Идеальное государство» Платона

 

Платон (427-347 гг. до н. э.), происходил из самых знатных афинских родов.

В 408 г. Платон встречается с Сократом и становится одним из его учеников.

Он оставил после себя 35 диалогов, особо важны - «Государство» и «Законы».

Философская концепция Платона - это объективный идеализм (у каждого материального объекта есть идея). Мир идей является бытием, в то время как мир вещей является становлением. Мир идей постоянен и вечен; а мир вещей - случаен и изменчив. Переход идеи в вещь есть явление.

Платон считает, что душа человека состоит из трех основных элементов: разумного, страстного и возникающего при их смешении промежуточного элемента - вожделения (мужества). Он различает людей: те, у которых доминирует разум, и кто способен постигать идеальную сущность вещей, - это философы; те, в чьих душах преобладает мужество, - это воины; а те, кто подчинен страстям, — это демиурги, «созидатели», занятые в сфере материального производства.

Начиная с трех лет, все дети получают одинаковое образование, они изучают мифы, музыку, поэзию, занимаются гимнастикой. С 18 лет им даются практические поручения и не способные к их самостоятельному выполнению отсеиваются в разряд демиургов, т. е. тех, кто нуждается в руководстве. С 20 лет выделяются воины — лица, которые к самостоятельной работе способны, но которым необходимо давать поручения. Оставшиеся - философы — начинают следующий этап обучения: переход от количественного накопления знаний к приобретению навыков самостоятельного мышления. К 30 годам можно выделить низшую администрацию, а с 30 лет - Группу высшей администрации. К управлению государством человек должен допускаться как минимум с 50 лет, когда он избавляется от материальных желаний.

Платон считает, что в «идеальном государстве» сословия должны быть изолированы друг от друга, чтобы обеспечить наилучшее исполнение ими своих функций.

Правители-философы должны быть свободны от желания иметь частную собственность и семьи.

Философы будут способны предпочитать в управлении государством общественный, а не личный интерес, только если будут свободны от каких-либо кровнородственных отношений. Платон исходил из того, что в «идеальном государстве» ареопаг мудрейших должен подбирать мужчинам женщин для деторождения, после чего дети должны отбираться у родителей, причем калеки — уничтожаться. Демиурги как низшее сословие могут иметь и частную собственность, и семьи.

Типологию форм государства Платона – это динамичный цикл, развивающийся в регрессивном направлении. Цикл начинает свое развитие с аристократии, которая больше других форм похожа на «идеальное государство».

Аристократия вырождается в тимократию (власть военных), воины не должны иметь собственности, начинают вооруженную борьбу за ее приобретение и в конце концов приходят к власти. По мере накопления богатств тимократия вырождается в олигархию (власть группы богатых). Олигархия в результате роста социальной и имущественной дифференциации приводит к революции бедных и свержению богатых, т.е. к демократии.

Демократия приводит к власти демагогов — людей, которые избираются на высший пост путем обмана избирателей, путем раздачи невыполнимых обещаний, причем избиратели в силу своей неразумности не способны понять невыполнимость таких обещаний.

Затем демагог, чтобы избежать выполнения предвыборных обещаний и не быть уличенным в обмане, естественным путем трансформируется в тирана и удерживает власть путем насилия. Парадокс свободы — чрезмерная свобода (демократия) дает чрезмерное рабство (тиранию).

Тирания является наихудшей формой правления и абсолютной противоположностью аристократии. Тиран, чтобы удержать власть и оправдать ухудшение положения населения, создает для него искусственные трудности: начинает ненужные воны, стройки и т. д. Чтобы уменьшить сопротивление населения, тиран заинтересован в его ослаблении. Тиран находится в безопасности, если народ невежественен, не понимает причин своего бедственного положения и беден до такой степени, что все свои силы тратит на борьбу за выживание.

Безопасность тирана зависит от отсутствия сильных конкурентов, а для этого ему необходимо своевременно их выявлять и уничтожать. Поэтому он опирается не на лучших, а на худших. Это снижает эффективность государственного управления и рано или поздно приводит к гибели тирании и завершению цикла форм правления. Тирания переходит в хаос до государственного существования, в результате чего, либо вымирает народ, либо государство возрождается в форме аристократии.

Правильные формы государства (опирающиеся на законы) - монархия, аристократия и демократия, а неправильные (управляющиеся вопреки закону) - тирания, олигархия и извращенная демократия.

У Платона нет как таковой концепции права, т. к. он считал, что управление государством - это не наука, а искусство. Философы дают народу законы, постигая их сущность в мире идей и гарантируя их выполнение всем своим статусом.

«Закон» Платона - это совокупность религиозно-нравственных норм, установленных философами для блага всего государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: