Типологические черты западнохристианской и восточнохристианской политико-правовых традиций

 

Западнохристианская цивилизация

Развивалась на четырех основных принципах. Во-первых, при условии латинского христианства и единой церковной организации. С XI века. доминировала правовая установка - человек определялась как субъект права (устанавливалось законодательством на основе римского права). Отношения с Богом строились по модели: проступок (грех) - наказание. Каждая душа предстает перед Божьим судом сразу после смерти, поэтому на первый план выдвигалась идея личной веры, доказательности истинности веры для себя и окружающих. Во-вторых, власть императора была легитимной, светская и церковная власть были разделены. Господствовала концепция независимости церкви от государства (выдвинута в конце IV века. святым Амвросием). Римский папа один, а государств и правителей много. В-третьих, сохранялись традиции самоуправления городских коммун. В-четвертых, иерархия отношений, связанная с личной присягой верности вассалов сеньору, и условное (рыцарское) держание земли.

Христианство основывалось на платоновско-неоплатоновской традиции с видением человека в космической иерархии, с преобладанием общего над индивидуальным. Проповедовалась единство церкви и государства при ведущей роли последней. Император фактически имел светскую и духовную власть, считался посредником между Богом и людьми, назначении и решал споры между четырьмя патриархами: Александрийским, Иерусалимским, Антиохийским и Константинопольским,

В рамках восточнохристианской цивилизационной системы выделяют Византийско-Восточнохристианской и Сходнословянско-Православную цивилизации, центром последней была Киевская Русь.

Византийско-Восточнохристианская цивилизация

Достигла наивысшего могущества в середине VI века. Со второй половины VI века. войны со славянами и болгарским царством, социально-конфессиональная борьба, известная как иконоборчество, нападения турок-сельджуков привели к упадку империи и уменьшения ее границ. В 1453 г. Византийская империя была уничтожена турками-османами, основавшими Османскую империю с центром в Константинополе.

Особенностью аграрного развития было сосуществование частной, государственной и общинной земельной собственности. Это усложняло процесс феодализации, интенсивно происходил в течение IX-X вв. Условная форма землевладения, сеньйорально-вассальные отношения не получили распространения. Зависимость крестьян формировалась на основе частноправовой договоренности (продажа, дарение, патронат, долговая кабала), насильственных действий феодалов и государственных дарований земель с крестьянами. Особенностью византийского феодализма было существование рабства.

Византийские города начали возрождаться во второй половине IX века. Государство способствовало их развитию и укреплению, поскольку налоговые поступления с торговли и ремесла часто составляли единственную статью доходов центральной власти. Константинополь был одним из крупнейших ремесленных, торговых и финансовых центров мира. Ремесленные мастерские принадлежали государству, церкви, частным лицам, в том числе феодалам. Государственные мастерские производили продукцию на нужды императорского двора и армии. В отличие от цехов Западной Европы, корпорации византийских ремесленников защищали интересы государства, назначал их руководителей. В условиях политических кризисов уменьшились объемы товарооборота, ухудшились товарно-денежные отношения, произошла натурализация и аграризация экономики.

Государственное регулирование было определяющей чертой византийской экономики: регламентировалась хозяйственная деятельность ремесленников и купцов; фиксировались цены на хлеб, мясо и рыбу; запрещалось создавать запасы товаров с целью предотвращения спекуляций. Иностранные купцы должны были останавливаться в отведенных местах не более как на три месяца.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: