Археологические источники по истории первобытного общества (привести примеры этого типа источников, дать характеристику степени их информативности, их особенности)

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

                                                                      2017–2018 уч. год

1.Предмет, задачи и значение науки о первобытном обществе.

2. Археологические источники по истории первобытного общества (привести примеры этого типа источников, дать характеристику степени их информативности, их особенности).

3. Антропологические источники по истории первобытного общества (примеры, вклад в науку известных антропологов).

4. Этнографические источники по истории первобытного общества (привести примеры этого типа источников, охарактеризовать степень их информативности).

5. Письменные и лингвистические источники по истории первобытного общества (привести примеры).

6. Периодизация истории первобытного общества и ее проблемы.

7. Проблема происхождения и критерии человека. Австралопитековые.

8. Homo habilis, архантропы, палеоантропы, их место в антропогенезе.

9. Homo sapiens и неандерталец: проблемы завершающего этапа антропогенеза.

10.  Социогенез. Праобщина – первая форма организации первобытного общества.

11. Социогенез: раннепервобытная родовая община. Брак и семья.

12. Современные концепции расогенеза.

13. Возникновение и развитие родо-племенной организации.

14. Неолитическая революция и ее значение для развития первобытного общества.

15. Экономика позднепервобытного общества: первобытное земледелие, первобытное скотоводство.

16. Позднепервобытная родовая община. Брак и семья в позднепервобытной родовой общине.

17. Первобытное искусство.

18. Время и причины зарождения древнейших религиозных представлений. Тотемизм. Фетишизм. Анимизм. Магия.

Предмет, задачи и значение науки о первобытном обществе.

История первобытного общества (ИПО) в ряду исторических дисциплин занимает особое место. Во-первых: это самый длительный период (от появления человека до возникновения государства и классовых государств, примерно 2,5 млн. лет до н.э. – 4 тыс. н.э.). Во-вторых, это заря, начальный этап человеческой истории, когда формируются навыки, знания, которыми мы пользуемся до сих пор и которые определяют наши общественные, экономические, идеологические и личностные стереотипы.

ИПО изучает:

1. Происхождение человека;

2. Зарождение и начальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности;

3. Возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.

Предмет: изучение древних этапов развития человека и общества в целом.

Задачи:

1. Установление основных особенностей первобытного строя;

2. Выявление общих закономерностей, его становления, расцвета и разложения;

3. Изучение условий и форм превращения первобытного общества в классы.

 

Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возникать в седой древности первобытного общества. Назовем только некоторые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологический представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобытной истории.

В числе проблем, целиком или частично исследуемых на материалах первобытной истории, немало таких, в решении которых десятилетиями проходил, а подчас и теперь проходит водораздел между разными мировоззренческими позициями. Как появился сам человек: в результате закономерной эволюции органической природы или божественным промыслом? Каково происхождение человеческих рас и дает ли оно основания для расистских идей о их неравноценности? Идеологическая масштабность этих и многих других вопросов очевидна. Таким образом, первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение.

Еще один аспект первобытно-исторических знаний не лишен непосредственно практического значения. Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета в государственном, экономическом и культурном строительстве, и наука, в том числе первобытно-историческая, не стоит от этого в стороне.

Археологические источники по истории первобытного общества (привести примеры этого типа источников, дать характеристику степени их информативности, их особенности).

Данные археологии. Большое значение имеют вещественные источники, сохранившиеся с древних времен, или, как их иначе называют, археологические памятники. Вещественные источники, т. е. орудия труда, остатки древних построек, украшения, посуда и т. п., — это остатки материальной культуры создавшего ее общества. Вещи — ценнейший исторический источник, так как все они являются продуктами своей эпохи, свойственны данной эпохе и отражают условия жизни того времени, когда они были произведены.

Советские историки первобытного общества, исходя из марксистского тезиса об определенных закономерностях развития производительных сил и производственных отношений, считают, что между материальной культурой и социально-экономической жизнью общества на любой ступени его развития существует определенная закономерная связь. Поэтому, зная условия существования общества, можно представить себе, какая материальная культура соответствовала этому обществу, и наоборот, по материальной культуре можно восстановить основные черты социально-экономического строя, а иногда и историю создавшего эту материальную культуру общества. Из всех вещей для изучения прошлого наибольшее значение имеют орудия труда. «Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд».

Археологическими источниками являются не только вещи, но и остатки поселений и жилищ, погребений, мастерские, горные выработки и святилища, пещеры, древние системы орошения, каналы, плотины, дороги и т. д. Изучение эволюции жилища или поселения позволяет судить в какой-то мере об эволюции семьи и общественной жизни — коллективные жилища сменяются обособленными семейными жилищами, неукрепленные поселения — укрепленными и т. д. Большей частью археологические памятники обнаруживаются и изучаются в процессе раскопок.

К концу XIX в. в археологической науке сложилось понятие об археологической культуре, имеющее очень большое значение для изучения первобытной истории. «Археологической культурой» называют общность археологических памятников, относящихся к одному времени, отличающихся местными особенностями и сосредоточенных на определенной ограниченной территории. Чаще всего археологическая культура отражает обособленное существование древних племен и народностей. Представление об археологической культуре и изучение ее возникновения, распространения и исчезновения позволяют реконструировать историю племен и народностей в эпохи, предшествующие возникновению письменных источников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: