Раздел III. Искусство античного мира

III.1. Искусство Древней Греции

III.1.1 Искусство эгейской (крито-микенской) культуры.

Тема 17. Крит. Кносский дворец.

(История изучения, архитектура, фрески - «Игры с быками», «Парижанка», «Юноши с сосудами», «Шагающий принц», «Собиратель цветов», грифоны тронного зала).

 

Тема 18. Коропластика и металлопластика Крита.

(Статуэтки адорантов, фигурные сосуды. Статуэтки богинь со змеями и рельефами из Агиа-Триады. Бронзовые статуэтки: музыкант и молящаяся женщина, бык с акробатом. Статуэтка акробата из кости. Часть композиции с быком. Золотые кубки с рельефами из Вафис).

 

Тема 19. Микены.

(История изучения, «Львиные ворота», погребальная архитектура - Шахтовые гробницы ХVII – ХVI вв. до н.э. Их инвентарь: стелы, золотые маски с элементами портретности, ювелирные изделия, произведения торевтики, керамика, работы местных и критских мастеров, «Маска Агамемнона», фрески - «Дама из Микен»).

 

Тема 20. Тиринф.

(История изучения, план акрополя Тиринфа, особенности архитектуры, фрески - «Девушка с коробочкой», «Охота на кабана», «Девушка на колеснице».).

 

Тема 21. Троя.

(Пояснение. Троя – многослойный и разновременный археологический объект. В данном случае, нас интересуют только материалы, относящиеся к эгейскому времени).

(История обнаружения и первоначального изучения, хроностратиграфия Трои (представить в виде таблицы или графического разреза с датами), находки в слое Троя VIIа - «клад Приама»).

 

Тема 22. Кикладские идолы.

(Хронология, эволюция типов, женские изображения, головы, «Арфист», «Флейтист» и др.).

 

Тема 23. Керамика эгейской (крито-микенской) культуры.

(Стили «Камарес», «Дворцовый», «Морской»).

 

III.1.2 Искусство Греции гомеровского периода.

Тема 24. Архитектура Греции гомеровского периода.

Т.н. «Героон» в Лефканди (остров Эвбея, 1000 – 950 гг. до н.э.), стены Смирны 2, овальный дом из поселения Смирна 2 (протогеометрический период), святилище Аполлона в Фермоне (или Фермосе) Этолия, святилище Артемиды Орфии в Спарте и Дреросе (Крит), святилище Аполлона в Эретрии (ок. 750 г. до н.э.), храм в Дреросе (Крит, ок. 750 г. до н.э.), терракотовая модель храма Геры из Аргоса (ок. 680 г. до н.э.), терракотовая модель храма Геры Акрайи в Перахоре, храмы «А» и «Б» в Принии (Крит), храм Аполлона Карнейского (остров Фера), модель храма Герайона в Аргосе (первая четверть VII в. до н.э.).

 

Тема 25. Металлопластика Греции гомеровского периода.

(Бронзовые статуэтки из Олимпии, «Конь», «Геракл и кентавр», «Лань с олененком и птицей», «Аэд», «Сидящий мужчина», «Воин из Кардицы», «Воин в шлеме на коне»).

 

Тема 26. Вазопись Греции гомеровского периода.

(Периодизация вазописи т.н. «геометрического стиля» гомеровского периода:

1. Субмикенская вазопись – 1-я пол. ХI в. до н.э.

2. Протогеометрическая вазопись – 2-я пол. ХI – Х вв. до н.э.

3. Ранняя геометрическая вазопись – кон. 10 – 1-я пол. IХ вв. до н.э.)

4. Зрелая геометрическая вазопись (среднегеометрическая вазопись) – 2-я пол. IХ – нач. VIII вв. до н.э.

5. Поздняя геометрическая вазопись – начало – третья четверть VIII в. до н.э.).

(Пояснение. По каждому из периодов вазописи привести несколько примеров (их много, можно выбирать не только из предложенных. Главное – строго распределить по периодам! Особое внимание уделить т.н. Дипилонским вазам – привести их общие виды и крупные планы декора).

Примеры: Субмикенские вазы из некрополя Керамик в Афинах, протогеометрический сосуд конца X в. до н.э. из Музея Керамика в Афинах, протогеометрическая амфора 975–950 гг. до н.э. из Музея Керамика в Афинах, раннегеометрическая амфора из Музея Керамика в Афинах, зрелогеометрическая пиксида из Музея Акрополя в Афинах, пиксида с фигурками трёх коней на крышке из Музея Афинской агоры в Афинах; Пиксида II среднегеометрического периода со скульптурных изображением троих коней на крышке Афины, Музей Афинской агоры; дипилонские амфора и кратер из Национального музея (Афины), амфора «дипилонского стиля» из музея античного малого искусства (Мюнхен), кратер из Метрополитен музеум (Нью-Йорк); дипилонские амфора и кратер из Национального музея (Афины), амфора «дипилонского стиля» из музея античного малого искусства (Мюнхен), кратер из Метрополитен музеум (Нью-Йорк); кратер с изображением Тесея и Ариадны, садящихся на корабль из Британского музея (Лондон); ойнохойя со сценой кораблекрушения Одиссея из Государственного античного собрания (Мюнхен).

 

Тема 27. Терракота Греции гомеровского периода.

(Голова глиняной статуи из Амиклайона (Спарта), Голова глиняной статуэтки из Амиклайона (Спарта). Афины, Национальный музей, Статуэтки из святилищ в Карфи и Гази (Восточный Крит), Гераклион, Археологический музей; Кентавр из Лефканди Эретрия, Музей; Пахарь. Терракота. Беотия. VIII в. до н.э. Париж, Лувр).

 

 

III.1.3 Архитектура античности. Ордерная система.

(Пояснение – в хронологическом плане этот раздел представляет собой сквозную тему, т.е. охватывает несколько периодов античности, вплоть до V в. н.э. Но, приступая к изучению всех последующих периодов архитектуры античности, необходимо знать ее основные особенности).

Тема 28. Дорический ордер.

(Время и регион формирования, основные архитектурные особенности и пропорции, обязательно – графическая схема конструкции, примеры храмов выполненных в дорическом ордере).

 

Тема 29. Ионический ордер.

(Время и регион формирования, основные архитектурные особенности и пропорции, обязательно – графическая схема конструкции, примеры храмов выполненных в ионическом ордере).

 

Тема 30. Коринфский ордер.

(Время и регион формирования, основные архитектурные особенности и пропорции, обязательно – графическая схема конструкции, примеры храмов выполненных в коринфском ордере).

 

Тема 31. Тосканский ордер.

(Время и регион формирования, основные архитектурные особенности и пропорции, обязательно – графическая схема конструкции, примеры храмов выполненных в тосканском ордере).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: