Характеристики группы

Группы обычно определяются следующими общими характеристиками:

1) группы состоят как минимум из двух человек, связанных какими-то определёнными целями;

2) они имеют определённую структуру и разрабатывают роли, а затем вырабатывают правила и нормы (ценности, нормы, позиция, мнение), которые отдельные члены группы должны принимать;

3) конформность;

4) сплоченность;

5) взаимопомощь.

 

Социальные группы обычно определяются:

1) стандартизированной линией поведения (т.е. взаимодействие между членами группы, их роли и статус могут быть созданы формально – в зависимости от занимаемого поста в организации);

2) разделёнными или схожими ценностями, верой (т.е. необходимо разделять одни и те же взгляды);

3) способностью различать членов и не членов группы (например, знакомство членов группы друг с другом, манера одеваться и говорить).

 

Рассмотрим такие социологические понятия как ценности, норма, позиция и мнение (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Понятия, характеризующие групповые правила и нормы

 

Ценности – это существующие в обществе основополагающие нормы, которые являются общими для всех членов общества и руководят их поведением (например, справедливость и несправедливость; красота и безобразие; истина и ложь).

Примеры ценностей фирмы представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Примеры ценностей фирмы

Компания (фирма) Ценность Расшифровка

1. IBS (cистемный интегратор)

ИТ-аутсорсинг

1) Амбициозность Мы уверены в собственных силах и готовы к преодолению любых препятствий для решения самых сложных задач. Эта уверенность основана на наших возможностях и реальных достижениях, что позволяет нам брать на себя серьезные обязательства, нести ответственность за результат и всегда оставаться победителями. Мы используем талант, знания и навыки наших сотрудников в достижении поставленных целей.
2) Новаторство Мы находимся в постоянном поиске новых возможностей для достижения лучших результатов. Мы инвестируем в освоение передовых технологий и первыми применяем их для решения задач наших клиентов. Мы придумываем и претворяем в жизнь новые идеи, которые изменяют мир к лучшему.
3) Ответственность за результат Мы стабильно достигаем поставленных целей и выполняем свои обязательства, руководствуясь принципами и нормами профессиональной этики. Мы создаем решения, которые приносят нашим клиентам и обществу реальную пользу. Достижения и конкретные результаты являются основой нашего лидерства.
2. I-ON (Цифровой центр) Розничная торговля цифровой техникой 1) Покупателю – лучшее обслуживание «Цифровые центры ИОН» - компания, ориентированная на покупателя. Каждый наш сотрудник, от секретаря и до генерального директора, работает ради того, чтобы покупатели получали в наших магазинах самый высокий уровень сервиса в Москве. Мы убеждены, что для клиента первая покупка в нашем магазине – это только лишь начало. С каждым посетителем наших цифровых центров мы работаем так, чтобы он стал нашим постоянным клиентом. Что включает в себя это понятие: - профессиональное и качественное обслуживание; - самый большой ассортимент товаров и услуг; - удобное расположение наших магазинов во всех крупнейших торговых центрах Москвы и в других торговых местах шаговой доступности; - лучший мерчандайзинг; - профессиональный сервис по настройке и обучению работе с новым устройством; - надежная гарантия и техническая поддержка на весь срок использования покупки; - лучшие кредитные программы; дисконтная программа для постоянных клиентов.

 

 

2) Личность заслуживает уважения Руководство компании с уважением относится к каждому сотруднику и, в свою очередь, ожидает от сотрудников столь же уважительного отношения к коллегам, покупателям, поставщикам и даже конкурентам. Величайшую ценность нашей компании составляют люди, которые у нас работают. Что входит в понятие «Личность заслуживает уважения»: - назначение на руководящие должности из числа сотрудников Компании; - предоставление интересной работы; - соблюдение социальных и трудовых гарантий в соответствии ТК РФ; - адекватная оплата труда; - обучение сотрудников: внутренние тренинги и оплата внешнего обучения; - участие в выработке управленческих решений. В компании между сотрудниками приветствуются отношения, построенные на взаимном уважении друг к другу. Все вопросы между сотрудниками решаются в атмосфере вежливости, взаимопомощи и взаимопонимания.
3) Непрерывное совершенствование и стремление к наивысшим показателям Наша компания постоянно развивается: мы совершенствуем технологии, улучшаем качество обслуживания, изменяем учебные программы. Именно наше стремление к развитию и совершенствованию дает возможность нашей компании быть лидером на московском рынке. Наше лидерство заключается в профессионализме продавцов и применении самых современных технологий обслуживания клиентов.

3) Nestle Pur Life

Доставка питьевой воды в офисы и на дом

1) Быть инновационным Быть инновационным в воплощении новых идей и процессов – учиться друг у друга и у окружающего мира.
2) Быть ориентированным на клиента Фокусироваться на нуждах и ожиданиях клиента
3) Быть ответственным Быть ответственным за собственные действия, всегда выполняя обещания.

 

Норма (то лат. правило, образец) – это существующие в обществе или группе мнения, манера поведения или стандарт, к которым, как ожидают, группа приспособится.

Нормы можно подразделить на следующие виды (см. таблицу 4):

Нормы можно подразделить на следующие классы:

1) Нормы, связанные с процессом исполнения (нормы деятельности). Они особенно важны в фирмах, где работа с клиентами занимает основную часть времени (например, фирмы по продаже одежды);

2) Нормы, касающиеся неформальных социальных отношений. К ним можно отнести нормы, связанные с профессиональной солидарностью;

3) Нормы, связанные с распределением ресурсов внутри группы (например, общение работников с вышестоящими руководителями (распределение временных ресурсов), последовательность предоставления льгот и привилегий;

4) Общие организационные нормы (например, требования, предъявляемые к одежде; и стандарты поведения при ведении переговоров или участия в деловых совещаниях).

 

К нормам можно отнести: нравы и обычаи, законы и договора, этикет.

Другие примеры норм поведения представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Примеры норм поведения

Виды норм Примеры норм
1) Нормы, связанные с процессом исполнения (нормы деятельности) 1. Качество – главный принцип нашей работы! 2. Все задания должны выполняться сотрудниками в рабочее время. Никаких сверхурочных! 3. Все сотрудники не покидают своих рабочих мест до тех пор, пока их не отпустит непосредственный руководитель. 4. Члены группы ни при каких обстоятельствах не должны сообщать руководителю об опоздавших. 5. Члены группы не должны открыто критиковать точку зрения коллеги в присутствии руководителя. 6. Все члены группы несут коллективную ответственность за результаты деятельности группы. 7. Каждый член группы имеет доступ к необходимой для работы информации.
2) Общие организационные нормы(нормы, регламентирующие форму одежды) 1. Все сотрудники должны ходить в униформе с символикой организации. 2. В нашей организации мужчины должны ходить в темных костюмах, белых рубашках и не пестрых галстуках. 3. Никаких украшений персонал организации носить не должен! 4. В нашей организации женщинам запрещается носить брюки, мини-юбки, декольте.
3) Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы 1. Вознаграждение членов группы осуществляется пропорционально их трудовому вкладу в результаты работы группы. 2. Вознаграждение членов группы осуществляется по результатам работы группы в целом и распределяется по принципу «каждому – поровну».

Нормы способствуют сохранению стабильности в группе, и предсказуемости поведения её членов.

 

Позиция – это:

1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении;

2) обобщенная характеристика положения человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре (роли будут рассмотрены далее).

Она указываетна определённые общепринятые моменты в чувствах и мыслях человека, его готовность действовать по отношению к какому-то объекту, появившемуся в его окружении.

Мнение – это убеждение, оценка или точка зрения, которые человек имеет о каком-либо предмете. Оно отличается от позиции тем, что в нём не присутствуют столь глубокие чувства как в позиции.

Мнение может быть:

- индивидуальное;

- коллективное (т.е. общее для конкретной группы мнение, сформировавшееся на основе консенсуса.

Группы привносят в процесс знания и опыт, которыми отдельный индивид не располагает, более успешно избегают ошибок и неудач в работе, наблюдается синергетический эффект, т.е. суммарная отдача больше, чем сумма всех результатов.

 

Одной из характеристик группы является конформность – это степень, с которой поведение индивида соотносится с нормами его группы.

Конформность выступает в виде согласия отдельного члена группы (или нескольких из них) с мнением группового большинства.

Таким образом, конформность представляет собой податливость человека реальному или воображаемому давлению группы и проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различаются конформность внешняя (публичная) и внутренняя (личная).

Зависимость человека от группы вынуждает искать согласия с ней – подлинного или мнимого, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны.

Особая разновидность той же зависимости – негативизм (нонконформизм) – это стремление непременно поступать наперекор позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную позицию.

Почему люди соглашаются?

Причины:

1) нередко люди соглашаются абсолютно бездумно, даже не пытаясь сколько-нибудь рационально объяснить своё поведение (как правило этот тип согласия объясняется большой внушаемостью личности);

2) согласие может носить продуманный, чисто внешний характер при внутреннем полном несогласием с группой;

3) согласие основывается на доброжелательном отношении к членам группы;

4) согласие основывается на совпадении системы жизненных ценностей данного члена группы с мнением его большинства.

 

Следующей характеристикой группы является сплоченность, которая характеризует:

1) преданность ее членов друг другу и группе в целом;

2) их готовность пожертвовать своими интересами ради других членов группы.

Сплоченность определяется следующими факторами личностного и группового характера:

1) мотивационная основа тяготения человека к группе (взаимная симпатия в межличностных отношениях);

2) цели и способ действия в группе, престиж группы (степень привлекательности (полезности) группы для ее членов);

3) ожидания личности и индивидуальным уровнем сравнения – это субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах, с которой он сопоставляет возможные свои достижения в данной конкретной группе.

В сплоченных группах мало проблем в общении, недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность труда выше, чем в других группах.

 

Одной из характерных особенностей группы является взаимопомощь.

Взаимопомощь (взаимная помощь, сотрудничество, кооперация) - важнейшая составляющая благоприятного организационного климата, способствующая повышению эффективности совместной деятельности.

На рисунке 2 отмечено, что личностные свойства могут как способствовать, так и препятствовать (агрессивность, честолюбие) проявлению взаимопомощи.

 

Рисунок 2 – Факторы, связанные с взаимопомощью

 

Групповые нормы могут поощрять помощь другим и, наоборот, её ограничивать. Иногда человек действует под влиянием настроения. Взаимопомощь может быть обусловлена: альтруистическим поведением, совестливым поведением, вежливостью, учтивостью.

Примеры взаимопомощи.

В животном мире:

1) Стадо бизонов при нападении волков становится в круг, надежно защищаясь таким образом от нападения хищников

2) Одиночные косули собираются во множество стад с огромной территории для того, чтобы всем вместе переплыть реку в самом узком ее месте

3) Общественные насекомые: муравьи, пчёлы, термиты и пр.

4) У журавлей стая кормится всегда под охраной часовых, а если бывает нужно, высылается несколько разведчиков, выясняющих, сохранилась ли опасность там, где она была недавно.

5) Гнездование птиц и совместная защита потомства, взаимопомощь у птиц в период их перелетов

6) Олени, антилопы, буйволы, горные бараны, мускусные быки, песцы, тюлени, моржи, киты, дельфины, – все эти животные ведут стадный образ жизни, что помогает им противостоять неблагоприятным условиям природы и окружающим их хищникам.

В мире людей:

Общество (касса) взаимопомощи – добровольное объединение физических лиц, вкладывающих свои денежные средства для материальной поддержки себя и членов своих семей при неблагоприятных обстоятельствах: в случае несчастий и при наступлении старости. Эти общества ставят своей целью не допустить резкого снижения жизненного уровня при заболевании, уходе на пенсию и потере кормильца. Общества взаимопомощи обеспечивают дополнительные к государственным меры социальной защиты.

Взаимопомощь (цитаты):

1) «Ваша рожь поспела сегодня; моя будет готова завтра; для нас обоих выгодно, чтобы я работал с вами сегодня и чтобы вы помогли мне завтра. Но у меня нет расположения к вам, и я знаю, что вы также мало расположены ко мне. Поэтому ради вас я не возьму на себя лишней работы, а если бы я стал помогать вам ради себя самого в ожидании ответной услуги, то меня, скорее всего, постигло бы разочарование и я напрасно стал бы рассчитывать на вашу благодарность. Итак, я предоставляю вам работать в одиночку; вы отвечаете мне тем же; погода меняется; и мы оба лишаемся урожая вследствие недостатка во взаимном доверии и невозможности рассчитывать друг на друга». (Дэвид Юм).

 

2) «Сущность доверия состоит в том, чтобы убедить ваших визави [в том], что вы искренне хотите им помочь, а не просто получить что-то для себя. Всё, что вы хотите добиться в этом мире, вы получаете от других людей - будь то богатство, слава или уважение. Чтобы получить от другого человека то, что хотите вы, надо сначала дать ему то, что хочет он. Если вы говорите только "мне, мне, мне - дайте мне то, что я хочу!", - вы получите меньше. Если вы потратите больше времени на то, чтобы дать людям то, что они хотят, вы получите больше, чем хотели. Это фундаментальный человеческий парадокс» (Дэвид Майстер).

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: