Революция 1989 Г. Крах тотального режима. Постсоциалистическая Румыния

Румы́нская револю́ция 1989 го́да— антикоммунистическое восстание, приведшее к свержению правительства президента Социалистической республики Румынии Николае Чаушеску. Румыния является единственной страной Восточной Европы, где социалистический режим был свергнут в результате народного восстания, а бывший лидер был казнён. 16 декабря начались волнения в Тимишоаре, вызванные смещением со своего поста и выселением из дома диссидента пастора Ласло Тёкеша, венгра по национальности, антикоммуниста и одного из руководителей сепаратистского движения, выступавшего за «полную этническую автономию» нескольких районов со значительной долей венгерского населения. Прихожане-венгры встали на защиту пастора, и вскоре число митингующих возросло до нескольких тысяч; на этом этапе первый повод был совсем забыт, и в ход пошли антикоммунистические и антиправительственные лозунги. После первых репрессивных акций правоохранительных органов начались погромы отделений.коммунистической партии. Подавить выступление было поручено министру обороны генералу Василе Милю, но он отказался ввести в город войска. Это стоило ему жизни. Его место занял генерал Виктор Стэнкулеску. В ночь с 16 на 17 декабря в город всё же были введены войска и подразделения «Секуритате», применившие вначале спецтехнику, включая водомёты, а затем, по заявлениям восставших, открывшие огонь на поражение. Точное количество жертв осталось неизвестным. Известно, однако, что 18 декабря по распоряжению Елены Чаушеску из городского морга были забраны 40 трупов и затем кремированы в Бухаресте.

В самой яркой форме концепцию революции изложил в уличном выступлении перед народом дипломат-диссидент Думитру Мазилу (в прошлом преподаватель училища Секуритате, имевший звание полковника госбезопасности), в 1986—1989 находившийся под домашним арестом. Он первым объявил об антикоммунистическом (а не только «античаушистском») характере движения, предложил впредь называть страну не СРР, а Румынией, поднять национальный флаг без коммунистического герба. Речь Мазилу закончилась словами Așa să ne ajute Dumnezeu! («Да поможет нам Бог!») — не допускавшимися в Румынии публично на протяжении 45 лет.

22 декабря в полдень Чаушеску вместе с женой, двумя соратниками Эмилем Бобу и Маней Мэнеску и двумя агентами Секуритате бежал из Бухареста на вертолёте, приземлившемся на крыше здания ЦК. Однако вскоре стало ясно, что бежать из страны не удастся, поскольку в воздух были подняты перехватчики-истребители. Пилот вертолёта высадил супругов Чаушеску неподалёку от города Тырговиште, где они захватили один попутный автомобиль, приказав водителю ехать вперёд. Они добрались до Тырговиште, где их ждал отнюдь не радушный приём — рабочие местного предприятия встретили их машину градом камней, а в здание местного комитета партии их не пустили. В тот же день вечером президентская чета была задержана военным.

В ночь с 22 на 23 декабря по всей стране начались столкновения армии и повстанцев с сотрудниками «Секуритате», но центром боёв стала столица. Спецподразделения службы безопасности выполняли приказ уже арестованного диктатора. Особо сильные бои разгорелись за здание Государственного совета (где укрепились бойцы «Секуритате») и за здание телецентра (где укрепились повстанцы). 24 декабря сопротивление «Секуритате» начало постепенно спадать, и 25 декабря бои в городе почти прекратились. 25 декабря Чаушеску был осуждён специальным военным трибуналом и приговорён к смертной казни, причём, несмотря на то, что обвиняемым было предоставлено 10 дней для подачи апелляции, в тот же день он был расстрелян вместе с женой Еленой.

После свержения и расстрела Чаушеску власть перешла в руки Фронта национального спасения, создан временный парламент — Совет национального единства.

В мае 1990 прошли первые свободные президентские и парламентские выборы. В 1991 году была принята новая Конституция Румынии.

29 марта 2004 года Румыния стала членом НАТО, 1 января 2007 года вступила в ЕС.

32. ИТАЛИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. В июне 1944 происходит освобождение Рима; создание единой партизанской партии. В этом же году происходит восстановление полных дипломатических отношений с Советским Союзом. В декабре 1944 подписаны Римские протоколы (соглашение между англо-американским командованием и силами Сопротивления о взаимодействии на заключительном этапе войны.В 1945 году действиями движения Сопротивления (высшая точка — Апрельское восстание 1945) и англо-американских войск в Италии был свергнут фашистский режим.

Движение Сопротивления - главная причина того, что Италия - союзник фашисткой Германии, не утратила своей государственности. Итальянцам было предоставлено право восстановления демократического режима. Складывалась многопартийная система. С апреля 1944 г. до мая 1947 г. у власти находилось правительство национального единства.2 июня 1946 г. прошел референдум по вопросу о форме государственного устройства, который принес победу сторонникам республики.
выборы в Учредительное собрание. Итоги: ХДП –лидер Альчиде где Гаспери получила 35% голосов, ИСП - 20%, ИКП - 19%. ИКП-комунисты (П. Тольятти) выступила за диктатуру пролетариата. ИСП - но выступала против диктатуры пролетариата. ХДП предложила социально-экономические преобразования под религиозными лозунгами. ХДП поддерживал Ватикан. В политике Пия XII росли антикоммунистические тенденции.

Промышленно-финансовые круги и их партии, заручившись поддержкой социал-демократов, которые в 1947 г. откололись от ИСП и образовали Итальянскую социал-демократическую партию (ИСДП) во главе с Сарагатом, однозн начно выступили против социализации Италии. В 1947 г. была принята новая конституция - конституция парламентской республики. Глава государства - президент, избирался парламентом (палатой депутатов с сенатом). Обе палаты избирались по пропорциональной системе представительства. Женщины получили впервые право голоса. Она вступила в силу 1 января 1948 г. В мае 1947 г. не без вмешательства США происходит удаление коммунистов из правительства. В 1948 году Италия получила американскую экономическую помощь по «плану Маршалла». В апр еле 1948 г. на первых парламентских выборах ХДП вышла на первое место (48% голосов), ИКП и ИСП получили 31%. Правительство возглавил де Гаспери (ХДП). В него вошлиХДП,-либералы-и-республиканцы. В 50-60-х гг. наблюдается " итальянское экономическое чудо ". За 2 десятилетия страна превратилась из аграрно-индустриальной в развитое промышленное государство. Причины: ликвидация корпоративной с истемы, автаркии, помощь США по плану Маршалла,, вступление в ЕЭС, относительно низкие военные расходы. Важную роль в экономике играло государство. Сохранялась региональная специфика: Северо-Запад - крупная промышленность с передовой технологией, Северо-Восток и Центр - мелкие и средние фирмы с традиционными производствами (керамика, одежда, обувь), Юг - отсталый, застойный регион. Отсюда - демократия на Севере, клиентеллизм и мафия-на-Юге.
В послевоенные годы (1948 - 1962) выявилась и сохранялась доминирующая роль ХДП, получавшей на выборах 45 - 50% голосов.
Во внешней политике идет сближение с США. С апреля 1949 г. Италия - член НАТО. На ее территории размещаются военные базы США.
Во внешней политике Италии наблюдаются: поддержка вступления ФРГ в НАТО, вступление Италии в ЕЭС (1957 г.), оживление торговых связей с СССР.
Весна 1960 г. - создание однопартийного правительства во главе с Ф. Тамброни (ХДП).

33. ИТАЛИЯ В КОНЦЕ 50-Х-60-Е ГГ. Переход к левоцентристскому блоку, его предпосылки и причины.  Полученный от США кредит по плану «Маршала» размером в 1,3 миллиарда долларов способствовал модернизации промышленного производства. В конце 50-х годов произошел экономический подъем, выросла производительность труда, увеличилась доля Италии в промышленных товарах на мировых рынках. На основе научно-технической революции была произведена автоматизация в металлургической, автомобильной и химической промышленности. Но юг страны все еще отставал в своем развитии. ИКП-комунисты (П. Тольятти) выступила за диктатуру пролетариата. ИСП - но выступала против диктатуры пролетариата. ХДП предложила социально-экономические преобразования под религиозными лозунгами. Политическая жизнь Италии в 50-60-х гг. продолжала оставаться доста- точно напряженной. Среди выдвинутых после войны на политическую аван- сцену различных партий продолжали явно преобладать два главных антагониста – ХДП- Христианско - демокр партия и ИКП- комунисты. Обе партии в эти годы пользовались поддержкой примерно65 \% избирателей. Но политическая стабильность в стране не наступила: с 1953 по 1959 годы в Италии сменилось 11 кабинетов. ХДП попыталась найти выход из кризисного положения в союзе с крайне правыми партиями, в первую очередь с Итальянским социальным движением (ИСД). Сначала это была малозаметная организация, но в 50-х гг. она выросла (факторов для социального недовольства в Италии было предостаточно) и даже провела сво- их представителей в парламент, собрав на выборах 1953 г. 1,5 млн. голосов.В марте 1960 г. очередного правительственного кризиса ХДП с трудом сформировала кабинет во главе с Тамброни, но получить доверие ему удалось только с помощью голосов от ИСД. Возомнив себя спасителями отечества, ру- ководители ИСД решили, что у них появился шанс войти в правительство.Чтобы отпраздновать свою победу, ИСД решила созвать свой национальный съезд в Генуе, городе, награжденном Золотой медалью Сопротивления. Это вызвало всеобщую политическую стачку в Италии, съезд был разогнан, его участников буквально вывезли из города, а кабинет Тамброни пал. Руково- дство ХДП было вынуждено снова изменить политический курс. В январе 1962 г. на съезде партии в Неаполе было принято решение о переходе к " политике левого центра ": с республиканцами, социал-демократами и социалистами и в феврале 1962 г. был сформи- рован первый "левоцентристский" кабинет А. Фанфани: ХДП, ИСП, ИСДП и республиканцы.ИКП, оказавшись без главного союзника и учитывая положение, немедленно приступила к выработке новой стратегии, суть -в докладе П. Тольтти 1956 г.: "О возможности использования парламентского пути для перехода к социализму". Новая стратегия ИКП оказалась настолько популярной, что в течение последующих 15 лет она неук- лонно увеличивала число своих избирателей: в 1963 г. - 25,3 \% голосов, в в 1976 г. - 34,4 \%. Новая политическая линия, по- лучившая условное название "итальянского пути к социализму", в, сущности, положила начало глубокому реформированию ИКП, закончившемуся спустя много лет ее полной социал-демократизацией. Праламентские выборы в июне 1968 г. подтвердили, что политика левого центризма, если и не потерпела пока полного провала, но была очень близка к этому. Вторая половина 60-х гг. ознаменовалась в Италии также бурными выступлениями трудящихся. Факторы, обеспечившие итальянское "экономическое чудо" почти исчерпали себя. в Италии ежегодно бастовало по 9-10 млн. Правительства "левого центра" действовали в условиях окончания "экономического чуда". -национализация целой отрасли электроэнергетики (1962 - 1965). В 1967 г. введен пятилетний план.Во внешней политике продолжался "атлантический курс", но расширялись связи с СССР (строительство автозавода в Тольятти, участие в строительстве в СССР 7 крупных предприятий и др.). Ответом на политику "левого центра" была активизация террористической деятельности ИСД, мафии. Усилилась коррупция в правящих кругах ХДП. В 1975 г. представители ИСП вышли из правительства. " Левый центр" распался. Суть кризиса левоцентризма: Италия без участия главной левой силы – ИКП-комунисты не могла решать сложные социальные проблемы. Провал левоцентристской стратегии ХДП- не хотели сотрудничать с главными левыми- это коммунисты.

 

34. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1992-1994 ГГ. В ИТАЛИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМ В 90-Е ГОДЫ. Парламентские выборы в апреле 1992 г. продемонстрировали упадок главных политических партий страны и появление совершенно новых сил Ведущими партиями страны были Христианско-демократическая, Коммунистическая и Социалистическая..Христианские демократы, ведущая буржуазная партия, набрали 29,7% голосов, ИКП во главе с Акилле Оккетто, -16% голосов Социалист ы, социал-демократы и либералы, входившие вместе с суммарно набрали лишь 46% мест в парламенте. Произошло это из-за того, что значительная часть электората отдала свои голоса за региональные партии - лигу " Ломбардия - Север "; неофашистскую "Молодую Италию ";. Комментируя итоги выборов 1992 г Политсекретарь ХДП Арнальдо Форлани сказал: "На политической арене произошло землетрясение. Дело в том, что с февраля 1992 г. в Италии под руководством судьи ди Пьетро развернулась широкомасштабная кампания " Чистые руки", которая выявила вопиющие факты массовой коррупции в высших эшелонах власти в руководстве главных политических партий. В следственные списки попало более 20 тыс. человек, среди них экс-премьер министры, министры, сенаторы, депутаты парламента, члены ЦК. В 1992 - 1994 1г судебному расследованию по обвинениям во взяточничестве, использовании служебного положения в корыстных целях, связях с мафией, уклонении от налогов подверглось более 2 тыс. человек, президент Скальфаро провел в 1994 г досрочные выборы в парламент, которые показали распад прежней партийной системы. Можно сказать, что парламентские выборы 27 марта 1994 г. стали новой точкой отсчета в современной политической истории Италии. В Италии устанавливается «Вторая республика».   Результатом операции стала окончательная дискредитация так называемой «Первой республики», что привело к масштабным изменениям в законодательстве и устройстве правоохранительных органов, а также к переходу от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной и кризису традиционных политических партий, которые в итоге перестали существовать. Всего было осуждено более 50 000 человек. Некоторые политики и бизнесмены покончили жизнь самоубийством, желая избежать наказания. Но главное, видимо, состояло в том, что итальянский электорат решительно отвернулся от уличенных в коррупции и неэффективности традиционных политических партий. К власти пришли свежие политические силы, никоим образом не отождествлявшие себя с прежним режимом Депутатский и сенаторский корпус обновились практически полностью.. ХДП перешла в оппозицию, где затем распалась на три течения. ИСП самораспустилась. ДПЛС создала блок левых сил -прогрессивный альянс, но все равно осталась в оппозиции. На выборах победил новый блок "Полюс Свободы", куда вошли ранее мало известные политические группировки: " Вперед, Италия" под руководством миллионера Сильвио Берлускони, "Лига Севера" под руководством сепаратиста Умберто Босси, "Национальный альянс" - объединение неофашистов и правых националистов. Немалая заслуга в победе " новой волны" итальянских политиков принадлежит лично С.Берлускони. Удачливый предприниматель и телевизионный магнат за несколько месяцев смог создать движение "Вперед, Италия" и с помощью массированного использования принадлежавших ему электронных средств массовой информации и популистских обещаний ("Миллион новых рабочих мест за один год" - один из ключевых тезисов его предвыборной кампании) сумел выйти едва ли не единоличным победителем на выборах.Этот кабинет управлял Италией до конца 1994 г., когда премьер-министра изобличили в нарушении налоговых правил и Берлускони подал в отставку. В 1995 г. Италией управляло правительство президентского типа во главе с Ламберто Дини.

35. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С США В Латинской Америке наиболее динамичной интеграционной группировкой является МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur) — Общий рынок Южного конуса. Соглашение вступило в силу в 1991 г. и объеди няет Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, а также Чили и Боливию в качестве ассоциированных членов. Интегрированы около 60% территории, 50% населения и совокупного ВВП Латинской Америки. Страны имеют разный уровень экономического развития: ВВП на душу населения в Аргентине составлял 6,2 тыс. долл., в Парагвае — 1,7 тыс. долл. Именно в 1990-е гг. в этих странах разрушалась система, основанная на импортозамещении, дирижизме и протекционизме. Модель национального развития в рамках закрытой экономики с опорой на собственные силы привела к «долговой яме» неэффективного хозяйствования. Асунсьонский договор о создании МЕРКОСУР предусматривал такие этапы интеграции, как: отмена тарифных и нетарифных ограничений между странами блока; введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам; координация макроэкономической и отраслевой политик, в том числе фискальной и валютной, а также в части движения услуг и капитала. В 1994 г. на встрече в Бразилии была создана -структура МЕРКОСУР, включающая Совет Общего рынка (высший орган, функционирующий на уровне министров иностранных дел и министров экономики), Группу Общего рынка (исполнительный орган), Комиссию по торговле (вспомогательный орган, руководящий проблемными группами и комитетами), Парламентскую комиссию, Социально-экономический консультативный орган и Секретариат (г. Монтевидео). Решения принимаются на основе консенсуса всех членов. В результате деятельности МЕРКОСУР были отменены таможенные пошлины на более чем 90% товаров и принят Единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) стран-участниц. Произошел стремительный рост внутригрупповой торговли, в том числе между Бразилией и Аргентиной (более чем в 5 раз). В 1990 г. США, в лице президента Дж. Буша (старшего), выдвинули идею формирования единой континентальной зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли» — «Инициативу для Америк». большие разногласия между Севером и Югом в понимании условий и методов интеграции. США предлагали латиноамериканским странам присоединяться к НАФТА на условиях, принятых в этой группе. Имеются в виду не только отмена тарифных и преград, но и ограничение субсидий.. Бразилия предложила свою концепцию, основанную на принципе свободного регионализма: постепенная, по мере роста экономик, интеграция стран Юга вокруг МЕРКОСУР и лишь затем консолидированное объединение с НАФТА.. Отношения с Соединенными Штатами сохраняют свое приоритетное значение для стран латиноамериканского региона. США остаются главным торговым партнером, экспорт товаров из США составляет 150 млрд. долларов в год. США также занимают ведущее место по размерам инвестиций. Однако можно отметить некоторое противодействие американскому курсу. Прежде всего, оно исходит из Кубы, Венесуэлы и Боливии. Новые политические лидеры отказываются от практики своих предшественников. Известно, что на саммите Организации американских государств (ОАГ) в Аргентине не было поддержано американское предложение о создании зоны свободной торговли в Латинской Америке. В качестве самого яркого примера, можно привести политику президента Венесуэлы У. Чавеса, которая отличается неприкрытым антиамериканизмом. Постоянной темой его выступлений является критика действий США на международной арене, как в отношении стран региона, так и во всем мире. У.Чавес стремится уменьшить зависимость Венесуэлы от США путем укрепления отношений с другими странами, такими как Китай и Россия, во всех сферах. Политика Мексики, напротив, направлена на дальнейшее сближение с США. Сейчас из 300 млрд. долларов товарооборота этой страны 280 приходится на США. Военные специалисты латиноамериканских государств усиливают разработку новых военных доктрин, учитывая опыт американских вторжений в Ираке и Афганистане, а также возможность «внутренних конфликтов». Несмотря на имеющиеся разногласия США остаются основным торговым партнером и главным импортером венесуэльской нефти. Ежедневно Венесуэла поставляет в США 1,5 млн. баррелей нефти..- несмотря на все имеющиеся политические и идеологические разногласия, в СШа.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: