Механизмы передачи и преобразования движения. Ритм. Метр

 

Ритм — универсальный структурный принцип, действенный для любого эстетического объекта (природного или созданного руками человека). Ритм (от греч. — соразмерность, стройность) — закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых, изобразительных и т. п.). Одно из важнейших проявлений ритма — повторяемость элементов, мерность их чередования, на основе которой и складывается все многообразие ритмических соотношений. Исследование ритма имеет самые древние традиции, а современная наука начинает уделять внимание сопоставлениям ритма в искусстве с природными, социальными ритмами, видя здесь много моментов общности.

 

В музыке, поэзии, танце ритм проявляется как закономерное чередование звуков и движений во времени. В архитектуре он создается чередованием материальных элементов в пространстве. Он является одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству, упорядочения их расположения и присущ различным явлениям и формам природы. Ритм воздействует на эмоции и чувства человека. Чем ритмичнее стихотворение, тем легче оно читается и запоминается. Источник звука воспринимается как ритмичный потому, что выдержан одинаковый интервал между звуками, ударами. Ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз человека как бы следует за этим размерным повтором элементов. Однако ритм свойствен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектуре ритмично распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах и тканях.

 

Закономерное чередование объемов, членений, поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т.д. Ритм отождествляется с первоначальной пластической идеей, которая появляется в сознании и выражается потом в завершенном произведении искусства. Ритм есть, таким образом, первичная схема, которая, перед тем как стать поэтическим, музыкальным или пластическим выражением, появляется в нашем сознании. Не надо забывать, что произведения искусства воспринимаются сразу. Говоря о ритмах, мы всегда обращаемся, таким образом, к повторению (колонны, проемы...), к чередованию одинаковых и сходных элементов, которые сохраняют между собой более или менее постоянные отношения: более или менее, так как всегда есть нечто, что не поддается точному измерению, и оно сообщает произведению самые глубокие ритмические, а, следовательно, и эстетические характеристики. Каждая культура, каждая эпоха имеет свои ритмические схемы. Египет, Греция, Ренесанс... Они являются культурами большого метрического звучания, а Китай, культура майя и барокко являются периодами большого ритмического вдохновения.

 

Ритм определяется как всякое равномерное чередование, как порядок сочетания во времени и пространстве всех элементов композиции, как закономерное чередование элементов композиции и интервалов между ними. Но не всегда ритм образуется как чередование элементов и интервалов, т.е. как дискретное, раздельное, прерывистое изменение ряда, состоящее из отдельных элементов. Во многих случаях ритмичность создается как непрерывное поступательное (радиальное или прямолинейное) изменение какой-либо величины (например, спираль, угол). Ритм зависит, таким образом, от конкретного расположения элементов, от периодичности их появления, от относительного значения элементов и изменения характера движения. Ритм может быть сильно выражен или слабо в зависимости от характера элементов и от значения пауз, которые его организуют. Значение ритма зависит от размера и цвета преобладающих элементов и от величины пустот, от отношения предмет — фон. Следует помнить, что ритмы должны образовываться для того, чтобы выявить структуру композиции и организовать ее центр. Воизбежании путаницы не имеет смысла навязывать более сильные ритмы второстепенным элементам. Таким образом, от выбора ритма зависит характер и эмоциональный строй композиции.

 

Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону или сходящимся к центру, направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Желаемого впечатления от композиции можно добиться правильным использованием всех возможностей ритма, в частности, продуманным чередованием элементов, форм, цветовых пятен или каких-либо деталей, как бы направляющих движение глаза в соответствии с выбранным ритмом.

 

Ритм, как свойство композиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия. Из всех признаков формы наиболее значительным для ритмизации является размер, затем интервал.

 

Кроме ритма, существенное значение на создание законченной, цельной композиции имеет метрический повтор. Метр — это неоднократное, с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента.

 

Хотя метрический повтор сам по себе весьма активная закономерность, он может вызвать ощущения монотонности, однообразия и привести к тому, что композиция потеряет нужное напряжение.

 

Метрический повтор в дизайне — не только средство композиции, но и одна из наиболее активно проявляющихся закономерностей, и если проектировщик подойдет к ней осознанно, это во многом поможет ему организовать форму.

 

Ритм выражен повторяемостью элементов в орнаменте. Все элементы орнамента и интервалы между ними должны находиться в соподчиненных отношениях друг с другом. Соподчинение в орнаменте может быть простым, где главный мотив явно довлеет над остальными, но наиболее виртуозные построения имеют сложную иерархию подчинения одних элементов другими. Соподчиненность элементов основывается не только на отношении их величин, но и на их качестве и месте в системе. Для достижения цельности в орнаменте можно руководствоваться структурой мавританских орнаментов, где каждая крупная форма орнаментируется более мелкими. Такое постадийное соподчинение обеспечивает цельность. Цельность на основе стремления к непрерывности достигается выведением изображения из одной непрерывной линии. Пример — стебель и листья вьющихся растений.

 

Упорядоченность элементов может быть не только простой, ясно читаемой, но и подчиняться сложным закономерностям. Изменение упорядоченности возможно за счет величины и последовательности расположения элементов, цвета, фактуры, конфигурации. Сложность ритма достигается сочетанием или наложением простых ритмических рядов. Получение сложных ритмических построений в орнаменте В.М. Шугаев сравнивал с контрапунктом в музыке. Контрапункт — одновременное звучание нескольких самостоятельных голосов. В.М. Шугаев в качестве самостоятельных мелодий брал разного рода линии, замкнутые фигуры и детали. Их построение и соединение в целостную композицию он называл орнаментальным контрапунктом. Нам представляется возможным и плодотворным в качестве самостоятельных мелодий рассматривать и целые ритмические ряды из мотивов. Протяженность ритмических рядов тоже имеет свои пределы и позволяет в ряде случаев трактовать ритмический ряд как мотив.

 

Для понимания механизма возникновения простых и сложных ритмов в композициях представляется необходимым более свободное внедрение в теорию и изобразительную практику понятий «метр» и «ритм». В раппортном орнаменте в качестве сетки единообразия выступает один из видов раппортной системы, в качестве сетки разнообразия работает орнаментальный мотив. Так, в раппортном орнаменте сосуществуют инвариантная и вариативная стороны. Использование одного и того же элемента-мотива в различных раппортных сетках и, наоборот, применение различных элементов-мотивов в раппортной сетке одного вида дают все бесконечное многообразие раппортных орнаментов. Метр-раппорт как бы является нормой инвариантности повторов, мотив-ритм — отступлением от нормы. Ритм иногда совпадает с метром (в мелких композициях с мотивами, лежащими только по углам раппортной сетки), но в большинстве случаев отходит от строгой метрической основы.

В безраппортных построениях нет строго повторяемого метра, но это не значит, что там вообще нет метричности. В безраппортных композициях существует мощная тенденция к метричности, иногда почти переходящая в метричность. В безраппортных композициях закономерности ритмического ряда акцентируются в пластике, фактуре, цвете элементов.

 

Ритм в элементах графики проявляется в характере их начертания. Так, линия может включать в себя прямую, кривую и зигзаг, очертания пятна могут иметь разные по конфигурации участки и т. д. Цвет может идти от простых оттенков к более сложным, от родственных отношений — к контрастным и т. п. Вопрос, где простые одноразмерные нарастающие или убывающие ритмы будут переходить в сложные или накладываться друг на друга, а их общая ритмическая организация переходить в аритмическую, т. е. противоположную имеющейся ритмике, — вопрос каждой индивидуальной композиции.

 

Говоря о ритме, художники чаще всего связывают его с движением и наиболее осознанно употребляют законы ритма в композициях динамического порядка. Ритм имеет определенную целеустремленность. Ритм предполагает непрерывное развитие через противоположности, через препятствия: ритм есть выражение борьбы. Но разность и контрастность проявлений ритма, его неоднозначность позволяют говорить о нем как о единстве в многообразии. Это открывает возможность шире связывать ритм не только с динамическими композициями, но и со статичными с выраженной симметричностью.

 

4 группа — метр и ритм — характеризует движение. Метр — простейшее повторение одного и того же элемента (кирпичная кладка). Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, в отличие от метра, строится на чередовании разных, но повторяющихся элементов. Усложняясь, он порывает с симметрией, (например, сложный ритм живописной картины) сопровождая своевольный рисунок движения, меняя его характер, темп, направление. Ритм может иметь и регулярный характер (например, в орнаменте). Но всегда он вносит организующее начало в хаотическое движение и без него немыслима гармония.

 

Все четыре группы связаны между собой, проникают друг в друга и дополняют друг друга. Так, например, в тождестве, в метре и ритме присутствует симметрия; ритм пронизывает пропорции; для ритма характерен и контраст, и нюанс, так как ритмическое движение включает в себя чередование контрастирующих и нюансных элементов. Композиционное целое мы рассматриваем как систему отношений между элементами формы, реализуемую с помощью средств гармонизации. Композиционные средства оперируют физическими средствами выражения, благодаря которым композиционный замысел материализуется в форме. Это — цвет, тон, фактура, объем, пространство, физический материал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: