Маслоу считал, что потребности более высокого порядка будут влиять на людей даже в тех случаях, когда все потребности более низкого порядка удовлетворены не до конца. Если, например, наши физиологические потребности на настоящий момент в среднем удовлетворяются примерно на 80% и такая тенденция будет усиливаться на IJcex последующих уровнях иерархии, то степень выраженности на-•ией потребности в самоактуализации при этом может составлять примерно 10% (5].
· Для маркетолога это означает: практически любой потребитель в 1ои или иной степени обладает широким спектром требующих своего удовлетворения потребностей; люди могут достаточно осознанно
Маркетологи рассматривают иерархию Маслоу, невзирая на ее недостаточную конкретность, в качестве полезного теоретического ориентира для понимания мотивации потребителей (по крайней мере в западном обществе) и используют ее как основу при практической разработке маркетинговых и рекламных стратегий. Так, различные виды продуктов часто классифицируются в соответствии со специфическими уровнями потребностей, например:
■ Физиологические: жилье, продукты питания, напитки, одежда.
■ Безопасность: страхование, охранная сигнализация, пожарная сигнализация, машины с аварийными предохранительными подушками.
■ Самооценка: предметы роскоши и престижные бренды, товары или услуги (от чтения Observer и New York Times до приобретения Observer и New York Times).
■ Социальные: поздравительные открытки, подарки, услуги по групповому отдыху, снаряжение спортивных команд.
■ Самоактуализация: услуги в образовании, профессиональном обучении, приобретении специфических навыков и умений (от изучения санскрита до разбивки лагерей в пустынной местности).Элемент потребительского выбора в удовлетворении всех этих по требностей, в том числе и физиологических, представляет собой особенно важное значение для маркетинга. Если я могу утолить жажду водой из-под крана, то почему я должен покупать безалкогольные
напитки? И почему в последнем случае нужно выбирать «Кока-колу», а не «Пепси»? Важно также отметить, что многие продукты (свитер, автомобиль, книга или телефон) могут удовлетворять сразу несколько потребностей разного уровня.
Сравнительно недавно была высказана мысль о том, что концепция Маслоу может оказаться полезной в выявлении «эмоциональных стимулов», воздействующих на потребителя. Это позволило бы маркетологам выйти за пределы выгод, доставляемых конкретным продуктом, и напрямую обратиться к тем психологическим потребностям, которые они могли бы попытаться удовлетворить [6]. Вспомните, что в главе 2 мы уже касались этой проблемы (психологическая сегментация). В том разделе мы говорили о психографии, или подходе с позиций изучения стилей жизни, в результате применения которой создаются психологические профили потребителей, сфокусированные на трех сферах поведения человека: активности, интересах и убеждениях. Эта стратегия широко используется при позиционировании продуктов и разработке содержания их рекламы.
Как до, так и после работ Маслоу психологи, занимавшиеся выяв-ieM специфических человеческих потребностей, разрабатывали их иные перечни. Но поскольку подобный подход скорее описывает поблемы, нежели позволяет их разрешать, я не стану отнимать ваше нимание этими перечнями. Вместо этого мне бы хотелось перейти к рассмотрению того, как различные потребности соотносятся друг с другом в конкретных людях и несколько подробнее остановиться на некоторых видах потребностей, которые привлекли к себе наибольшее внимание исследователей.
Структура мотивации
Множественность мотивов
Если вы увидите в магазине человека и спросите: «Почему вы здесь?» — то получите быстрый и очевидный ответ: «Чтобы купить то-то». Если же после этого вы зададите вопрос: «Но тогда почему вы еще здесь?», то, скорее всего, увидите озадаченный взгляд. Исследования показали, что существует множество других причин, по которым люди посещают магазины. Одни из них могут хорошо осознаваться, другие же оставаться не вполне неосознанными [7]. К последним могут относиться:
■ Повод выйти из дома, освободиться от семейной рутины.
■ Поход по магазинам — форма развлечения (а разглядывание витрин — еще и бесплатное развлечение).
■ Возможность пообщаться с друзьями.
щ Можно почувствовать себя важным и нужным (роль добытчика в семье).
■ Поход по магазинам усиливает чувство собственной значимости
и даже могущества, когда вас обслуживают почтительные и вни
мательные продавцы.
* Возможность поупражнять свои охотничьи и деловые качества, испытать ощущение успеха.
Приближение и избегание
Левин предположил, что мотивационное давление может быть позитивно или негативно направленным: мы можем двигаться (психологически) в сторону целевого объекта — приближаться, или в противоположную от него сторону — избегать [8]. Конфликт может возникать в трех ситуациях, где силы различных мотивов оказываются примерно равными:
■ Конфликт типа «приближение—приближение»: это распространенная форма конфликта, при которой потребитель должен сделатьт выбор между двумя одинаково привлекательными альтернативами, например: как провести отпуск — совершить волнующее путешествие в какой-нибудь знаменитый город или пожить где-нибудь в тихом уединенном месте на берегу озера; какой десерт выбрать —
торт с шоколадной сливочной помадкой или торт с лимонными меренгами.
■ Конфликт типа «избегание—избегание»; эта форма конфликта представляет собой обратную ситуацию; кроме того, она значительно неприятнее. Потребитель должен выбрать между двумя одинаково нежелательными альтернативами. К счастью, эта форма конфликта встречается значительно реже, чем предыдущая. Характер конфликта выражается в том, что люди всячески пытаются отказаться от принятия решения, поскольку результат все равно будет нежелателен, какую бы альтернативу они ни выбрали. В качестве примера часто приводят ситуацию, когда надо выбрать между ремонтом каких-либо необходимых в хозяйстве вещей и их
заменой на новые. Например: ваш старый пылесос держится только «на честном слове» — благодаря клейкой ленте; его ремонт обойдется в копеечку, но покупка нового — вдвое дороже. Что вы предпочтете?
■ Конфликт типа «приближение—избегание»: в этой довольно распространенной ситуации возникает конфликт между позитивными и негативными сторонами обычно одного и того же продукта. Наиболее простым примером может служить цена желаемой вещи, которая оказывается почти на грани ваших возможностей. Таким образом, позитивная сторона приобретения дома или машины вашей мечты уравнивается негативной стороной — необходимостью выложить за это крупную сумму денег.
В главе 4 уже рассматривалась проблема «воспринимаемого риска». Мы говорили о том, что потребители прибегают к различным способам, чтобы снизить риски принятия ошибочного решения при
ке _ финансовые, эксплуатационные, социальные и т. д. Мы называли, что приверженность бренду — наиболее распространенная стратегия уменьшения воспринимаемого риска. Это, безусловно, особая возможность для маркетологов: помочь потенциальным потребителям потратить деньги, подчеркивая «приближающие» стороны покупки. В дополнение к этому они могут всегда уменьшить «избегание», манипулируя снижением цен, что и является целью распродаж, скидок, беспроцентных кредитов, зачетов старых вещей в счет покупки новых и т. п.
Сила инерции
В рассуждениях о мотивационных силах приближения и избегания цели не следует упускать из виду такой факт: эти силы должны быть достаточными для того, чтобы вообще побуждать людей к движению, не говоря уже о конкретном направлении. Если мы не включаемся в активный поиск совершенно определенных продуктов, то будем неизбежно следовать своим устоявшимся покупательским привычкам, которые, как и любые другие привычки, постепенно приобретаются нами в результате научения и становятся неотъемлемой частью нашей жизни.
Как мы видели с вами в главе 6, изменение хорошо усвоенных и исправно служащих нам привычек требует значительных усилий. Поэтому для преодоления силы нашей инерции необходимо мощное убеждаюв(ее воздействие. Эта сила настолько велика, что для ее преодоления может оказаться недостаточно даже очевидных апелляций к нашим собственным интересам и личной безопасности.
Когда американские производители автомобилей Ford Pinto и шин Firestone обнаружили в своей продукции неисправности, они обратились к купившим ее людям с предложением произвести бесплатный ремонт и замену. Однако и через два года после развернутой ими широкой пропагандистской кампании на дорогах по-прежнему оставалось более трети неисправных автомобилей и более половины шин, несмотря на то, что все это было связано с потенциальной угрозой жиз-чи владельцев машин [9].
Вовлечение
Концепция «вовлечения» была впервые предложена в 1960-х гг. Гербертом Кругманом. Она всегда вызывала значительный интерес Со стороны специалистов, занимающихся потребительской мотива-
цией [10]. В центре ее внимания находятся отношения, устанавливающиеся между потребителем и продуктом. При этом она адресуется к персональной значимости, которой обладает данный продукт в данной ситуации для конкретного индивида. Что он предлагает в отношении тех потребностей и ценностей, которые служат поведенческим проявлением нашего «образа Я»? Чем больше «вовлекают» индивида данный продукт и его воспринимаемые выгоды, тем сильнее потребитель мотивируется им к своей покупке. Поэтому в ходе нашего последующего обсуждения вовлечения важно осознавать, что оно представляет собой один из способов описания того, каким образом индивидуальный потребитель осмысляет данный продукт, ситуацию и все то, что оказывается для него значимым.
Проблеме вовлечения было посвящено огромное число исследований, фокусировавшихся главным образом на вопросах «предпосы-лок>>, «свойств» и «результатов вовлечения».
Предпосылки вовлечения. Существуют факторы, которые предваряют вовлечение и определяют ее степень. Обычно выделяют три группы таких факторов — относящиеся к личности, продукту и ситуации.
■ Личность. К этой группе факторов относятся такие характеристики потребителя, как его «образ Я», потребности, влечения, ценности, интересы, желания и фантазии, которые могут проявляться в тпокупательском поведении. Например, человек, «живущий одной жизнью» со своей машиной, с большей вероятностью будет участвовать в авторалли, смотреть автогонки и покупать соответствующие журналы, обнаруживая тем самым высокую степень вовлечения. И наоборот, люди с низкой степенью вовлечения будут относиться к машинам просто как к средствам передвижения [11].
■ Продукт. Люди по-разному реагируют на один и тот же продукт. Поэтому восприятие продукта в сочетании с только что описанными личностными факторами также влияет на степень вовлечения. Например, уровень вовлечения будет возрастать по мере увеличения потребителем восприятия различий между продуктами
[12], т. е. чем менее общий и более специфичный продукт, тем выше вероятность, что потребитель вступит с ним в определенные отношения. Вовлечение также возрастает по мере увеличения воспринимаемого потребителем риска, связанного с покупкой [13].Ранее в этой главе и более подробно в главе 4 мы уже касались
различных видов риска, с которыми могут сталкиваться потребители. В любой форме установившихся отношений риски и, конечно же, вознаграждения играют гораздо большую роль, нежели это можно обнаружить в случайных связях.
Ситуация. На уровень вовлечения потребителя может также влиять ситуация, в которой происходит покупка продукта (например, покупка подарка или чего-либо для самого себя [14]). За покупкой подарка обычно стоят определенные взаимоотношения с другим человеком, и поэтому то, что могло бы казаться обычным светским подарком (шоколад или цветы), начинает приобретать значение и тем самым приводит к вовлечению, если в момент поиска подарка вы думаете об этом человеке. Кроме того, уровень вовлечения и качество выбираемого продукта различаются в зависимости от типа ситуации. Так, для званых обедов люди обычно покупают не те же сорта вин, что для самих себя [15]. Свойства вовлечения характеризуют чувства, которые испытывает потребитель, и его поведение, когда он ощущает свою вовлеченность. Потребители, характеризующиеся высокой степенью вовлечения, будут тратить больше времени и усилий на принятие покупательских решений. Они будут стараться собрать как можно больше информации о брендах, моделях и т. д. и уделять особенное внимание относящейся к ним рекламе [16].
Они будут также склонны к более тщательной и критической обработке информации; на них будет больше влиять содержание аргументов, нежели форма, в которую облечено данное сообщение, т. е. такие потребители, как правило, ведут себя более активно, чем люди с низкой степенью вовлечения, - более пассивные реципиенты информации. К этой теме мы еще вернемся (правда, под другим углом 3Рения) в главе 14. По-видимому, различные виды средств массовой информации обеспечивают различную степень вовлечения в рекламу [17]. Телевидение, будучи пассивным элементом окружения, обычно требует низкого уровня вовлечения и не стимулирует обработки Информации. С другой стороны, рекламные объявления в печатных средствах массовой информации требуют к себе большего внимания и большего количества усилий для обработки их содержания, а значит, и более высокой степени вовлечения.
Результаты вовлечения. Результаты вовлечения, конечно же, будут зависеть от взаимодействия двух упомянутых выше групп факторов
Пассивная обработка информации, о которой говорилось в предыдущем параграфе, приводит к тому, что пассивные потребители пропускают через себя огромное количество телевизионной и другой рекламы, практически не регистрируя ее в своем сознании. Поэтому названиям брэндов трудно проторить дорогу к потребителям с низким вовлечением даже после большого количества повторов [18J. У потребителя не происходит формирования отношений со специфическими брэндами, а следовательно, не возникает и последующей дифференциации между брэндами.
Кроме того, как мы с вами видели в главе А, побудить потребителя с низким уровнем вовлечения купить продукт можно и при помощи простого предъявления активно рекламирующегося бренда, если такой потребитель не сформировал ранее отношений с каким-либо из соперничающих брендов. Отсюда возникает проблема для маркетологов: во многих покупательских ситуациях потребителей характеризует низкая мотивация к поиску информации о продукте и сравнению альтернативных продуктов и брендов, но это не препятствует совершению покупки.
Предпринималось множество попыток по разработке шкал вовлечения для различных продуктов. В одном крупном исследовательском проекте, проводившемся во Франции, изучались 14 продуктов — широкий спектр потребительских товаров — от туалетной бумаги до телевизоров. Каждый продукт оценивался по ряду измерений, например по степени связанного с ним покупательского риска и психологической значимости товара. Наиболее высокие оценки по степени вовлечения получила одежда, наиболее низкие — стиральные порошки [19].
Мы вернемся к вопросу о потребительском вовлечении в главе 14 («Коммуникация и убеждение»), где обсудим его в связи с рекламными и убеждающими воздействиями.