Этапы формирования графомоторных навыков

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

~ В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.

~ В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

~ В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

~ Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

Комплексность и поэтапность  правильно  формирует  моторные навыки, зрительные координации, а в дальнейшем служит  основой для эффективного формирования навыков  письма.

 Лекция 11.

Продуктивные виды деятельности дошкольников,

как средство реабилитации ребенка после болезни.

Возможность и эффективность реабилитации зависят не только от социальных условий, но и от правильного понимания специалистом  ее целей и особенностей.

Цель реабилитации в специальной педагогике — не только вернуть ребенку утраченные знания, умения и навыки, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня.

Ребенок, возвращающийся после длительного лечения в дошкольное учреждение, не может без затраты определенных усилий быстро адаптироваться к условиям, казалось бы, привычной для него жизни. Эти усилия не всегда приводят к успеху, и в ряде случаев возникает рецидив заболевания или новое заболевание. Следовательно, для полноценного восстановления здоровья ребенка нужна качественно новая организация реабилитационных мероприятий с широким использованием лечебно-охранительного режима и различных видов терапии.

Одним из таких видов является арттерапия, в процессе которой широко используются продуктивные виды деятельности.

  Арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.        

     Современная арттерапия включает множество направлений: изотерапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, куклотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, фототерапия и др.
Изотерапия - один из наиболее распространенных видов арттерапии. Изотерапия оказывает лечебное воздействие, другими словами это процесс коррекции  посредством  изобразительной  деятельности. Рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими проблемами. В современной изотерапии выделяют два направления:

- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпритации пациентами;

- изодеятельность в различных техниках исполнения.

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

   Одним из ярких и часто определяющих признаков  предметов и явлений является цвет. Цвет управляет эмоциональным состоянием, яркие тона вызывают у детей положительные эмоции. Именно цвет может помочь педагогу понять состояние ребенка в данный момент. Ребенок всегда выбирает цвет подсознательно вкладывая в выбор свое состояние.

Изотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Имеет огромное коррекционное значение  при развитии мелкой моторики пальцев рук.

Существенную роль в оценке эффективности реабилитации играет появление  у ребенка положительных эмоций,  улучшение внутреннего самочувствия, нормализация  сна и аппетита. Показателем завершения процесса реабилитации можно считать усвоение определенного уровня программного материала.

 

Лекция 12.

Информационно-коммуникационных технологии

 в процессе художественно-эстетического

воспитания и обучения детей с ОВЗ.

ИКТ – информационно – коммуникативные технологии.

Основная  цель  использования  ИКТ в процессе обучения – оптимизация учебно-воспитательного процесса и формирование  эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса, через развитие материально-технической базы процесса обучения.

Задачи  использования  ИКТ  в  процессе обучения:

ü формирование мотивации к деятельности;

ü оптимизация учебно – воспитательных мероприятий;

ü создание условий для интеграции образовательных областей;

ü создание благоприятных условий для активной деятельности педагогов. 

 Направления использования ИКТ в деятельности педагога ДОУ:

ü компьютер в качестве администратора работы педагога, то есть для электронной архивации   документации:  календарно – тематических планов,  отчетов, конспектов занятий  ит.д.  Для этого в операционной системе Microsoft Windows и Microsoft XP можно создать предметные папки по направлениям педагогической работы. Они позволяют сохранять и быстро находить файл с документами.

ü компьютер – копилка методического и наглядного материала, то есть средство для создания и совмещения различных технических средств обучения с наглядными пособиями.

ü компьютер – инструмент  продуктивных видов деятельности, то есть использование компьютера для создания печатных продуктов ИКТ и: листы – раскраски, схемы, и т.д.



Лекция 13.

Использование продуктов

 информационно-коммуникационных технологий

 в процессе художественно-эстетического воспитания

 и обучения детей с ОВЗ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: