Теория исламского государства Мухаммеда

 

В VI-VII веках нашей эры арабские кочевые племена на Аравийском полуострове находились на родо - племенном уровне развития, отличались минимальным уровнем социально-экономической дифференциации, задачу выхода из этой кризисной ситуации через создание государства и качественное повышение уровня развития арабского общества решил Мухаммед.Сам Мухаммед определял свой статус как пророка, передающего слово Аллаха правоверным, и как имама — военного, духовного вождя и судьи всех мусульман, воплощающего волю и суверенитет Аллаха.

Распространению ислама способствовали две особенности его канона: простота догматики (иман) и детальная разработанность, усложненность обрядности (дин).

В основе исламского религиозного канона лежат «пять столпов ислама»:

1) тоухид - догмат единобожия, выраженный в формуле шахады -призыва мусульман к молитве: «нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — пророк Его» (арабское «ал'Лах» означает единственный Бог в сравнении с «лах» - одним из многих племенных богов);

2) намаз — обязательная ежедневная пятикратная молитва;

3) рамадан - обязательный пост в девятый месяц лунного календаря;

4) хадж - обязательное паломничество в Мекку;

5) закят — обязательный налог с богатых в пользу бедных, возникший на основе асабийи.

В ранней исламской теологии мир был разделен на три части:

— дар-уль-ислам - «мир ислама», населенный мусульманами;

— дар-уль-харб - «мир войны», населенный немусульманами и подлежащий завоеванию;

— дар-уль-сульх — «мир примирения», где мусульмане и немусульмане сосуществуют, причем государственная власть может принадлежать как немусульманам, так и мусульманам, но джихад не ведется, если действуют нормы веротерпимости и свобода отправления религиозных обрядов тех и других.

Концепция имама, объединяющего функции светской и духовной власти, позволяет отнести исламскую государственность к восточному типу. В то же время в сравнении с индуизмом и буддизмом ислам располагается ближе к западно-христианской традиции. Он в большей степени ориентирован на мироустроительную посюстороннюю деятельность.

Важнейшим отличием исламской догматики от христианской было отсутствие догмата о Троице, который Мухаммед счел пережитком языческого многобожия и поэтому неприемлемым. Поэтому в исламской антропологии нет идеи богоподобия человека, ценности и уникальности каждой личности, его индивидуального пути к Богу.

В основу социальной доктрины ислама лег принцип равенства всех верующих перед Аллахом. Социальное неравенство и право собственности признавались только при условии помощи (закята) богатых бедным. Государственная власть в исламе организуется в двух версиях — суннитской и шиитской. Раскол мусульманской общины начинается с момента основания династии Омейядов. Большинство мусульман признало законность власти Муавии, и они образовали течение суннизма. Меньшинство (в основном население Ирана, враждебное арабским завоевателям) не признали законность власти Омейядов и образовали течение шиизма. Для них законными правителями были 12 потомков Али, последний из которых исчез из мира в IX в., став «скрытым имамом». По шиитской доктрине он был взят Аллахом на небо, чтобы в будущем вернуться в качестве Мессии (махди), наказать суннитов и установить власть шиитов.

У суннитов и шиитов Сунной или Преданием, дополняющим Писание — Коран, считаются созданные в IX веке шесть сборников хадисов, рассказов о жизни Мухаммеда, обобщающих его политический опыт.

Если у суннитов суверенитет Аллаха делегировался умме, которая имела право определять форму государственного устройства, то у шиитов суверенитет Аллаха умме не делегировался. Правители не могли подчинить Своей воле и включить в государственный механизм духовенство - аятолл, чьи высказывания (фетвы) приравнивались к аятам — стихам Корана, и которые зачастую противоречили государственному законодательству.

«Открытость» суннизма позволяла создавать различные формы государства, которые различаются по способу приобретения власти:1) наследование, т. е. монархию;2) захват власти, т. е. военную диктатуру (тиранию);3) выборы правителя уммой, т. е. демократию.

Суннизм допускает демократию, но на основе принципа подобия, характерного для восточных государств. Выборы имама (президента и т. д.) означают полное и абсолютное делегирование власти, при котором не допускается разделение властей как на государственном уровне, на законодательную, исполнительную и судебную, так и разделение государственной и муниципальной власти.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: