Участники внешнеэкономической деятельности в России

Цели и задачи внешнеэкономической деятельности

Основными целями ВЭД являются:

1) получение дополнительной прибыли;

2) достижение финансовой устойчивости фирмы посредством выхода на новые рынки;

3) совершенствование технологий путем приобретения патентов и лицензий у иностранных партнеров;

4) удовлетворение потребностей населения в данном товаре (услуге) — цель импорта;

5) обмен опытом.

Задачи экспорта:

1) получение валютной выручки, необходимой для импорта технологий, дефицитных сырья и материалов, улучшения финансового состояния предприятия в условиях неплатежей, решения социальных проблем;

2) расширение рынка сбыта за счет зарубежных потребителей;

3) более полная загрузка производственных мощностей благодаря экспортным поставкам;

4) продление жизненного цикла товара посредством его реализации на зарубежных рынках, где у него нет аналогов или конкурентов;

5) выгоды от общего улучшения позиций как экспортёра в результате девальвации национальной валюты (понижения курса);

6) сглаживание негативных последствий острой конкуренции на внутреннем рынке;

7) рост занятости и повышение квалификации работников.

Задачи переноса производства в другую страну:

1) приближение производства к потребителю, что обеспечит по сравнению с обычным экспортом экономию транспортных, таможенных, налоговых расходов, выигрыш во времени;

2) преодоление протекционистских барьеров (высоких пошлин, квот, запретов на ввоз);

3) доступ к более дешевым производственным ресурсам (энергии, сырью, рабочей силе);

4) снижение политических, экономических, валютных и других рисков благодаря одновременной хозяйственной активности в различных государствах.

ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные сферы функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию ВЭД отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.

Виды и участники внешнеэкономической деятельности.

Все виды ВЭД (ВЭС) можно разделить на возмездные и безвозмездные. Безвозмездные виды означают отсутствие возмещения затрат одной стороны другой стороне, например, координация работ, согласование направлений деятельности, обсуждение и принятие общих решений, творческий обмен опытом и т.д. К сферам деятельности, где используются безвозмездные виды ВЭД. относятся:

- деятельность, направленная на международную охрану окружающей среды;

- освоение богатств мирового океана;

- международную унификацию стандартов и т.д. В настоящее время ВЭД осуществляется, чаще всего, на возмездной основе.

Основными видами возмездной деятельности являются:

- внешняя торговля товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности;

- международное инвестиционное сотрудничество;

- международная производственная кооперация;

- международное научно-техническое сотрудничество;

- международные валютные и финансово-кредитные операции.

 

Внешнеторговая деятельность- это обмен товарами (в вещественно-материальной форме) и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. Технико-экономическое сотрудничество - это сотрудничество в области промышленного и гражданского строительства, а также предоставление услуг инженерно-технического характера. Научно-техническое сотрудничество представляет собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.

 

Участники внешнеэкономической деятельности в России

Российские участники внешнеэкономической деятельности (рос­сийские лица) — это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоян­ное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Все фирмы, принимающие участие во внешнеэкономической деятель­ности классифицируется по критерию принадлежности к тем или иным видам ВЭД (схема 1).

 

 

Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи являются практическим проявлением международных отношений между странами, в частности, международных экономических отношений.

СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Международные экономические отношения представляют собой комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства.

       Мировая экономика или мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется противоречивая, но одновременно более или менее целостная мировая экономическая система. 

 Мировая экономика, мировое хозяйство базируются на мировом рынке, материальной основой которого служат технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда.

Важными характеристиками внешнеэкономической деятельности любой страны являются показатели экспортной и импортной квот. Экспортная квота - показатель, который характеризует значимость экспорта для экономики страны, ее отраслей по различным видам продукции, определяется по формуле:

                                     V э

                   K э = -------------. 100%,                 (1)

                                   ВВП.

где - Kэ - экспортная квота;

    Vэ- объем экспорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период; 

    ВВП - объем валового внутреннего продукта (совокупность производимых в стране товаров и услуг, подсчитанная по их добавленной стоимости).

 Импортная квота характеризует значимость импорта для экономики страны, ее отдельных отраслей по видам продукции, ее значение можно определить по формуле:                                      

                             V и

               Kи = --------------. 100%,           (2)

                         ВВП.

 

где - Kи - импортная квота;

   Vи- объем импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период;   

 Vвн.потр.- объем внутреннего потребления в стране соответствующей продукции за этот период.

 

 

 

 

 

Характерной экономической чертой стран с развитой рыночной экономикой являются высокие уровни показателей экспортной и импортной квот (см. таблицу 1):          

                                                                               Таблица 1.

             Показатели экспортной и импортной квот.

Квоты        США   Япония Германия Франция Италия          

Квота

экспортная,% 7,5-8   9 – 9.7     27            23             18                      

Квота

импортная,%   11         9          20            25             20                          

.   

 Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот еще выше, например, в Бельгии квота экспортная - 67%, квота импортная - 70%. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. В этих странах производство, в основном, узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции.

Чем крупнее страна, тем большее значение имеет для нее внутренний рынок и тем меньшее – внешний, мировой. Величина экспортной квоты России в 1994 г., рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля и объема экспорта России в ближнее и дальнее зарубежье, равнялась 22,2%.

         

          2.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ   ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Мировой процесс экономической интеграции развивается на двух уровнях:

- на межгосударственном уровне;

- на уровне непосредственных производителей.

Рассмотрим эти уровни.

 

2.1. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН

         

Межстрановая экономическая интеграция означает глубокое взаимопереплетение национальных процессов воспроизводства, которое происходит на уровне предприятий (создание филиалов за границей, производственное кооперирование, реализация совместных проектов и т.д.), на уровне отраслей (формирование общих отраслевых рынков, выравнивание технико-экономического уровня производства и т.д.), на уровне народного хозяйства в целом (формирование межнациональных пропорций, согласование экономической политики и др.) В современных условиях экономическая интеграция носит региональный характер.

Простейшая интеграционная форма – зона свободной торговли, где ликвидируются ограничения в торговле (прежде всего – таможенные пошлины) между странами-участницами. Следующая ступень – таможенный союз, где зона беспошлинной торговли дополняется единой внешнеторговой политикой, включая единый внешнеторговый тариф в отношении других стран. Третья форма – общий рынок, где к компонентам таможенного союза добавляется свобода передвижения капиталов и рабочей силы. Кроме того, возникает необходимость согласования хозяйственной политики. Четвертая форма межстрановой интеграции – экономический союз, который можно характеризовать как общий рынок + экономическая и валютно-финансовая политика. Пятая форма - п олная интеграция возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические: создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.

 

Интеграция становится потребностью стран на достаточно высоком уровне их развития, когда оказываются в основном исчерпанными внутренние резервы экономического роста

Наиболее значительными международными региональными торговыми блоками являются:

 1.Бенилюкс (Бельгия,  Нидерланды, Люксембург)

 2.Европейский Союз (ЕС). В него входят 15 стран: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Швеция, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Дания, Бельгия, Люк­сембург, Нидерланды, Греция.

3. Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ): Ис­ландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): США, Канада, Мексика.

5. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС): Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа- Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

6. "Меркосур": Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай. Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок».

7. Южноафриканский комитет развития (САДК): Ангола, Бот­свана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Сва­зиленд, Танзания, Зимбабве.

8. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА): Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

9. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК): Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бу­тан, Непал.

10. Андский пакт: Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боли­вия.

 

Бенилюкс

Интеграционные процессы в странах Бенилюкса начались еще после первой мировой войны.

Договор о создании Бельгийско-Люксембургского экономического союза (БЛЭС) был подписан 25 июля 1921 г. и вступил в силу 1 мая 1922 г. Он предусматривал ликвидацию таможенных пошлин, количественного контингентирования и других препятствий в торговле между этими странами, а также установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран и свободную циркуляцию услуг между Бельгией и Люксембургом.

Договор об образовании Экономического союза Бенилюкс (Benelux Economic Union) был подписан в Гааге 3 февраля I958 г. и вступил в силу I ноября I960 г.

Государства – члены: Бельгия, Люксембург, Нидерланды.

Местонахождение – Брюссель (Бельгия).

Основными целями Бенилюкса являются:

свободное движение товаров, услуг, капитала, т. е. ликвидация в торговле между странами-участницами таможенных пошлин, количественного контингентирования, а также иных ограничении;

свободное передвижение граждан стран Бенилюкса из одной страны в другую без паспорта и визы, постоянное проживание, найм на работу, пользование системой социального страхования без какой-либо дискриминации, применение той же налоговой системы, которая действует в отношении граждан страны, на чьей территории данное лицо пребывает (каждая из сторон гарантирует своим гражданам исключительное право работы на своей территории в государственных учреждениях и в некоторых профессиях);

координация экономической, финансовой и социальной политики;

проведение единой внешнеторговой и внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам, прежде всего установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Бенилюкс имеет следующую структуру:

Комитет министров;

рабочие группы;

Совет Экономического союза;

комиссии;

генеральный секретариат;

объединенные службы;

Межпарламентский консультативный комитет;

Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам;

арбитражная коллегия;

судебная палата.

Комитет министров, состоящий из трех министров иностранных дел, является высшим органом (несколько заседаний в год). Он контролирует выполнение условий Договора о создании Бенилюкса и принимает решения в рамках предоставленных ему Договором полномочий (постановления, рекомендации, директивы, конвенции).

Совет Экономического союза является исполнительным органом, координирует деятельность различных комиссий и подчинен комитету министров.

На основе Договора о создании Бенилюкса были образованы комиссии и специальные комитеты по различным областям (внешнеэкономические связи, валютно-финансовые вопросы, промышленность и торговля, сельское хозяйство, и др.).

Во главе генерального секретариата стоит коллегия генеральных секретарей, состоящая из генерального секретаря (согласно договору он должен являться гражданином Нидерландов) и двух его заместителей.

Объединенным службам поручается выполнение специальных задач, например в области товарных знаков и дизайна.

Межпарламентский консультативный совет состоит из депутатов парламентов: по 21 из Бельгии и Нидерландов и 7 из Люксембурга.
Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных организаций трех стран

Для решения спорных вопросов, возникающих между государствами-членами в связи с выполнением договора или конвенций, образована арбитражная коллегия.

Судебная палата создана для содействия единому толкованию совместно принятых правовых норм.

   В связи с возникновением новой международной группировки (ЕЭС) странам Бенилюкса было необходимо определить будущее своего Союза, что и привело их к подписанию Договора об Экономическом союзе 3 февраля 1958 г. По мнению секретариата Бенилюкса, сохранение этого Союза, несмотря на создание ЕЭС, куда вошли все три страны Бенилюкса, вызвано следующими соображениями:

• ликвидация Бенилюкса уничтожила бы результаты долгих лет сотрудничества;

• существование Бенилюкса является гарантией стабильного положения для трех стран;

• малые страны Бенилюкса добьются более быстрых и значительных результатов в рамках трехстороннего сотрудничества, чем в рамках ЕЭС;

• приобретенный опыт в создании Экономического союза Бенилюкс имеет большую ценность для осуществления Договора о ЕЭС;

• три малые страны должны составлять прочное единство, чтобы интегрировать Бенилюкс в ЕЭС на наиболее выгодных условиях.

               

 

 


ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.

Наиболее значительной интеграционной группировкой стран является Европейский Союз (ЕС) (European Unity - EU). Европей­ский Союз - это группировка стран, стремящихся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих нацио­нальных суверенитетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: