Преобразования в оборонной политике

После развала СССР армия оказалась в сложном положении. Во-первых, государство находилось в рам­ках необходимости выполнения ранее принятых совет­ским руководством решений и обязательств по между­народным договорам. К осени 1991 г. из стран Цент­ральной и Восточной Европы было выведено свыше 1 млн. военнослужащих и 45 тыс. единиц боевой тех­ники. Проводилась сложная работа по расквартирова­нию войск, реорганизации их штатной структуры, по ликвидации ядерных боеприпасов. А по Лиссабонско­му соглашению (1992) между Россией, Украиной, Бе­лоруссией, Казахстаном, США на территорию Россий­ской Федерации выводились ядерные потенциалы бывших союзных республик.

Во-вторых, после образования СНГ (30 декабря 1991) молодые государства не приняли соглашения по общей оборонной политике и военному строительству в рамках объединенных вооруженных сил. Подписали соглашение только по стратегическим силам и погра­ничным войскам. Начался процесс «национализации» воинских частей с их техникой и вооружением, воен­ной инфраструктуры и стратегических запасов.

На территории бывших Белорусского, Прикарпат­ского, Киевского, Одесского, Прибалтийского, Закав­казского военных округов остались наиболее боеспо­собные войска. На их вооружении было 60 – 70% но­вейших видов вооружения всей Советской армии. До середины 1990-х гг. так и не была восстановлена в полном объеме система ПВО российской территории.

7 мая 1992 г. был издан Указ Президента РФ о создании Вооруженных Сил России. Под юрисдикцию России перешли войска на территории страны, а так­же Западная (Германия) и Северная (Польша) группы войск, часть войск бывших Прибалтийского и Закав­казского военных округов, стратегические силы и часть пограничных войск. Министром обороны был назна­чен П. Грачев.

В-третьих, строительство Российской армии до се­редины 1990-х гг. шло по нескольким направлениям. В 1994 г. завершился вывод войск из ближнего и даль­него зарубежья. Были реорганизованы центральные органы управления, войска, и созданы новые страте­гические и оперативные группировки на территории Ленинградского, Московского, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточ­ного военных округов во взаимодействии с силами Балтийского, Северного, Тихоокеанского флотов и Кас­пийской военной флотилии. В 1997 г. с Украиной был решен вопрос раздела Черноморского флота и переда­чи России баз в Крыму в аренду на 20 лет за 2,5 млрд. долл. Сократилась численность Вооруженных Сил с 2,8 млн. до 1,7 млн. человек в 1996 г. Начался переход на новую оргштатную структуру (бригада, корпус). Большие изменения произошли в системе подготовки кадров. С 1992 г. перешли на смешанный принцип комплектования Вооруженных Сил (призыв, служба по контракту). Появилась альтернативная служ­ба (прямое действие норм Конституции), закон о ее прохождении был принят в 2003 г.

В-четвертых, была разработана новая правовая база в области военного строительства и обороны страны. Приняты законы «Об обороне», «О воинской обязан­ности и военной службе», «О статусе военнослужа­щих». Конституция закрепила новый статус и обязан­ности органов исполнительной и законодательной вла­сти в сфере обороны. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами стал Президент страны.

В-пятых, процесс военного строительства сопро­вождался снижением уровня боевой и мобилизацион­ной готовности войск, органов управления. По общему уровню технической оснащенности Вооруженные Силы России отставали от наиболее мощных армий мира на 5 – 10, а по отдельным направлениям – на 15 лет. Практически была свернута модернизация во­оружения и военной техники.

Тяжелое положение складывалось с организацией прохождения военной службы, подготовкой кадров. Не выполнялся в полном объеме Закон «О статусе воен­нослужащих», не обеспечивалась своевременная вы­плата военнослужащим денежного содержания. Паде­ние престижа ратного труда, изменившиеся эконо­мические и политические отношения в обществе, состояние здоровья молодежи обусловили низкий уровень призыва на военную службу. Если в конце 1980-х гг. шло на службу до 30% юношей призывного возраста, то в середине 1990-х гг. таковых было 16 – 20%. Резко упал их образовательный уровень. В целом сократился обо­ронный потенциал государства.

Снизилось финансирование Вооруженных Сил РФ. Так, в 1996 г., по словам бывшего министра обороны страны И. Родионова, от утвержденных в бюджете сумм армия на денежное довольствие военнослужащих получила 42,3 %, на продовольствие – 19,3%, на веще­вое обеспечение – 1,3%, ремонт техники – 5,5%,  ме­дицину – 5%, на связь –  3,5%.

В армии проявились кризисные явления, свой­ственные обществу. Кроме того, военное руководство в определенной мере было вовлечено в политическую борьбу, особенно на уровне высших должностных лиц. Накануне президентских выборов 1996 г. ушел с поста министра обороны П. Грачев. До мая 1997 г. этот пост занимал И. Родионов, затем – бывший главком Ракет­ных войск стратегического назначения И. Сергеев. Координирующие функции в военном строительстве пе­решли к Совету обороны. Заместитель министра оборо­ны А. Кокошин был назначен на должность генерального инспектора Совета обороны.

В-шестых, заметной тенденцией в оборонной по­литике государства стало усиление других ведомств, призванных в случае необходимости обеспечивать за­щиту страны.

В Федеральном Законе «Об обороне» (1996) под обороной понималась система политических, эконо­мических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная зашита Российской Федерации, целостности и непри­косновенности ее территории. В целях обороны, трак­товал новый закон, создаются Вооруженные Силы страны, наряду с которыми к обороне привлекаются пограничные войска, внутренние войска, войска Фе­дерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), войска гражданской обороны.

Происходило увеличение численности внутренних войск до 264 тыс. человек (1995 г. –  9 округов с 29 ди­визиями и 15 бригадами), в пограничных войсках про­ходило службу 210 тыс. человек, в ФАПСИ – 54 тыс., войсках ФСБ – 77 тыс. человек. Военнослужащие сроч­ной службы проходили ее в 20 министерствах и ведом­ствах. Кроме того с 1989 г. до середины 1990-х гг. в 1,5 раза возросла численность милицейских подразделений (570 тыс.). Из 20% призванных на военную службу юно­шей призывного возраста в армию и на флот направля­лось около 65% (1996).

В соответствии с Указом Президента РФ «О госу­дарственном реестре казачьих обществ»(1995) и други­ми нормативными актами, в стране на правовой основе стали функционировать 15 казачьих войск и свыше 90 землячеств, объединивших более 5 млн. россиян.

Вместе с тем создавшееся в Вооруженных Силах 520 положение требовало неотложных мер. Президентом страны в 1997 г. были определены следующие направ­ления военной реформы:

1. принципиально новая модель взаимодействия во­енной сферы с экономикой, политикой и обществом, в которой реформа собственно Вооруженных Сил является только составной частью реформы в стра­не, повышение контроля государства и гражданс­кого общества за их деятельностью;

2. оптимизация структуры видов и родов Вооружен­ных Сил;

3. усиление социальной защищенности увольняемых военнослужащих;

4. создание по региональному принципу на террито­рии военных округов высокомобильных сил, спо­собных к автономным действиям, локализации и
нейтрализации угрозы на любом направлении комплексным применением Вооруженных Сил и других войск;

5. перевод на контрактную основу комплектования Вооруженных Сил по мере создания необходимой инфраструктуры для службы и жизни контрактни­ков и их семей;

6. обеспечение качественного технического оснаще­ния войск, выполнение Государственной програм­мы вооружения до 2005 г.;

7. сохранение способности России осуществлять эф­фективное сдерживание, в том числе ядерное, аг­рессии против нее и союзных государств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: