонентами современной культуры. Таким образом, информатизация общества не только изменяет мир, но и создает в этом мире новые проблемы.
Про образование
Глобализация экономики, быстрая смена технологий, утверждение новых приоритетов развития обществаобуславливает постоянное возрастание роли образования. Уже в ближайшие десятилетия, когда перед миро вым сообществом встанет множество новых, ранее не известных, но острейших проблем, роль знаний, без ко торых их не решить, неизмеримо возрастает.
|
|
Очевидно, что на переднем плане в мировом развитии окажутся те страны и те народы, которые будут способны обеспечить более высокий уровень образованности, развития профессионального мастерства людей. Жизнь в условиях развития демократии, рынка, новейших достижений науки, применения новых информационных и коммуникационных технологий уже становится в России реальностью. Постоянный рост значимости знаний, раз вития науки, создание новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышает требования к обще образовательному уровню и профессиональной квалификации каждого человека, все более смещает акцентна развитии его духовных и интеллектуальных способностей как непременном условии его социализации, способности к труду.
все это обуславливает необходимость модернизации системы отечественного образования. Вместе с тем, темпы и глубина преобразований в сфере образования еще не в полной мере удовлетворяют потребностям общества, государства и личности. Это можно ясно представить, если обратиться к некоторым, наиболее значимым в процессе преодоления кризисов явлениям, ожидающим своего незамедлительного решения:
* на протяжении нескольких лет складывалась, и нес еще остается актуальной проблема доступности качественного современного образования в течение жизни для всех граждан;
* требуют постоянного обновления содержание образования и организация образовательного процесса в соответствии с демократическими ценностями, особенностями рыночной экономики, потребностями рынка труда, современными научно-техническими достижениями;
* критическим во многих регионах остается со стояние финансирования образования;
* требуют целенаправленной поддержки образование в сельской местности, обучение детей с особыми потребностями;
* необходимо коренным образом заменить и обновить базу, внедрить информационные технологии в образование, обеспечить на уровне современных требований подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, ввести новые экономические и управленческие механизмы развития образования.
В этой связи интересно обратиться к соотношению двух точек зрения на развитие образования. Первая из них связана с более «мягким» обозначением того, что может произойти (или уже происходит?), как так называемого кризиса образования. Но есть и развитые на этой основе более мрачные прогнозы, связанные с понятием «крах образования» - это вторая точка зрения.
Еще одно мнение в пользу второй точки зрения. «Уже в течение многих лет в нашей стране, как и других странах мира, обсуждается проблема краха образования. При этом все чаще выдвигаются причины, имеющие чисто внешний по отношению к образованию характер: недостаточное финансирование, слабое материально-техническое оснащение, неудовлетворительная подготовка кадров и т.д.
В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации, депривации, деиндивидуализации личности, понижения общей и педагогической культуры учителей, национального нигилизма в содержании образования и воспитания. Социально-педагогическая защита детства, гуманизация, гуманитаризация образования и сегодня все еще остаются добрыми пожеланиями, не воплотившимися в практике массовой школы, где по прежнему преобладают технократические тенденции, усиливаемые раз вернувшейся работой по внедрению образовательных стандартов.
Другая причина - в демографических проблемах. И дело не только в том, что стало меньше тех, кого необходимо обучать, а еще в том, что необходимо изменить взгляд на существование образовательного учреждения малой наполняемости, на условия и способы профессиональной деятельности в таких условиях. Не секрет, что и профессиональная деятельность втакого рода образовательных учреждениях своеобразна, своеобразна и жизнедеятельность обучающихся в них.
|
|
Следующая причина - в изменившихся социокультурных процессах, в темпах их протекания, «разворачивания» с вовлечением в эти процессы огромных масс людей. Это и новый взгляд на новый мир, на отношения, возникающие в этом мире, на роли и статус как отдельных людей, так и групп и коллективов в данном мире.
Естественно, образование как наиболее чувствительный барометр, моментально реагирует на происходящее, стремительно входя в кризисы.
Угрозы кризиса образования (что реально также существует, несмотря на то, что сегодня много говорится и о «взрыве образования») и благоприятные возможности, предоставляемые внешней по отношению к образованию средой, в последние десятилетия прошлого столетия и реалии третьего тысячелетия требу ют не только структурной его перестройки, а коренного обновления видения стратегических целей, направленности и изменения парадигмальных оснований образования.Что касается реализации основанных на этом выбранных целей, то это закономерно требует перераспределения и переструктуризации внутренних (прежде всего, и об этом было уже сказано в предыдущем разделе) и внешних ресурсов, которые накопились в системе образования, и при их игнорировании они могут войти в противоречия между собой, что незамедлительно скажется на ее результативности.