После развала СССР армия оказалась в сложном положении. Во-первых, государство находилось в рамках необходимости выполнения ранее принятых советским руководством решений и обязательств по международным договорам. К осени 1991 г. из стран Центральной и Восточной Европы было выведено свыше 1 млн. военнослужащих и 45 тыс. единиц боевой техники. Проводилась сложная работа по расквартированию войск, реорганизации их штатной структуры, по ликвидации ядерных боеприпасов. А по Лиссабонскому соглашению (1992) между Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, США на территорию Российской Федерации выводились ядерные потенциалы бывших союзных республик.
Во-вторых, после образования СНГ (30 декабря 1991) молодые государства не приняли соглашения по общей оборонной политике и военному строительству в рамках объединенных вооруженных сил. Подписали соглашение только по стратегическим силам и пограничным войскам. Начался процесс «национализации» воинских частей с их техникой и вооружением, военной инфраструктуры и стратегических запасов.
На территории бывших Белорусского, Прикарпатского, Киевского, Одесского, Прибалтийского, Закавказского военных округов остались наиболее боеспособные войска. На их вооружении было 60 – 70% новейших видов вооружения всей Советской армии. До середины 1990-х гг. так и не была восстановлена в полном объеме система ПВО российской территории.
7 мая 1992 г. был издан Указ Президента РФ о создании Вооруженных Сил России. Под юрисдикцию России перешли войска на территории страны, а также Западная (Германия) и Северная (Польша) группы войск, часть войск бывших Прибалтийского и Закавказского военных округов, стратегические силы и часть пограничных войск. Министром обороны был назначен П. Грачев.
В-третьих, строительство Российской армии до середины 1990-х гг. шло по нескольким направлениям. В 1994 г. завершился вывод войск из ближнего и дальнего зарубежья. Были реорганизованы центральные органы управления, войска, и созданы новые стратегические и оперативные группировки на территории Ленинградского, Московского, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного военных округов во взаимодействии с силами Балтийского, Северного, Тихоокеанского флотов и Каспийской военной флотилии. В 1997 г. с Украиной был решен вопрос раздела Черноморского флота и передачи России баз в Крыму в аренду на 20 лет за 2,5 млрд. долл. Сократилась численность Вооруженных Сил с 2,8 млн. до 1,7 млн. человек в 1996 г. Начался переход на новую оргштатную структуру (бригада, корпус). Большие изменения произошли в системе подготовки кадров. С 1992 г. перешли на смешанный принцип комплектования Вооруженных Сил (призыв, служба по контракту). Появилась альтернативная служба (прямое действие норм Конституции), закон о ее прохождении был принят в 2003 г.
В-четвертых, была разработана новая правовая база в области военного строительства и обороны страны. Приняты законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих». Конституция закрепила новый статус и обязанности органов исполнительной и законодательной власти в сфере обороны. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами стал Президент страны.
В-пятых, процесс военного строительства сопровождался снижением уровня боевой и мобилизационной готовности войск, органов управления. По общему уровню технической оснащенности Вооруженные Силы России отставали от наиболее мощных армий мира на 5 – 10, а по отдельным направлениям – на 15 лет. Практически была свернута модернизация вооружения и военной техники.
Тяжелое положение складывалось с организацией прохождения военной службы, подготовкой кадров. Не выполнялся в полном объеме Закон «О статусе военнослужащих», не обеспечивалась своевременная выплата военнослужащим денежного содержания. Падение престижа ратного труда, изменившиеся экономические и политические отношения в обществе, состояние здоровья молодежи обусловили низкий уровень призыва на военную службу. Если в конце 1980-х гг. шло на службу до 30% юношей призывного возраста, то в середине 1990-х гг. таковых было 16 – 20%. Резко упал их образовательный уровень. В целом сократился оборонный потенциал государства.
Снизилось финансирование Вооруженных Сил РФ. Так, в 1996 г., по словам бывшего министра обороны страны И. Родионова, от утвержденных в бюджете сумм армия на денежное довольствие военнослужащих получила 42,3 %, на продовольствие – 19,3%, на вещевое обеспечение – 1,3%, ремонт техники – 5,5%, медицину – 5%, на связь – 3,5%.
В армии проявились кризисные явления, свойственные обществу. Кроме того, военное руководство в определенной мере было вовлечено в политическую борьбу, особенно на уровне высших должностных лиц. Накануне президентских выборов 1996 г. ушел с поста министра обороны П. Грачев. До мая 1997 г. этот пост занимал И. Родионов, затем – бывший главком Ракетных войск стратегического назначения И. Сергеев. Координирующие функции в военном строительстве перешли к Совету обороны. Заместитель министра обороны А. Кокошин был назначен на должность генерального инспектора Совета обороны.
В-шестых, заметной тенденцией в оборонной политике государства стало усиление других ведомств, призванных в случае необходимости обеспечивать защиту страны.
В Федеральном Законе «Об обороне» (1996) под обороной понималась система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная зашита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны, трактовал новый закон, создаются Вооруженные Силы страны, наряду с которыми к обороне привлекаются пограничные войска, внутренние войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), войска гражданской обороны.
Происходило увеличение численности внутренних войск до 264 тыс. человек (1995 г. – 9 округов с 29 дивизиями и 15 бригадами), в пограничных войсках проходило службу 210 тыс. человек, в ФАПСИ – 54 тыс., войсках ФСБ – 77 тыс. человек. Военнослужащие срочной службы проходили ее в 20 министерствах и ведомствах. Кроме того с 1989 г. до середины 1990-х гг. в 1,5 раза возросла численность милицейских подразделений (570 тыс.). Из 20% призванных на военную службу юношей призывного возраста в армию и на флот направлялось около 65% (1996).
В соответствии с Указом Президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ»(1995) и другими нормативными актами, в стране на правовой основе стали функционировать 15 казачьих войск и свыше 90 землячеств, объединивших более 5 млн. россиян.
Вместе с тем создавшееся в Вооруженных Силах 520 положение требовало неотложных мер. Президентом страны в 1997 г. были определены следующие направления военной реформы:
1. принципиально новая модель взаимодействия военной сферы с экономикой, политикой и обществом, в которой реформа собственно Вооруженных Сил является только составной частью реформы в стране, повышение контроля государства и гражданского общества за их деятельностью;
2. оптимизация структуры видов и родов Вооруженных Сил;
3. усиление социальной защищенности увольняемых военнослужащих;
4. создание по региональному принципу на территории военных округов высокомобильных сил, способных к автономным действиям, локализации и
нейтрализации угрозы на любом направлении комплексным применением Вооруженных Сил и других войск;
5. перевод на контрактную основу комплектования Вооруженных Сил по мере создания необходимой инфраструктуры для службы и жизни контрактников и их семей;
6. обеспечение качественного технического оснащения войск, выполнение Государственной программы вооружения до 2005 г.;
7. сохранение способности России осуществлять эффективное сдерживание, в том числе ядерное, агрессии против нее и союзных государств.