Расцвет общественно - политической мысли Древнего Китая относится к VI - III в. в. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий.
Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране - затяжной политический кризис.
В поисках выхода из кризиса, в общественно - политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм.
Конфуцианство. Родоначальник школы - Конфуций (551 - 479 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в книге ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал - это глубокая древность Китая, его "золотое прошлое", к которому и необходимо стремиться.
|
|
Основные положения и проблемы:
1. Проблема государства. Развивал патриархально - патерналистскую концепцию государства. Государство - это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, так как народ отстранялся от участия в управлении государством. Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба".
2. Проблема этики. Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Порядок в семье - основа порядка в государстве.
3. Проблема идеального правителя. Правитель должен любить людей, исполнять свой долг - трудиться (политический труд), заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть.
4. Функции государства: социальная, нравственная, защитная.
5. Проблема: как накормить народ? Для этого необходимы:
а) забота о земледелии;
б) умеренность в налогах;
в) скромность государственных расходов (содержание двора);
г) воспитание народа;
д) правитель должен сам подавать пример народу своим примером.
6. Проблема войны. Конфуций отрицательно относился к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов.
|
|
7. Правовые взгляды Конфуция:
а) Главным средством воздействия на людей должна быть мораль.
б) Против правления законов. Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам - по причине их традиционно - наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями.
в) Законодательство должно играть вспомогательную роль.
Во II в. до н. э конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.
Легизм Шан Яна.
Расцвет общественно - политической мысли Древнего Китая относится к VI - III в. в. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий.
Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране - затяжной политический кризис.
В поисках выхода из кризиса, в общественно - политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм.
Конфуцианство. Родоначальник школы - Конфуций (551 - 479 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в книге ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал - это глубокая древность Китая, его "золотое прошлое", к которому и необходимо стремиться.
Основные положения и проблемы:
1. Проблема государства. Развивал патриархально - патерналистскую концепцию государства. Государство - это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, так как народ отстранялся от участия в управлении государством. Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба".
2. Проблема этики. Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Порядок в семье - основа порядка в государстве.
3. Проблема идеального правителя. Правитель должен любить людей, исполнять свой долг - трудиться (политический труд), заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть.
4. Функции государства: социальная, нравственная, защитная.
5. Проблема: как накормить народ? Для этого необходимы:
а) забота о земледелии;
б) умеренность в налогах;
в) скромность государственных расходов (содержание двора);
г) воспитание народа;
д) правитель должен сам подавать пример народу своим примером.
6. Проблема войны. Конфуций отрицательно относился к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов.
7. Правовые взгляды Конфуция:
а) Главным средством воздействия на людей должна быть мораль.
б) Против правления законов. Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам - по причине их традиционно - наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями.
в) Законодательство должно играть вспомогательную роль.
Во II в. до н. э конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.