Порядок выполнения работы

1. Определите цену деления на обоих термометрах.

2. Определите начальную температуру t 2  нагреваемого спая термопары, помещенного в термостат.

3. Включите термостат. При поднятии температуры нагреваемого спая на 20оС определите его температуру (t 2), а также температуру ненагреваемого спая (t 1) и показания гальванометра в делениях (n). Результаты измерений запишите в табл. 9.

4. Проделайте опыт еще 4 раза, проводя измерения, указанные в п. 3. Измерения проводятся при повышении температуры нагреваемого спая на 20оС по сравнению с предыдущим измерением.

5. Найдите D Т. Полученные результаты запишите в табл. 9.

6. По формуле (4.8) вычислите силу тока в термопаре. Результаты запишите в табл. 9. Значение цены деления гальванометра указано на шкале прибора.

7. Запишите в табл. 9 сопротивление гальванометра R (указано на шкале).

8. По формулам (4.6) и (4.7) рассчитайте соответственно величину постоянной a термопары и термоэлектродвижущей силы . Вычислите среднее значение a. Полученные результаты запишите в табл. 9.

9. Постройте график зависимости термоэлектродвижущей силы от разности температур горячего и холодного спаев.

 

Т а б л и ц а 9. Результаты измерений и вычислений

 

Номер опыта t 1, оС t 2, 0С D Т =D t= =t 2t 1, К n, дел. I, А R, Ом , В a, В/К a ср, В/К
1          

 

   

 

2              
3              
4              
5              

 

Контрольные вопросы

 

1. Что называется контактной разностью потенциалов и какими причинами она обусловлена?

2.Запишите формулу контактной разности потенциалов.

3. Что представляет собой термопара? Для чего используется такое устройство?

4.Изобразите термопару схематически и объясните принцип ее работы. Получите расчетную формулу для определения термоэлектродвижущей силы термопары.

5. От чего зависит термоэлектродвижущая сила термопары?

6. Что такое удельная термоэлектродвижущая сила термопары и каков ее физический смысл?

7. Изменится ли величина удельной термоЭДС, если измерения проводить не через 20о, а через другие интервалы температур? Если измерения проводить путем понижения температуры одного из спаев?

 

Лабораторная работа 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО

ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА

Цель работы: определить отношение заряда электрона к его массе (e/m).

Приборы и принадлежности: электронно-лучевая трубка с соленоидами, вольтметр, амперметр, выпрямители.

Изучите теоретический материал по одному из учебных пособий: [1, гл. VI § 43, гл. Х § 72, 74; 2, гл. VIII § 8.1, 8.3; 3, гл. VIII § 36–37; 4, гл. III § 31].

При подготовке к лабораторной работе важно осмыслить, что основные характеристики элементарных частиц – масса m и заряд q – являются неотъемлемыми свойствами этих частиц.

Величина q/m индивидуальна для каждой частицы и называется удельным зарядом. При движении заряженной частицы в электрическом и магнитном полях траектория частицы определяется конфигурацией этих полей и удельным зарядом частицы.

Необходимо хорошо усвоить, что при движении заряженной частицы со скоростью  в магнитном поле с индукцией  на нее действует сила Лоренца

,                              (5.1)

 

где – заряд частицы.

Численное значение этой силы можно вычислить по формуле

 

,                            (5.2)

 

где – угол между векторами  и .

Направление этой силы определяется правилом векторного произведения или мнемоническим правилом левой руки (для положительно заряженных частиц): левую руку располагают так, чтобы вектор индукции магнитного поля входил в ладонь, четыре сомкнутых пальца направляют по вектору скорости; тогда отставленный на 90о большой палец указывает направление силы Лоренца. Для отрицательно заряженных частиц применяется аналогичное правило правой руки. Обратите внимание, что сила Лоренца одновременно перпендикулярна к вектору индукции магнитного поля и к направлению движения частицы (рис. 5.1).

При нахождении заряженной частицы в электростатическом поле с напряженностью  на нее действует сила .

Рис. 5.1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: