1. В группах детского сада должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья ребёнка, то есть:
ü все шкафы и полки должны быть надёжно закреплены. Оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учётом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможности падения;
ü инструменты и материалы, используемые на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, необходимо располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребёнка;
2. Любая деятельность детей, связанная с использование инструментов, может осуществлять лишь под непосредственным контролем и наблюдением взрослого.
3. Помещения, в которых организуется деятельность детей, должны быть чистыми, светлыми, хорошо проветренными. Освещённость рабочего места, занимаемого каждым ребёнком, особенно при организации продуктивных видов деятельности, должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
4. Организация работы с ножницами детей с ОВЗ допускается под руководством и в присутствии взрослого.
II. Требования к оборудованию и материалам.
1. Столы, стулья, и другая мебель, которыми пользуются дети, должны по своим размерам соответствовать их ростовым показателям.
2. В пользование детям даются исправные и безопасные к работе инструменты. При этом ножницы должны быть с тупыми концами.
3. Запрещается использование детьми оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых. Нецелесообразно, педагогически не оправдано и опасно применение инструментов, выпускаемых промышленностью, для игровой деятельности детей.
4. Все опасные (колющие и режущие) инструменты должны храниться в закрытых местах и использовать детьми только под контролем педагога.
5. Отбирая для детских поделок природный, бросовый и прочий материал, воспитатель всегда должен помнить о его безопасности, не брать острых суков, режущей травы, ядовитых ягод, грибов и растений, твёрдой проволоки, битого стекла, спичек с неудалённой серной головкой и т. д.
6. Из отходов промышленного производства в работе с детьми могут быть использованы лишь те материалы и красители, которые по заключению гигиенистов не представляют опасности для здоровья детей. Запрещается использовать клеи, изготовленные на производстве, искусственные лаки, краски и органические растворители (согласовано с Минздравом РФ).
7. Педагог должен тщательно продумывать целесообразность предлагаемой детям работы, а также необходимость изготовления тех или иных поделок, не допускать большого скопления детских работ, не нашедшего своего применения.
8. Всё оборудование, инструменты и материалы должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом и исправном состоянии в закрытых ёмкостях.
III. Требования к методике руководства деятельностью.
1. Обучая детей различным навыкам и приёмам работы, владению инструментом, педагог должен обеспечить чёткий и грамотный их показ.
2. Прежде чем объединять детей для выполнения групповых или коллективных работ, воспитатель должен быть уверен в том, что каждый ребёнок в достаточной степени овладел необходимыми навыками.
3. Во время работы с инструментами число детей с ОВЗ, работающих одновременно, не должно превышать в начале обучения 2-х человек; к концу учебного года в старших возрастных группах допускается 4 - 5 человек.
4. При организации продуктивных видов деятельности, педагог должен внимательно следить за состоянием детей, не допуская их переутомления или наоборот перевозбуждения. В случае проявления у ребёнка учащённого дыхания, покраснения кожи лица, выступание пота и других признаков утомления, педагог должен переключить внимание детей на спокойную деятельность.
5. Продолжительность выполнения задания детьми необходимо чётко регламентировать, длительность деятельности зависит от возрастной группы детей и сложности задания.
6. Педагог осуществляет постоянный контроль за сохранение правильной позы и осанки детей в процессе занятия.
7. Педагог приручает детей работать внимательно, не отвлекаясь и не размахивая инструментами.
8. Все колющие и режущие инструменты педагог раздаёт самостоятельно и принимает от детей строго по счёту.
9. Экскурсии должны быть тщательно подготовлены с учётом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Накануне экскурсии педагог уточняет предварительно намеченный маршрут, посещает запланированный объект и принимает необходимые меры к обеспечению безопасности детей. Проводит беседу с детьми о правилах поведения во время экскурсии. Дети одной группы (10 - 12 человек) должны сопровождаться взрослыми в количестве не менее 3-х человек.
10. Педагог в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения в процессе продуктивной деятельности и систематически контролирует их выполнение.
IV. Правила поведения детей в процессе изобразительной и конструктивной деятельности.
Дети должны знать и строго соблюдать следующие требования:
1. Прежде чем приступить к работе, следует засучить рукава, подобрать волосы.
2. В процессе деятельности постоянно поддерживать порядок на своём рабочем месте, не допуская его захламления.
3. Использовать оборудование и инструменты только по их прямому назначению, применяя правила и приёмы, показанные педагогом.
4. Инструменты, необходимые для самостоятельной деятельности можно брать только с разрешением педагога.
5. Выполнять задание нужно внимательно, не отвлекаясь, не ходить с инструментами в руках и не мешать другим детям.
6. В процессе деятельности ножницы необходимо класть на специальную подставку сомкнутыми концами от себя.
7. По окончании работы привести рабочее место в порядок.
8. Затем тщательно вымыть руки.
9. В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадины, немедленно обращаться к педагогу.