Тема 4. Групповые особенности коммуникаций
План:
1) Понятие группы и команды;
2) Формирование и развитие группы;
3) Характеристики группы;
4) Факторы, влияющие на эффективную деятельность группы.
Понятие группы и команды
Почти все виды работы осуществляются группами людей. Большинство проблем, с которыми сталкивается человек, возникает из-за отношений с другими людьми. Более двух тысяч лет назад Аристотель назвал человека «социальным животным» и тем самым выразил склонность людей организовывать себя в социальные группы. Социальная группа является важным аспектом человеческого поведения.
Существует несколько определений группы, которые не противоречат,
а дополняют друг друга.
Традиционное определение:
социальная группа – этосовокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п., взаимодействующих друг с другом по стандартизированным нормам, которые определяются принимаемыми ценностями.
При этом отношения людей в группе основаны на совокупности взаимовлияющих ролей и статусов, они держатся вместе из чувства общности и схожести интересов. Члены группы должны быть психологически совместимы между собой.
|
|
Существуют следующие типы групп:
1) первичные (частые непосредственные личные контакты) – семья, друзья, бригада;
Все члены первичной группы должны быть лично знакомы и взаимодействовать.
Первичная группа:
- должна быть малой;
- ее членов должны связывать чувство товарищества, преданности и общее отношение к ценностям.
2) вторичные (менее частые контакты, больше численность) – компания, клуб, профсоюз;
3) группы принадлежности – это группы, к которым индивид действительно принадлежит (например, членство в отраслевом профсоюзе) – характеризует положение, занимаемое человеком в обществе, в соответствии с происхождением, образованием, должностью, доходом, полом, возрастом и семейным положением;
4) референтная группа – это те группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет (например, престижная социальная группа). Референтная группа служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций;
5) формальные группы – создаются по воле руководства, их функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей.
Формальная группа характеризуется:
- строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями;
- рациональностью и безличностью отношений между ее членами;
|
|
- наличием органа власти и аппарата управления.
В организации существует три типа формальных групп:
- группы руководителей;
- производственные группы и;
- комитеты (могут называться комиссиями или советами).
Командная группа (или соподчиненная группа руководителя) состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями (например, генеральный директор и его заместители, командир роты и подчиненные ему командиры взводов). Рабочая группа (или целевая группа) – состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием; в них есть руководитель, но в отличие от командных групп, у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Комитет (комиссия, совет) – группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий (например, снижение себестоимости, совершенствование технологии, решение социальных вопросов). Примеры комитетов: кредитный, финансовый, постоянный комитет (для предоставления организации предложений и консультаций по регулярно возникающим вопросам – например, правление акционерного общества, его ревизионная комиссия), специальный комитет (временный – для выполнения определенной задачи – например, для выявления причин брака и рекламаций на продукцию одного из заводов).
6) неформальные группы – это группы людей, осуществляющих совместную деятельность, не будучи организационно оформленной структурой.
Неформальная группа характеризуется:
- спонтанно сложившейся системой социальных связей и отношений, норм, действий, являющихся результатом межличностного и внутригруппового общения;
- отсутствием четко выраженных и документально зафиксированных правил и предписаний.
В таблице 1 приведена схема, определяющая различия между формальными и неформальными группами.
Таблица 1 – Различие формальных и неформальных групп
Показатели | Неформальная группа | Формальная группа |
А) Структура: | ||
1.происхождение; | 1.спонтанное; | 1.запланированное организацией; |
2.основная причина происхождения; | 2.эмоции (неформальные взаимоотношения людей); | 2.достижение цели; |
3.характеристики; | 3.динамичность (меняется как реакция на внешнюю среду); | 3.стабильность; |
Б) Положение | 1.роль; | 1. работа; |
В) Цели | 1.удовлетворение потребностей (2-го уровня – социальных и др.); | 1.достижение целей организации; |
Г) Источник влияния: | ||
1.происхождение; | 1.отдельная личность; | 1.положения организации; |
2.тип; | 2.личная власть; | 2.иерархические полномочия; |
3.направленность; | 3.снизу-вверх; | 3.сверху-вниз; |
Д) Средства контроля | 1.физические или общественные санкции; | 1. угроза увольнения или понижения в должности; |
Е) Коммуникация: | ||
1.каналы; | 1.в форме виноградной лозы; нарисовать | 1.официальные каналы; |
2.сети (коммуникации – взаимодействия); | 2.плохо определены, пересекают постоянные каналы; | 2.хорошо определены, используя постоянные линии; |
Ж) Смешанные: | ||
1.включение отдельных лиц; | 1.члены - только те, кто приемлемы (кто разделяет групповые нормы); | 1.подходят все члены рабочей группы (кто работает над данным вопросом); |
2.межличностные отношения; | 2.возникают спонтанно; | 2.предписываются должностной инструкцией; |
3.роль руководства; | 3.результат членства (кто-то выделяется) | 3.назначаются организацией; |
4.основы для взаимодействия; | 4.личностные черты, статус; | 4.функциональные обязанности или положения; |
5.основы для объединения; | 5.сплоченность; | 5.лояльность (работе, официальным правилам). |
Термин «команда» пришел из спорта, в практике менеджмента означает совокупность личностей, объединённых для решения определённых задач, одинаково воспринимающих цели и совместно осуществляющих планирование и контроль реализации этих целей при чётко разграниченных функциях (например, вратарь, защитник, нападающий).
|
|
Команда – это малая группа, обладающая высоким уровнем сплочённости, имеющая общую цель, которую разделяют каждый из её членов, а также групповые нормы и традиции.
Цели создания команд (могут быть созданы для любых целей):
1) совещательная (совет, «круглый стол», группы, занимающиеся вовлечением работников в процесс управления);
2) производственная (производственные бригады, шахтерские команды, ремонтные бригады, команды летного состава, группы обработки данных);
3) проектная (исследовательская группа, группа планирования, инженерная группа, целевая группа);
4) группа действий (спортивная команда, группа для развлечений, экспедиция, команда на переговорах, бригада хирургов, военное подразделение).
Однако существует два типа команд, заслуживающие самого пристального внимания: первый – это кружки качества, и второй, более новый, – автономные, или самоуправляемые, команды.
«Кружки качества» (или кружки контроля качества) (Япония) – состоят из добровольцев с нижних уровней производства (от 4 до 8 чел.), регулярно собирающихся (в рабочее и нерабочее время 1-2 раза в неделю на 1-1,5 часа) для выявления проблем, влияющих на эффективность производства и качество продукции, и подготовки предложений по их устранению. Кружки качества дают руководителям советы относительно повышения качества и производительности.
Самоуправляемые команды (автономные рабочие команды) – это малая группа, которой предоставляется существенная автономия, она несет полную ответственность за поведение своих членов и результаты деятельности. В самоуправляемых командах нет назначенного руководителя и менеджера, они могут принимать решения и выполнять реальную работу. Члены команды самостоятельно принимают решения о распределении заданий, в процессе их выполнения обучают друг друга и оценивают результаты деятельности. Как правило, наиболее оптимальное число членов самоуправляемой команды от 5 до 15 человек.
|
|
Самоуправляемые команды формально создаются руководством компании, которое задает общее направление деятельности команд. В них нет назначенного руководителя.
Рассмотрим, в чем заключается деятельность самоуправляемой команды.
Самоуправляемая команда самостоятельно:
1) планирует свою работу;
2) организует работу входящих в нее сотрудников путем определения и согласования обязанностей каждого, наделения полномочиями для выполнения задания и принятия решений, составления рабочего графика;
3) координирует работу входящих в нее сотрудников, а также деятельность всей команды с функциональными отделами в организации, развивает кооперацию и коммуникации как на внутрикомандном уровне, так и на межкомандном;
4) мотивирует своих сотрудников на эффективное выполнение заданий;
5) принимает на работу новых сотрудников; обучает своих сотрудников смежным профессиям; выявляет и разрешает потенциальные и реальные проблемы, которые мешают ее деятельности;
6) поддерживает инициативу каждого сотрудника (члена команды) в отношении новых творческих способов выполнения задания;
7) задает стандарты качества;
8) несет коллективную ответственность за полученные результаты работы.