Слово о «законе и благодати» Митрополита Иллариона

 

В историю православной русской церкви Иларион вошел как первый митрополит из русских, до него эту должность занимали священнослужители только греческого происхождения, присылавшиеся из Константинополя.

Главное творение Илариона — "Слово о Законе и Благодати" — создано им в период между 1037—1050 гг.

Митрополит Илларион начинает формирование концепции идентичности русского государства, как самостоятельного и независимого образования, а не чьей-то периферии.

Мыслитель противопоставляет принцип иудейского Закона Моисея христианскому принципу Благодати Христа, чтобы подчеркнуть независимость Киевской Руси от Хазарского каганата. Илларион продолжает традицию противопоставления Ветхого и Нового Заветов, начатую в христианской теологии Маркионом во II в.

Илларион противопоставляет иудейский Закон, направленный на приобретение земных благ, христианской Благодати, направленной на приобретение небесных, духовных благ. Иудейский Закон управляет страхом насилия имести, служит только иудеям, а христианская Благодать управляет всеобщей любовью, служа всем народам.

Таким образом, он оправдывает исторический выбор князя Владимира между иудаизмом и христианством. Владимир крестил Русь и тем самым превратился в князя-единодержца, чья миссия заключается в том, чтобы не просто «быть» властителем, но и «служить» Русской земле. «Единодержавие» Иллариона — это не столько форма организации правления, сколько нравственная характеристика правителя. Оппозицией «единодержцу» является «самовластец», т. е. правитель, который подчиняется не разуму, а страстям и является древнерусским аналогом античного тирана.

Илларион подчеркивает божественное происхождение не должности (сана), а обязанностей, не власти, а разума князя. Долгом князя является объединение и защита Руси. В экстремальных условиях постоянных войн по всему периметру русских границ Илларион отказывается от византийского принципа диархии, т. е. разделения обязанностей церкви и государства.

Илларион требует мировоззренческого единства церкви и государства, воспринимая государственную власть как духовную силу. Он считает, что долг священников не в поучении, а в подражании князьям. Не случайно первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб, отказавшиеся от насильственной борьбы за власть и убитые своим братом Святополком Окаянным в 1015 г.

Идеал Иллариона - это христианская «правда», как юридическое понятие с нравственной мотивацией. «Правда» является источником закона, т. е. божественного веления с юридическим содержанием, который внешним и принудительным образом регулирует поведение человека.

Целью «правды» является истина — нравственное состояние праведного человека, не нуждающегося в законе. Только познание истины дает человеку свободу выбора поведения.Таким образом, Илларион начал формирование политико-правовой концепции русского государства, которая обеспечила преемственное развитие Киевской и Московской Руси.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: