Мотивация связана с ответом на ключевой вопрос в отношении поведения человека — с вопросом: «Почему?» Какое короткое слово, но какой глубокий вопрос! «Почему он ударил ногой по экрану телевизора?», «Почему она сбежала с деверем?», «Почему они предпочитают гамбургеры McDonald's бургерам Grease Boy?», «Почему люди покупают кока-колу чаще, чем любой другой безалкогольный напиток?», «Почему вы читаете эту книгу?»...
Лишь на некоторые «Почему?» можно дать простой, прямой или односложный ответ. Даже последний вопрос предыдущего абзаца может иметь несколько ответов. Вы могли бы, вероятно, сказать: «Я читаю ее потому, что мне нужно сдать экзамен». При этом вы могли бы также добавить: «Я нашел ее в магазине/библиотеке, она так интересно и хорошо написана, что я просто не мог от нее оторваться» (маловероятно, но теоретически возможно). Или привести в ответ сразу несколько причин: «Мне была нужна книга по поведению потребителя, и эта оказалась самой короткой из всех, которые я нашел». Ни один человек, наблюдающий за вашим поведением, не смог бы с абсолютной уверенностью сказать, почему вы сейчас читаете эту книгу. Вспомним, что в главе 5 при обсуждении проблемы личности было отмечено следующее: и психолог, и простой человек пользуются термином «личность», чтобы понять человеческое поведение, стоящее за ней — это практически все, чем мы располагаем. Мы никогда не узнаем наверняка, почему люди поступают определенным образом; все, что мы можем — это лишь наблюдать за их поведением и делать выводы о том, какие внутренние процессы мотивировали их вести себя так, а не иначе. И это остается истиной как для психолога, так и для любого другого человека.
|
|
В данной главе мы попытаемся понять гипотетический процесс, который обычно заключают в рамки широкого понятия «мотивация», чтобы получить более глубокое представление о причинах поведения потребителя.
Определение мотивации
«Словарь психологии» описывает мотивацию как «чрезвычайно важный, но трудноопределяемый термин» [1]. Я и сам неоднократно пытался определить этот термин и могу вас уверить, что такое заявление — не пустая отговорка.
Предположим, что я попрошу какую-нибудь женщину купить мне полкилограмма икры. Выполнит ли она мою просьбу или нет? ■ Способность. Знает ли она, что такое икра? Обладает ли она физической способностью пойти и купить ее? Если бы я попросил об этом 85-летнюю, не выходящую из дома простую деревенскую женщину, наиболее вероятным ответом на оба вопроса будет «нет».
· Возможность. Предположим, что моя 85-летняя покупательница пребывает в полном здравии и выросла на берегах Каспийского моря, где добывается лучшая в мире икра. Следующий вопрос, который в связи с этим возникает, касается возможности. Есть ли. поблизости место, где можно было бы ее купить? Иногда случается так, что местный магазин, преимущественно ориентирующийсяьна элитную публику, может ввести на этой неделе специальные сниженные цены на икру.
|
|
Мотивация. Итак, у меня есть благополучно здравствующая 85-летняя покупательница, знающая все об икре, и недалеко от нее находится магазин, где эту икру можно купить. Купит она мне икру или нет? Этот последний вопрос приводит нас к мотивации. Почему она должна покупать мне икру? Какое желание, потребность или стремление она смогла бы удовлетворить, поступив таким образом? Если она меня никогда не видела прежде, то ее наиболее вероятным ответом будет «нет». Но что если я предложу ей тысячу долларов и разрешу не возвращать сдачу? Или если бы она была моей матерью, для которой нет большей радости, чем видеть, как ее дети с удовольствием едят предложенную им пищу? Как показано на рис. 7.2, любая из этих ситуаций могла бы обеспечить ее достаточной стимуляцией, способной повлиять на покупательское поведение, — либо внутренней (отношения), либо внешней (деньги). Потребность (или желание, или стремление) купить икру будет «запущена» благодаря стимуляции или любовью, или деньгами, и в обоих случаях это приведет к желаемому (для меня) поведению.
Однако маркетологам важно осознавать, что мотивация, как это видно из рис. 7.1, — лишь один из тех ключевых элементов, которые определяют покупательское поведение. Никакое количество любви или денег не мотивирует старую женщину купить мне икры, если она не может выйти из дома или ее негде приобрести.
Аналогичным образом у многих людей может быть высокая мотивация посетить магазин мужской одежды, но если он работает только по рабочим дням до 17.00, вы не предоставите им широких возможностей реализовать свою мотивацию. Или если вы представляете
Иерархия потребностей по Маслоу
· Это очевидное наблюдение породило многочисленные попытки классификации человеческих потребностей, наиболее известная из них принадлежит Абрахаму Маслоу [3]. Маслоу — один из основателей гуманистической психологии. Он считал, что гуманистическая
· В первую очередь люди стремятся удовлетворить свои потребности, необходимые для выживания и потому относящиеся к базовому физиологическому уровню. Когда эти потребности оказываются удовлетворены, они перестают мотшшровать людей, и на их место должны прийти другие мотивирующие потребности. Ими становятся психологические потребности в социальном одобрении и личных достижениях. Последовательно удовлетворяя свои потребности, люди переходят с одного уровня на другой и в конце концов достигают уровня самоактуализации. На этом уровне они стремятся к выражению таких личностных качеств, как независимость и автономия, к усилению и углублению личных взаимоотношений, к утверждению оптимистического и гармоничного мировосприятия.