Системная политология Аристотеля

 

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в г. Стагире, в Македонии. Его отец был врачом при дворе македонского царя Алиниса и другом его преемника Филиппа, а сам Аристотель позже стал учителем Александра Македонского. В 367 г. он переезжает в Афины и поступает в Академию Платона в то время, когда тот был на Сицилии.

Аристотель понимал природу как живую мировую силу, которая постоянно изменяется в соответствии с единым мировым законом. В метафизической форме Аристотель выдвинул идею творения мира и единого мирового закона, абсолютного первоначала, управляющего этим миром. Именно это позволило использовать его идеи христианскими теологами и создало канал преемственного развития между рациональной античной философией и средневековой европейской схоластикой.

Аристотель понимал человека как существо общественное, неспособное существовать в изоляции от себе подобных. Поэтому важнейшим качеством человека является филия - это весь комплекс доброжелательных эмоций (симпатий) одних людей к другим. Филия человека проявляется в его добродетелях, т. е. в «приобретенных свойствах души». Аристотель разделяет этические добродетели, относящиеся к характеру человека, и диапоэтические, относящиеся к его интеллекту. Интеллект (разум) человека есть форма по отношению к его душе (материи), которая подчиняет и оформляет се страсти как проявления низших, плотских стремлений.

Способность или неспособность человека подчинять свои страсти разуму становится у Аристотеля главным критерием социальной дифференциации. Люди, которые в своем поведении руководствуются разумом, т. е. проявляют способность к умственной деятельности, становятся полноправными гражданами полиса. Те же, кто способен подчиняться лишь своим страстям, не могут стать гражданами, обречены только на физическую работу и на положение рабов - «говорящих орудий».

В добродетелях для Аристотеля важны не их крайние формы проявления, а средние, как более стабильные и отвечающие принципу «золотой середины». Нравственный поступок всегда основывается на знании меры. Если «золотой серединой» является храбрость, то ее крайностями — трусость и безрассудство, умеренность в потреблении является «золотой серединой» как для скупости, так и для расточительности. Основными видами добродетелей для Аристотеля являются знание, искусство, предусмотрительность, основанная на опыте, и мудрость, сочетающая в себе рассудок и науку.

Аристотель полагает, что низшая форма объединения людей — это семья, т. к. в ней объединяются родители и дети и не может быть гражданского равноправия. Более высокий уровень - это территориальная община (деревня), которая при объединении с соседними обеспечивает возникновение высшей формы объединения людей - государства. В отличие от семьи и общины, основанных на власти родителей и на стремлении к обеспечению средств существования и продолжения рода, государство основывается на нравственных качествах граждан и на их способности к совместной жизни.

Только полис дает государство в чистом виде, как объединение равных, свободных и ответственных граждан, которое позволяет обеспечить выполнение трех основных функций государства: принятие законодательных актов; выбор должностных лиц; исполнение судебных функций.

Аристотель выделял формы государства по способу осуществления государственной власти. Она могла выполняться либо одним человеком, либо группой, либо всеми. Власть одного:

— в совершенном виде — монархия,

— в несовершенном - тирания.

Власть группы:

— в совершенном виде - аристократия,

— в несовершенном - олигархия.

Власть всех:

— в совершенном виде - полития,

— в несовершенном — демократия.

Полития у Аристотеля выступает в двух ипостасях - как государство вообще и как идеальное государство. Полития в отличие от демократии является не «крайней», а «умеренной» формой правления. Это обеспечивается цензами для участия в выборах — имущественным, образовательным и цензом оседлости. Их смысл заключается в том, чтобы обеспечить участие в выборах ответственных граждан, а не охлоса (черни), думающего лишь о краткосрочных выгодах, подчиняющихся своим страстям, а не разуму.

Аристотель полагал, что человек, имеющий собственность, будет ответственным образом участвовать в выборах, т. к. заботится о сохранении своей собственности, а это возможно только при разумном и ответственном управлении государством.

Человек, избирающий должностных лиц, должен быть образованным, чтобы понимать суть их предвыборных программ и отличать истинных лидеров от демагогов.

Аристотель определяет право, как комплекс рационально обоснованных норм политического общения свободных граждан и как критерий справедливости таких норм.

Аристотель углубляет понимание различий естественного и позитивного права:

естественное право - это комплекс норм общественных отношений, которые соответствуют политической природе человека и не зависят от обстоятельств места и времени, признания или непризнания их людьми;

позитивное право — это волеустановленное право, комплекс норм общественных отношений, существующих помимо естественного права и одновременно с ним, приспособленных к обстоятельствам времени и месту, и таким образом обеспечивающих жизнеспособность государства.

В своей концепции позитивного права Аристотель приходит к договорной идее права, т. е. считает сущностью права договор между законодательным органом и гражданами данного государства. Право в своем осуществлении обеспечивает распорядок существования данного государства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: