double arrow

Общемировые проблемы образования

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной систем

Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенде нци и мирового образования.

Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Как отмечалось в послании Президента РФ, сегодня должен быть изменен подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий - это не просто социальная сфера. Это - вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.

Введение новых представлений о содержании образования требует изменения организации образования и изменения характера взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса (ученик, школа, семья, общество, государство, работодатели).

То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.

Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Известно, что 85% современного населения земли - это бедные (60%) и развивающиеся (25%) страны. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв, обрекающий эти страны на вечное отставание. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество.

Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом - преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально­экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.

Трансформация, расширение понятия образования. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.

Неформальное образование, получившее широкое распространение в последние годы, имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть", образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей. Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

Конце пци я непрерывного образования. Образование взрослых. Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: "Нам нужны специалисты не с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием".

Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.

Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. Если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются. Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики государства является образование (эту отрасль в США по праву называют "государством в государстве"), на нужды которого выделяется больше средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования обострились.

В России общая для большинства стран тенденция к сокращению государственного финансирования системы образования усиливается общими экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов на просвещение и подготовку кадров в федеральном бюджете снижалась на протяжении всех перестроечных 90-х годов.

Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг. Так, ещё в середине 90-х годов общая стоимость предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в 100 млрд. долларов США в год, что сопоставимо с размером общего бюджета целого ряда государств. Из этой общей суммы 18 млрд. долларов зарабатывали США, которые проводят целенаправленную работу по "рекрутированию" студентов.

Интеграция образования. Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Практически во всех странах устойчиво растает интерес к высшему образованию. Вместе с тем, как отмечалось на 2-ом международном конгрессе ЮНЕСКО “Образование и информатика”, состоявшемся в Москве в 1996г., система образования в мире переживает глубокий кризис. Этот кризис в свою очередь является следствием глобального кризиса цивилизации и связанного с ним кризиса науки и культуры.

Системный анализ причин современного кризиса образования, рассмотрение его основных проблем и определение главных стратегических направлений формирования принципиально новой, перспективной системы образования - содержался в пленарном докладе председателя этого конгресса, тогдашнего министра образования РФ, профессора В.Г.Кинелева

В укрупненном виде структура этих наиболее важных проблем, стоящих перед образовательными системами всех развитых стран представлена на Схеме 1.

Наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования, по мнению мирового сообщества должны стать:

фундаментализация образования, опережающий характер всей системы образования и доступность этой системы для населения нашей планеты за счет широкого использования методов дистанционного обучения. Фундаментализация образования, предполагает все большую ориентацию его на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволить людям находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях и т.д. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственно надежной опорой.

Необходимо отметить также значение информационных компонентов, которые без сомнения будут доминировать в перспективной системе фундаментального образования.

Весьма важным и перспективным направлением развития системы образования уже стало широкое внедрение методов дистанционного обучения и самообразования на основе использования современных и перспективных информационных и телекоммуникационных технологий и средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний научно-технической и учебно-методической информации.


Схеме 1.

Современные проблемы образования и пути их решения.

Проблемы Пути решения проблем
1. Качество образования не соответствует современным требованиям (фундаментальность, целостность, ориентация и будущее. НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: - фундаментализация образования; - интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования; - инновационное обучение.
2. Прагматическая ориентация образования в ущерб развитию личности. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - гуманистическая ориентация; - гибкое проблемное обучение; - креативные информационные технологии.
3. Недостаточная доступность образования для широких масс населения. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАНИЯ - дистанционное обучение; - доступные базы данных и знаний; - телекоммуникационные технологии.

Развитие этого направления является особенно важным для стран, имеющих обширную территорию. В частности, для России. Создание эффективных систем дистанционного обучения в таких странах не только существенным образом повышает доступность качественного образования для значительной части их населения, но также содействует и решению проблемы образования для людей с ограниченной подвижностью, а также

для той части населения, которая по тем или иным причинам, не может воспользоваться услугами очного обучения.

Одной из принципиально важных и конструктивных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Идея опережающего образования принадлежит российскому философу, академику А.Урсулу и является логическим следствием его философского вывода о необходимости опережения бытия сознанием в период перехода общества на модель устойчивого развития и управляемого формирования ноосферной цивилизации. Концепция системы опережающего образования заключается в ее принципиальной ориентации на будущее, на те условия жизни и профессиональной деятельности, в которых окажется выпускник учебного заведения после его окончания.

В системе опережающего образования значительная часть времени учебного процесса отводится для изучения новых фундаментальных знаний, процессов и технологий информация о которых должна поступать в систему образования по различным каналам взаимодействия с системой науки, банками данных и знаний научно-технической информации. Поэтому принципиально важным условием эффективности системы опережающего образования является необходимость его органической связи с институтом науки. Образование должно быть буквально "встроено" в систему научных исследований. Это в свою очередь даст науке необходимый ей источник развития за счет более эффективного подключения к научным исследованиям специалистов из сферы образования и более качественной базовой подготовки будущих ученых. Поднятые на Конгрессе проблемы и пути их решения нашли впоследствии отражение в отечественных документах, определяющих развитие российского образования на перспективу. В частности, «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», послужившие основой для разработки Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010годы» и целевого национального проекта «Образование», предусматривают:

- повышение качества профессионального образования;

- обеспечение доступности качественного общего образования;

- развитие современной системы непрерывного профессионального образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

- переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от прежней традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение.

Рассматривая блок национальных проблем, следует подчеркнуть, что система образования несет на себе отпечаток того общества, в котором функционирует. Рассмотрение современных проблем нашего общества и выявление перспектив его изменения требует учета разных сторон, измерений, уровней и компонентов. Это касается, в частности, казалось бы бесспорного тезиса о фундаментализации образования, который по ряду причин в ряде современных отечественных программных документах заменен термином «компетенции».

Компетентностный подход отражает такой вид содержания образования,

который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а

предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е., относящийся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.) Совет Европы рекомендовал использовать набор так называемых ключевых компетенций (познавательные, общественные, информационные и другие) как основу для построения учебных планов и программ общего образования для всей Европы.

Переход к эффективной рыночной экономике представляет собой сложный и долгий процесс, требующий системного подхода, а сфера профессионального образования в этом процессе играет ключевую роль.

В связи с этим, рассмотрим структуру систем образования в странах с различными моделями смешанной экономики, таких как США и Франция, которые являются конкурентоспособными на мировом рынке образовательных услуг и обеспечивают лидирую щи е позиции экономики этих стран в мировом сообществе.

Для сравнения систем образования обычно используется Международная система классификации образования по ступеням (МСКО). Разделение уровней образования по степеням МСКО выглядит следующим образом Образование, предшествующее первой ступени (0 ступень МСКО), которое обеспечивает воспитание детей, еще не достигших того возраста, когда они могут поступить в школу первой ступени (например, в яслях, детских садах).

Образование 1 и 2 ступени МСКО, главной функцией которого является обеспечение базовых элементов образования (например, в начальной школе и в младших классах средних школ).

Образование 3 и 4 ступени МСКО, обеспечиваемое в средних и старших классах в средних школах, педагогических училищах на этой ступени, шк олах профессионального или технического характера. Эта ступень образования основана на предшествующем обучении первой и второй ступени МСКО и обеспечивает общую и/или специализированную подготовку.

Образование 5 и 6 ступени МСКО, которое обеспечивается в университетах, педагогических колледжах, высших профессиональных школах и для доступа к которому требуются как минимум успешное завершение образования четвертой ступени МСКО или свидетельство о приобретении эквивалентного уровня знаний.

Образование в США.

В США отсутствует единая государственная система образования и каждый штат может определять ее структуру самостоятельно. Она выглядит следующим образом:

- дошкольные учреждения (дети от 3 -х до 5 лет);

- начальная школа (с 1 по 8 класс- дети в возрасте от 6 до 13 лет);

- средняя школа (с 9 по 12 классы), где обучаются школьники в возрасте 14-17 лет:

- колледжи и университеты, профессиональные высшие школы.

Дошкольное воспитание осуществляется в муниципальных и частных

яслях, детсадах и подготовительных учебных центрах.

Государство оказывает образовательным учреждениям финансовую помощь. С пятилетнего возраста подавляющее большинство дошкольников обучаются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, приобретению необходимых навыков. Дошкольные отделения общественных (т.е. не частных) школ посещает более 60% все пятилетних детей. Остальные мене 40% дошкольников ходят в негосударственные образовательные заведения (религиозные, частные и корпоративные).

В последние годы быстро развиваются корпоративные детские сады при крупных компаниях. Посещают подобные заведения дети сотрудников этих корпораций.

Обучение в школе бесплатное, начинается с 6 лет по 8-й класс. После 4-го класса можно перейти в так называемую промежуточную школу, где можно доучиться остальные 4 года. После 6 класса перейти можно также в младшую среднюю школу, где учатся по 9-й класс.

В школе, как и на других ступенях образования, нет единых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округ разрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, подготавливает свои программы по отдельным дисциплинам. Учебный год продолжается в американской школе 170-186 дней. Дети обучаются 5 дней в неделю. Учебный год делится на семестры. В 8 классе появляется система выбора предметов, а обязательными являются английский язык, математика, обществоведение, естествознание, физкультура, музыка, изобразительное искусство и трудовые навыки.

Старшая средняя школа - следующая ступень (9-12 класс). Обучение бесплатное. Она называется «всеобщей» и обучает всех подростков, желающих продолжить занятия после обязательного обучения в начальной школе. В практике подавляющего большинства старших средних школ программы обязательных занятий обычно включают изучение математики (3 года), английского языка (4 года), естественных наук (3 года), социальных наук (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года). Кроме того, учащиеся желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении должны пройти курс иностранного языка в течение двух лет.

Средние школы бывают разных типов: академические. Профессиональные и многопрофильные. Например, в многопрофильных школах, начиная с 9 класса, существуют различные отделения или профили. Наиболее распространенными являются академический, общий, коммерческий, индустриальный, высоких технологий, сельскохозяйственный и др.

Академический профиль дает образование достаточное для поступления в вуз. В начале девятого года обучения все учащиеся подвергаются тестированию на определенные коэффициенты умственной одаренности (2К). Если он окажется ниже 90, то учащимся нецелесообразно учиться на академическом отделении и им лучше выбрать какой-нибудь практический курс. Профессиональные профили готовят ученика к непосредственной практической деятельности. Объем общего образования на этих профилях значительно сокращен. Отделение общей подготовки, напротив, дает общие знания, но в объеме недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбора определенной профессии. Таким образом, закончив среднюю многопрофильную школу, учащиеся имеют различную общеобразовательную подготовку.

Для получения аттестата зрелости учащимся необходимо получить зачеты по 16 академическим курсам в течении последних 4-х лет обучения. Обычно учащиеся записываются на изучение 5-6 курсов в течение полугодия и тем самым набирают 20 и более курсов в 9-12 классах. Во многих школах США для получения аттестата зрелости время, затрачиваемое на изучение кулинарии, парикмахерских навыков, вождение автомобиля, приравнивается ко времени, отводимому на изучение математики, химии, истории, биологии и английского языка. Важное значение имеет качество избранных курсов, качество и особенности самой школы. Обычно лучшие учащиеся, цель которых продолжить образование в университете, выбирают соответствующие сложные курсы. Дл наиболее талантливых учащихся разрабатываются специальные курсы, близкие по содержанию к университетским.

В систему высшей школы США входят несколько групп учебных заведений, различающихся по уровням обучения, профилям подготовки специалистов и по масштабам научно-исследовательских работ.

Высшая ступень - около сотни университетов, имеющих право присваивать докторские степени. К научно-исследовательским университетам 1 разряда относятся 50 вузов, получающих наибольшие субсидии от правительства и присваивающих не менее 50 докторских степеней в год. Остальные, примерно 50 вузов, составляют 2 разряд.

К следующей группе принадлежат многоотраслевые университеты и колледжи, которые также подразделяются на 2 разряда, в зависимости от числа учебных программ и количества студентов. Которых должно быть не мене тысячи.

Третью группу образуют колледжи гуманитарных и естественных наук, имеющие, как правило, давние традиции преподавания этих дисциплин и часто называемые «колледжами свободных искусств».

Четвертую, наибольшую группу, составляют так называемые младшие и местные колледжи с 2-годичным сроком обучения, присваивающие только ассоциированные степени.

Обучение в американских вузах ведется по 3 основных уровням. Обучение на 1 уровне с присвоением степени бакалавра, без ориентирования на конкретные профессиональное занятие ведется по базовым курсам и курсам по выбору. Для получения степени необходимо набрать за 4 года не мене 120 баллов, при этом семестровое обучение по одному предмету может дать от 12 до 18 баллов.

Обучение на 2 уровне ориентировано на практическую работу по определенной специальности. Срок обучения для имеющих степень бакалавра- 2 года. Для получения степени магистра, как правило, необходимо написать диссертационную работу.

Высший уровень обучения - докторантура с присвоением степени доктора философии. Степень ассоциата является промежуточной между аттестатом - свидетельство об окончании школы и степенью бакалавра. Эта степень присваивается после учебы по двухлетней программе колледжа и ведет к получению степени бакалавра после завершения 2-х дополнительных лет обучения.

Высшая школа США насчитывает 3 400 государственных и частных вузов. И, хотя в количественном отношении частных вузов больше, тем не менее 77%-80% студентов обучается в государственных учебных заведениях.

Обучение в американских вузах платное. В государственных - в 3 -4 раза меньше, чем в частных. Кроме стоимости обучения существует ряд сборов: процессуальный. Библиотечный, лабораторный, сбор за пользование компьютером и т.п. Общая стоимость обучения включает в себя: стоимость собственно обучения (с дополнительными сборами), стоимость книг и сопутствующих материалов, затраты на проживание, питание, тренажеры.

Возникшие в конце XIX в. и получившие в дальнейшем широкое распространение двухгодичные колледжи стали оказывать значительное влияние на структуру и тенде нци и развития среднего, профессионально­технического и высшего образования США.

Известны различные типы двухгодичных учреждений послесреднего образования, функционирующие в США: юниорские и технические

колледжи, технические институты. Каждый из перечисленных типов имеет свою «нишу». Технические институты специализируются в одной или нескольких областях профессионально-технической подготовки. Технические колледжи при этом ориентированы на работу с контингентом учащихся от 18 до 30 лет. Юниорские колледжи работают с молодежью 17­18 лет как в области общего, так и профессионального образования.

Совершенно особое место занимают коммунальные колледжи. Они не имеют жесткой привязки ни к возрасту, ни к виду, ни к профилю обучения. Их ниша - удовлетворение разнообразных образовательных потребностей населения данной территории - города, округа, сельского района.

Американский коммунальный колледж (АКК) развивает идею открытого образования. Он предлагает образовательные услуги людям разных возрастов и специальностей, какими бы образовательными интересами они ни руководствовались.

Коммунальный колледж - поистине американский феномен. Не случайно он появился как новый тип учреждений послесреднего образования именно в США, и именно в начале 60-х годов.

В эти годы на волне широкого внедрения новых промышленных технологий «космической эры» возникла общенациональная потребность в серьезном росте качества не только массового общего, но и профессионально-технического образования. Обществу нужен был не только более образованный производитель, но и более образованный потребитель новой, более сложной (гражданской и военной) продукции.

Ни университеты, ни традиционные четырехгодичные колледжи не могли справиться со столь масштабной задачей. Ее не могло поставить и федеральное правительство, поскольку не располагало для этого ни правовой, ни материальной, ни организационной базой (напомним, что система образования в США предельно децентрализована).

В результате действия мощных социальных импульсов по всей территории США была развернута система коммунальных и близких к ним по типу колледжей. Иногда коммунальными становились старые технические и юниорские колледжи, часто территориальные сообщества на свои средства создавали коммунальные колледжи буквально на пустом месте.

Это позволило за истекшие годы многим миллионам американцев

продолжить образование, получить более высокую квалификацию, удовлетворить свои социальные притязания (ведь обучение в колледже всегда считалось в США одним из признаков высокого социального

имиджа).

Система образования Франции.

Содержание образования в АКК разнообразно и включает в себя: общеобразовательные программы (коррекционные и основные), профессионально-технические программы, программы непрерывного общего и профессионального образования, дополнительного образования по интересам, а также программы, направленные на подготовку к обучению в четырехгодичных колледжах и университетах (программы трансфера).

Современная система французского образования

складывалась на протяжении последних двух столетий и считается одной из самых передовых в мире. Основные ее особенности - преобладание

государственных учебных заведений и бесплатность обучения для всех, включая иностранцев (правда, университеты взимают со студентов номинальную плату). Еще одна особенность - это практически одинаковое качество обучения как в столице, так и в прови нци и.

По последним данным, число школьников и студентов во Франции превысило 15 млн. человек и составило четверть населения страны. В стране около 7 тыс. коллежей, 2600 лицеев. На нужды образования ежегодно расходуется 21% государственного бюджета. Система образования - крупнейший работодатель Франции: в ней занято более половины

государственных служащих.

Образование не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют государственная и частная система образования. В частных учебных заведениях обучается примерно 20% всех учащихся. Государство утверждает все школьные программы как для государственных, так и для частных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра.

Французская образовательная система имеет ярко выраженную национальную специфику. В этой стране своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы. И особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они, как правило, котируются гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов.

Образовательная система Франции имеет следующую структуру:

• дошкольное образование (до б лет);

• начальное образование (6-11 лет);

• среднее образование (11-18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра;

• высшее образование.

Детские сады принимают детей с 2 лет до 6 лет. Образование до начальной школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Детские сады часто называют самой большой удачей французской системы образования.

В школу дети идут в возрасте 6 лет. Принятая во Франции система школьного образования заметно отличается от российской. Она разделена на три блока: начальная школа (5 лет обучения), коллеж (4 года), лицей (2-3 года). Обязательными являются первые два.

Начальная школа обучает детей до 11 лет. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании.

Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет и делится на:

• Подготовительный курс

• Начальный курс 1-й год

• Начальный курс 2-й год

• Средний курс 1-й год

• Средний курс 2-й год

В школах обучение смешанное - девочки и мальчики учатся вместе. Все предметы ведет один преподаватель.

Среднее образование.

Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения -коллеж (4 года обучения) и второй цикл обучения (лицей).

6-й и 5-й классы - цикл наблюдения

Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из "живых" языков.

В конце пятого класса учащиеся, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения.

4-й и 3-й классы - цикл ориентации

Начинается изучение второго "живого" иностранного языка, учащиеся могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки.

В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа.

После 3-го класса ориентация дальнейшего обучения m зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Оно является главной целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по "короткому", либо по "длинному" циклу обучения.

Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносится советом класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным.

В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. Их обучают преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку для работы с "трудными" детьми.

2-й "короткий" цикл профессионального образования

Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому.

• САР (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией

• ВЕР (сертификат общего профессионального образования), который готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т.п.

В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.

LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики.

Среди учащихся, получающих ВЕР, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра ("бак"), благодаря наличию "переходных" классов.

2-й "длинный" цикл обучения: лицей

Лицей готовит в течение 3 -х лет к экзамену на степень бакалавра:

Второй класс является "неопределенным" классом, то есть пока не имею щи м определенной специализации

Первый класс имеет много направлений - филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

"Терминаль" или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра.

"Бак", как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию.

«Бак» получают далеко не все учащиеся лицеев, а только в среднем 80%. При этом детей иностранцев, не проживающих во Франции постоянно, принимают на общих основаниях не только в частные, но и в государственные лицеи.

Лицеи существуют двух типов: общего и уже рассмотренного нами профессионального образования. В лицеях общего образования, которые открывают путь в высшие учебные заведения Франции, срок обучения - три года. В соответствии с избранной специализацией лицеисты сдают выпускные экзамены. Аттестат о среднем образовании (ВАС) имеет три разновидности: с ориентацией на литературу (L), естественные науки (S) или экономику (ES). Второе направление подразумевает и более узкую специализацию: естественные науки и технологии сферы услуг (STT), естественные науки и промышленные технологии (STI), естественные науки и лабораторные технологии (STL) и медико-социальные науки (SMS).

Система высшего образования Франции переживает сегодня подъем: число студентов перевалило за 2 млн. и продолжает расти. Нет такой специальности, которую нельзя было бы получить в одном из учебных заведений Франции. Каждый десятый студент, получающий высшее образование на французской земле, - иностранец.

В отличие от российской французская система высшего образования более мобильна и гибка. Университетское образование делится на три цикла, по окончании каждого из которых студент получает соответствующий диплом.

Первый цикл рассчитан на два года и завершается экзаменом на получение диплома об общем (DEUG) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании. Многие останавливаются именно на этой ступени, поскольку такой документ дает возможность найти неплохую работу.

Второй цикл также состоит из двух-трех лет обучения. По окончании первого года выдается диплом лиценциата (licence), а следующий заканчивается получением диплома магистра (maitrise).

Наконец, третий цикл предполагает углубленное изучение избранной специальности и сопровождается самостоятельной научной работой, тему которой претенденты обязаны сформулировать до поступления на программу. Успешно одолевшим этот этап выдается диплом о специальном высшем образовании (DESS) или углубленном образовании (DEA).

Во Франции насчитывается 80 университетов (universites) и около 300 высших школ (grandes ecoles). Французские вузы отличаются размерами, но в целом, независимо от месторасположения, гарантируют высокое качество образования. Для небольших университетов характерны многообразие дисциплин и большое число студентов первого цикла обучения. Университеты крупных провинциальных городов -Лилля, Тулузы, Лиона, Экс-ан-Провайса. Бордо, Гренобля - как правило, отличаются более узкой специализацией, в них больше студентов второго и третьего циклов. Наконец, в Парижском округе, где сосредоточена четверть всех французских студентов, можно найти практически все что угодно - любой факультет, любую программу, любую специализацию.

Официальных рейтингов учебных заведений во Франции не существует, но можно говорить о сложившихся репутациях. Так, в Страсбургском университете, как считается, лучший во Франции факультет немецкого языка, а, например, в университете Монпелье особенно хорошо поставлено дело на факультетах естественных наук и медицины. Среди флагманов бизнес - образования называют Высшую коммерческую школу, Высшую школу экономических и коммерческих наук, Парижскую высшую коммерческую школу и некоторые другие.

При нци пиальной разницы между университетами и высшими школами не существует, речь может идти скорее об исторически сложившихся типах. Диплом выпускника одной из высших шк ол по престижу иногда ценится выше, чем диплом университета. Первые из них были созданы еще до Французской революции: Горная школа - в 1783 году. Королевская школа мосто- и дорогостроения - годом позже. Как правило, путь в большой бизнес и большую политику лежит именно через них. Наиболее известными являются Эколь Нормаль (Есо1е Nonnale superieure), Высшая агрономическая школа (Ecole Nationale superieure agronomique), Высшая коммерческая школа (Ecoles des hautes etudes commerciales). Политехническая школа (Ecole Poiytechnlque).


3.1. Отношения собственности в системе образования.

Образование как отрасль, как составная часть народного хозяйства характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют свои особенности. Они обнаруживаются, в частности, в отношениях собственности в обмене деятельностью работников просвещения с представителями иных отраслей народного хозяйства, в способах и формах возмещения затрат труда и материальных средств.

В современной экономической теории широкое распространение получило направление экономического анализа (неоинституционализм) согласно которому права собственности понимаются как

санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями и т. д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Иначе говоря, права собственности есть не что иное как определенные «правила игры», принятые в обществе, т.е. в основном, законы государства. В соответствии с данной теорией, полный «пучок прав» собственности состоит из 11 элементов: право владения, право

использования, право управления, право на доход, право на передачу благ в наследство и т.д. Право частной собственности означает, что отдельные физические или юридические лица обладают всем всем пучком из 11 прав собственности. Право государственной собственности означает, что всем «пучком» прав или их большинством обладает исключительно государство.

К примеру, бюджетное образовательное учреждение как юридическое лицо имеет лишь право на владение и использование имущества этого учреждения в форме оперативного управления. Имущество предоставлено ему собственником, т. е. учредителем, которому принадлежат остальные 8 прав собственности на это имущество. В отличие от бюджетного

учреждения, которое не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником,

автономное учреждение имеет значительно больший объем прав из указанной их совокупности и более свободно в распоряжении любыми поступив ши ми средствами.

Отношения собственности став определяющим звеном

производственных отношений в сфере образования в условиях перехода экономики страны к рынку, отражены в следующих документах:

1Кодифицированные федеральные законодательные акты:

1.1. Г ражданский кодекс Российской Федерации.

1.2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

1.3. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

1.4. Трудовой кодекс Российской Федерации.

1.5. Семейный кодекс Российской Федерации и др.

2. Системообразующие федеральные законы в сфере образования:

2.1. Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" в редакции Феде­рального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ.

2.2. Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ "О высшем и послевузов­ском профессиональном образовании".

2.3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об об щи х при нци пах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2.4 Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ "Об об щи х при нци пах ор­ганизации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

2.5. Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих орга­низациях".

2.6. Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ "О науке и государствен­ной научно-технической политике" и др.

Отношения собственности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях регулируется также следующими нормативными документами:

- типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми правительством Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных;

- разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений;

- иными нормативными документами, устанавливающими порядок реализации конкретных проблем.

Отдельно следует выделить законодательные и нормативные акты, не относящиеся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных заведений

В законе «Об образовании» (в ред. от 1 декаб. 2007года) говорится, что за образовательным учреждением в целях обеспечения его уставной образовательной деятельности учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания сооружения, имущество и т. д.), принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица (собственника). Эти объекты закрепляются учредителем в оперативное управление этого учреждения. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственностью. Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.

Негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное учебное заведение может быть признано банкротом.

Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.

Договор заключается между Учредителем и образовательным учреждением после обретения последним статуса юридического лица, т.е. после регистрации образовательного учреждения. Став юридическим лицом, образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, ему принадлежит право распоряжения средствами, полученными за счет внебюджетных источников.

Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник. (Субсидиарная ответственность)

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось в России «возвращением» государства в сферу образования (в положительную сторону начала меняться ситуация с финансированием образования, которое было признано приоритетной сферой интересов государства — прибавка бюджетных средств составила в эти годы до 50 процентов. Впервые стали выделяться деньги на коммунальные нужды, закупку оборудования, пополнение библиотечного фонда. Начала реализовываться программа компьютеризации сельских школ.). Вместе с тем, в эти годы начала осуществляться определенная линия государства на жесткое администрирование отечественного образования. В частности, в 2000 -2002 годах, по мере ввода в действие 2-й части Налогового Кодекса, отменившей льготное налогообложение образовательных учреждений, возникло противоречие между соответствующими статьями этого Кодекса и статьями закона «об Образовании», сохраняющего эти льготы. В результате возникшего противоречия, в закон «Об образовании» были внесены соответствующие поправки, уравнявшие образовательные учреждения, в части налогообложения, с коммерческими организациями. За последующие 5 лет (2002 - 2007г.г.) законы в области образования претерпели существенные изменения и дополнения путем внесения многих поправок.

Наиболее значительными, затрагивающими отношения собственности в образовании были поправки, связанные с принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122- ФЗ, известного в народе как «закон о монетизации льгот». Концептуальные изменения заключаются в следующем:

- в отдельных статьях закона «Об образовании» и закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» текст значительно (вплоть до100%) заменен либо исключены отдельные положения (вплоть до исключения отдельных статей, например, ст.40, 44 закона «Об образовании»);

- в двух, указанных законах об образовании исключены нормы о льготах по земельному налогу, нормативах финансирования, в том числе по оплате труда, об изъятии остатков средств и др.

- уточнено понятие учредительства образовательного учреждения: для государственных или муниципальных образовательных учреждений - учредитель только один; допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений;

- утратила силу норма, устанавливающая объем финансирования высшего профессионального образования в размере не менее 3% расходной части годового федерального бюджета;

- исключены положения, в соответствии с которыми государственные и муниципальные образовательные учреждения являлись собственниками имущества (земли, финансовых средств и др.); собственником является учредитель, т.е. государство.

В соответствии с определением, содержащемся в общероссийском классификаторе форм собственности (ОКФС), под формой собственности понимаются «законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности».

Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования

Основные формы собственности в Российской Федерации: частная, государственная, муниципальная собственность, собственность

общественных и религиозных организаций и смешанная собственность. В целом, можно выделить три основные формы собственности: государственную, муниципальную и негосударственную. Государственной называется федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации.. Формы собственности классифицируются в зависимости от типа собственника. Например, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, является федеральной собственностью; имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью и т.п.

В сфере образования различаются следующие формы собственности: государственная (государственные вузы, ссузы, пту, интернатные и специальные учреждения, автономные учреждения); муниципальная (дошкольные и общеобразовательные учреждения); собственность общественных организаций (религиозные, профсоюзные и проч. учебные заведения); частная (индивидуальные репетиторы, частные школы и т.д.); смешанная (некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации).

Организационно-правовые формы образовательных учреждений и организаций.

В соответствии со ст. 11.1 закона «Об образовании» «государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций». Учреждение - это одна из форм некоммерческих организаций. Некоммерческой признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В законе «О некоммерческих организациях» (в ред. от 02.02.2006 №19-ФЗ), приведены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: общественные и религиозные организации (объединения); объединения юридических лиц (союзы, ассоциации), фонды; государственные корпорация; некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации.

Некоммерческой организацией считается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения благотворительных, культурных, образовательных, управленческих целей, развития физической культуры и спорта, для охраны здоровья, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций

(объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

Фонд - не имеющая членства организация, создается гражданами и/или юридическими лицами с целью формирования имущества на основе добровольных вкладов и иных, не запрещенных законом поступлений для использования этого имущества на социальные, благотворительные, культурные, образовательные и другие общественно полезные цели.

Государственная корпорация - (введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 140-ФЗ). Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям..

Некоммерческие партнерства. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены

некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации..

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Автономная некоммерческая организация. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

В 2007 году отечественные законодатели расширили список некоммерческих организаций, которые могут быть созданы органами государственной или муниципальной власти. С момента принятия в ноябре

2007 года, федерального закона № 174 - ФЗ «Об автономных учреждениях», в российской правовой системе получили право на существование частные (негосударственные), бюджетные и автономные образовательные учреждения. В настоящее время государственные и муниципальные учреждения могут быть бюджетными или автономными.

Автономное учреждение - государственная (муниципальная) некоммерческая организация, т.к. АУ создается Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

С момента принятия указанного закона получают право на существование частные учреждения, бюджетные учреждения и автономные учреждения.

Г осударственные и муниципальные учреждения могут быть бюджетными или автономными. В текстах федеральных законов произведена системная замена термина «учреждение» на иные, соответственно: «частное учреждение», «бюджетное учреждение» или «автономное учреждение».В ряде случаев вместо терминов «бюджетное учреждение» или «автономное учреждение» используется собирательный по отношению к ним термин «государственные и муниципальные учреждения».

Остановимся на отличительных особенностях АУ от государственных и муниципальных учреждений

Закон позволяет автономным учреждениям (далее - АУ) предусматривать более гибкие формы бюджетного финансирования, более свободный режим экономической деятельности за пределами бюджетных обязательств, ограничение субсидиарной ответственности собственника, изменение режима управления имуществом, приобретенным за счет собственных средств, соответственно, расширенные имущественные права в отношении такого имущества, а также коллегиальные общественно-государственные органы управления. По сути, как заявляют сторонники этой организации, дополнение бюджетных учреждений новой организационно-правовой формой автономного учреждения обеспечивает переход от управления затратами к управлению результатами и, тем самым, повышению эффективности бюджетных расходов. Кроме того, это существенно большая хозяйственно-экономическая самостоятельность АУ по сравнению с бюджетным учреждением. Так, доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создается. Кроме объема государственных (муниципальных) заданий и обязательств АУ вправе по своему усмотрению выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном федеральными законами.

АУ в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях, т.е. осуществляет свою финансовую деятельность не через казначейскую систему

Это еще и гораздо большая самостоятельность в использовании имущества. Имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества АУ является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Исходя из этого, АУ не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Вместе с тем, остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, АУ вправе распоряжаться самостоятельно.

Кроме того, собственник имущества АУ не имеет права на получение доходов от осуществления АУ деятельности и использования закрепленного за АУ имущества. Субсидиарная ответственность собственника

ограничивается, собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Со своей стороны автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества.

И, наконец, что особенно важно для ассоциаций и других моделей сетевого взаимодействия учреждений и организаций социально­культурной сферы - АУ с согласия своего учредителя вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

По мнению ряда известных отечественных политических деятелей и ученых закон «Об автономных учреждениях» представляет собой «следующий этап приватизации, в общем бесплатной приватизации, очень ценного имущества, и может нанести огромный ущерб научным и образовательным учреждениям».

В отличие от автономных, бюджетные учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом закрепленным за ними собственником либо приобретенным ими за счет средств, выделенных собственником. В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ «бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно­технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета...»

Бюджетные учреждения могут открывать счета только в казначействе.

В доходах соответствующих бюджетов (муниципальных, региональных или федеральном) учитываются все доходы учреждения от использования имущества. Доходы учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, после уплаты налогов, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетные учреждения финансируются из бюджета только через утвержденную смету доходов и расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: