double arrow

Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения.

1

ТЕМА 5. АДМСИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ: СОСТАВ И КВАЛИФИКАЦИЯ

(Тезисы лекции)

 

Омск 2010

 

 

 

ПЛАН:

Введение

§1. Понятие административного правонарушения

§2. Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения.

§3. Квалификация административных правонарушений

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Понятие административного правонарушения

1.1. Понимание сущности административного правонарушения, характеристика его признаков, состав административного правонарушения и его элементы являются основополагающими составляющими при изучении курса учебной дисциплины «Административное право России».

1.2. Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государ­ственной дисциплины в определенных сферах деятельности, кото­рые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила и т.п.  




Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.

1.3.Административным правонарушениемпризнается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответствен­ность.

Анализ этого определения позволяет выделить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям:

- административную противоправность, деяние, т.е. действие или без­действие, виновность и

- административную наказуемость.

Законодатель при определении в ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие от понятия преступления.

В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь «вредоносностью».

1.4. Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП.

1.5. Административное правонарушение как противоправное деяние может выражаться в форме действия либо бездействия.



Действие - это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения).

Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах)

1.6. Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности.

Вина является необходимым признаком административного правонарушения.

1.7. Неотъемлемым признаком административного правонарушения является и административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершениепредусмотрена административная ответственность.              

    Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков.Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением.



 

Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения.

2.1. Понятие административного правонарушения, закрепленное в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. содержит общие признаки присущие всем без исключения административным правонарушениям.

Их совокупность в юриспруденции получила название состава административного правонарушения.

Таким образом, совокупность установленных законом признаков, определяющих деяние как конкретный вид административного правонарушения, именуется составом административного правонарушения.

 2.2.  Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Однако в них указываются не все признаки состава, а лишь те, которые характерны для данного вида административного правонарушения и необходимы для его индивидуализации.

Указания на иные признаки состава административного правонарушения – общие для всех административных правонарушений, содержатся в нормах Общей части КоАП РФ.

2.3. Состав административного правонарушения – это своеобразная правовая модель административного правонарушения, включающая в себя совокупность определенных признаков.

К числу объективных признаков состава административного правонарушения относятся объект и объективная сторонаадминистративного правонарушения.

2.4. Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение.

Все общественные отношения, признаваемые объектами административных правонарушений.

В юридической литературе выделяется общий, родовой и непосредственный объект административного правонарушения.

В качестве общего объекта административного правонарушения рассматривается вся совокупность указанных в КоАП РФ общественных отношений. 

Родовым объектомпризнается группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существования общественных отношений.

Конкретное общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение, именуется непосредственным объектом административного правонарушения.

2.5. Объективная сторона состава административного правонарушения – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.

Обязательным элементом объективной стороны состава административного правонарушения является деяния, которое может выражаться в действии или бездействии.

Бездействие выражается в пассивном поведение лица, в невыполнение возложенных на него обязанностей.

В некоторых случаях бездействие не тождественно физическому бездействию.

Уклоняясь от выполнения обязанности лицо, может вести себя весьма активно (например, невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования ст. 12.26 КоАП России).

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения являются: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ и средства его совершения административного правонарушения.

Большинства составов административных правонарушений, не содержатся указания на последствия.

Подобные составы именуются формальными. В этих случаях правоприменителю не требуется устанавливать фактические последствия

КоАП России содержит и материальные составы, конструкция которых включает указания как на характер деяния так и на его последствия.

Объективная сторона материальных составов административных правонарушений помимо деяния и его последствий содержит такой признак, как причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

К числу факультативных признаков объективной стороны состава административного правонарушения относятся также место, время, способ совершения правонарушения,  средство его совершения – орудие или предмет (Оружие).

2.6. Субъективными признаками состава административного правонарушения являются субъективная сторона административного правонарушения и субъект административного правонарушения.

Понятие субъекта административного правонарушения включает в себя совокупность указанных в законе признаков:.  

Они подразделяются на общие и специальные.

Общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст(16) лет)и вменяемость лица.

Вменяемость лица – это способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

КоАП России определят, что не под­ле­жит ад­ми­ни­стра­ти­вной от­ветс­твен­но­сти фи­зи­че­ское ли­цо, ко­то­рое во вре­мя со­вер­ше­ния про­ти­во­прав­ных дейс­твий (без­дейс­твия) на­хо­ди­лось в со­сто­янии не­вме­ня­емо­сти, то есть не мог­ло осо­зна­вать фак­ти­че­ский ха­рак­тер и про­ти­во­прав­ность своих дейс­твий (без­дейс­твия) ли­бо ру­ко­во­дить ими вследс­твие хро­ни­че­ско­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, вре­мен­но­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, сла­бо­умия или ино­го бо­ле­знен­но­го со­сто­яния пси­хики (ст. 2.8 КоАП России).

 Следует учитывать, что невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критерием.

Медицинский критерий предполагает наличие у лица хро­ни­че­ско­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, вре­мен­но­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, сла­бо­умия или ино­го бо­ле­знен­но­го со­сто­яния пси­хики (шизофрения, некоторые формы эпилепсии, идиотизм,дебильность и др.).

Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания на способность лица осознавать совершаемые действия, руководить ими.

. Специальные признаки отражают либо особенности должностного положения лица, либо иные особенности правового статуса лица: военнообязанные, иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует внутреннее, психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина – психическое отношение лица к своим действиям и их последствиям, которая может проявляться в формах умысла или неосторожности.

Интеллектуальные критерии отражают процессы, происходящие в сфере сознания правонарушителя – понимание общественной опасности совершенного деяния и предвидение его опасных последствий.                      Волевой критерий характеризует состояние воли лица – его желание (или предвидение) наступления указанных последствий.

Факультативным признаком субъективной стороны состава административного правонарушения является цель.

Юридическое значение состава административного правонарушения состоит в том, что установление в деянии лица всех его признаков состава правонарушения дает основание установить факт совершения лицом административного правонарушения и позволяет осуществить квалификацию деяния.



1




Сейчас читают про: