На территории субъекта Российской Федерации – г. Москвы действует ряд законов г. Москвы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за правонарушения в различных сферах, которые отнесены к компетенции субъекта РФ.
Так, Закон г. Москвы “Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города” (в ред. Законов г. Москвы от 10 июня 1996 г. № 18, от 17 декабря 1997 г. № 56, от 21 февраля.2001 г. № 6, от 26 февраля 2003 г. № 14) устанавливает административную ответственность за правонарушения в сфере благоустройства города и размеры административных штрафов за указанные правонарушения[3].
В законе под правонарушениями в сфере благоустройства города понимается несоблюдение норм и правил, установленных органами законодательной и исполнительной власти, по обеспечению чистоты и санитарного содержания территорий города, в том числе и внутренних производственных, их внешнего благоустройства, производства земляных, строительных и дорожных работ, ремонта и реконструкции, содержания зданий, сооружений, дорог, строительных площадок, средств наружного освещения, художественного оформления и рекламы, зеленых насаждений и других объектов городской инфраструктуры.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Законом г. Москвы “Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города”, в отношении должностных лиц и граждан рассматриваются административными комиссиями, а в отношении юридических лиц - органами, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением норм и правил в сфере благоустройства города, - Объединением административно-технических инспекций города Москвы, его окружными и специализированными инспекциями.
Дела об административных правонарушениях, имеющие составы по самовольной установке объектов, самовольному сбросу или сжиганию мусора, загрязнению территорий города, связанному с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, нарушению правил содержания зеленых насаждений, повреждению или уничтожению зеленых насаждений рассматриваются Управлением по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы и его структурными территориальными подразделениями.
Рассматриваемым законом предусмотрена административная ответственность, помимо перечисленных составов, за нарушение правил уборки территорий, нарушение установленных Правительством Москвы норм и правил содержания зданий, ограждений, сооружений и водоемов и элементов оборудования объектов благоустройства, неправомерное использование и ненадлежащее содержание официальных символов города Москвы и т.п.
Закон г. Москвы “О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы” от 3 июля 2002 г. № 38 устанавливает административную ответственность физических и юридических лиц, должностных лиц за нарушение федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих учет и использование объектов нежилого фонда, а также устанавливает размеры административных штрафов за указанные правонарушения.
Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении государственного контроля в сфере:
а) учета объектов нежилого фонда, владения, пользования и распоряжения объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, в том числе и за пределами территории города Москвы;
б) соблюдения физическими и юридическими лицами независимо от организационно - правовых форм последних:
- порядка распоряжения объектами нежилого фонда, в которых имеются доли города Москвы, переданными указанным физическим и юридическим лицам по инвестиционным контрактам, договорам и соглашениям для проведения капитального ремонта и реконструкции;
- порядка изменения целевого назначения объекта нежилого фонда, занимаемого ими на правах аренды (субаренды);
- порядка проведения работ с получением соответствующих согласований при переустройстве объектов нежилого фонда, возведении пристроек, постановке их на учет и оформлении прав владения.
Административная комиссия по рассмотрению правонарушений в сфере учета и использования объектов нежилого фонда города Москвы - коллегиальный орган, образованный Правительством Москвы для рассмотрения административных правонарушений.
Решение о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания к виновным физическим и юридическим лицам, а также должностным лицам принимается Административной комиссией на основании протокола о выявленном правонарушении и материалов проверки, проведенной Госгоринспекцией.
Законом предусмотрена административная ответственность за:
нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда;
самовольное занятие объектов нежилого фонда;
использование объектов нежилого фонда без надлежаще оформленных правоустанавливающих документов;
за нарушение порядка и условий использования объектов нежилого фонда и т.д..
Законом г. Москвы от 20 декабря 1995 г. № 26 (в ред. от 26.06.2002 г.) “Об административной ответственности за нарушение нормативов по эксплуатации жилищного фонда” в целях обеспечения сохранности жилых домов, защиты прав и интересов жителей Москвы установлена административная ответственность за:
нарушение законодательства г. Москвы о порядке переустройства жилых домов;
нарушение нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда;
невыполнение в срок законного предписания.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законом, уполномочены рассматривать начальник Государственной жилищной инспекции Москвы (сокращенное наименование - Мосжилинспекции) и его заместители.
Законом г. Москвы от 12 июля 2002 г. № 42 (в ред. Закона г. Москвы от 29.01.2003 г. № 4) “Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве” на основании Конституции Российской Федерации, Устава города Москвы установлена административная ответственность физических и юридических лиц за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время на защищаемых территориях и в помещениях в городе Москве.
Примечательно, что законом ночное время определено в период времени с 22 до 6 часов. К действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время относятся: использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли - киосках, павильонах, лотках, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; использование звуковых сигналов охранной сигнализации автомобилей, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; использование пиротехнических средств, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; иные действия, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины в ночное время на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве.
Положения закона не распространяются: на действия, направленные на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации; на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий; на правонарушения, за которые федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность.
Протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного законом, составляется должностными лицами органов внутренних дел или иными уполномоченными должностными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делам о правонарушениях и их рассмотрение осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Дела рассматриваются административными комиссиями районных Управ по делам об административных правонарушениях.
Согласно Закону г. Москвы от 18 декабря 2002 г. № 66 “О коллегиальных органах по рассмотрению дел об административных правонарушениях в городе Москве” дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами г. Москвы и отнесенных ими к полномочиям коллегиальных органов, рассматриваются:
а) административной комиссией при Правительстве Москвы и административными комиссиями территориальных органов исполнительной власти города Москвы (далее - административные комиссии);
б) иными коллегиальными органами, созданными в соответствии с указанным законом Правительством Москвы.
Законом определено, что административные комиссии - постоянно действующие коллегиальные органы по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами г. Москвы и отнесенных к их полномочиям. Административные комиссии самостоятельны в принятии своих решений. Административная комиссия при Правительстве Москвы координирует, направляет и контролирует деятельность административных комиссий территориальных органов исполнительной власти города Москвы, а также осуществляет методологическое обеспечение их деятельности.
Основной формой работы административных комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Административные комиссии имеют круглую печать, штамп и бланки со своим наименованием. Положения об административных комиссиях утверждаются Правительством Москвы.
Иные коллегиальные органы, созданные Правительством Москвы в соответствии с рассматриваемым законом, - уполномоченные органы по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами города Москвы и отнесенных к их полномочиям, действующие на основании положений, утвержденных Правительством Москвы.
Коллегиальные органы имеют право:
а) запрашивать от должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления в муниципальных образованиях города Москвы, организаций, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, находящихся на территории города Москвы, документы, необходимые для разрешения рассматриваемого дела;
б) приглашать должностных лиц и граждан для получения сведений по вопросам, относящимся к их компетенции;
в) взаимодействовать с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами по вопросам, относящимся к их компетенции.
Постановлением Правительства Москвы от 6 мая 2003 г. № 322-ПП “Об административных комиссиях по делам об административных правонарушениях в городе Москве” утверждено Положение об Административной комиссии при Правительстве Москвы по делам об административных правонарушениях в городе Москве, состав Административной комиссии, Типовое положение об Административной комиссии при префектуре административного округа города Москвы по делам об административных правонарушениях, Типовое положение об Административной комиссии при управе района города Москвы по делам об административных правонарушениях.
Законами города Москвы, помимо перечисленных, регулируются и другие виды административной ответственности. Так, Законом города Москвы от 30 октября 2002 г. № 53 “Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве” установлена административная ответственность за:
безбилетный проезд пассажиров;
провоз неоплаченного багажа, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте превышает 120 см;
провоз взрывоопасных, легковоспламеняющихся, отравляющих, едких и зловонных веществ;
проезд в пачкающей одежде, провоз предметов и вещей, загрязняющих подвижной состав или одежду пассажиров, нарушение порядка и правил провоза домашних животных и др.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим законом, рассматриваются мировыми судьями - в случае неуплаты штрафа на месте совершения правонарушения; по административным правонарушениям; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав - по административным правонарушениям в отношении несовершеннолетних; уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти города Москвы.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени уполномоченных органов и учреждений органов исполнительной власти города Москвы вправе контролеры, контролеры-ревизоры наземного городского пассажирского транспорта общего пользования.
Административные штрафы на месте нарушения Правил взимают контролеры, контролеры-ревизоры городского пассажирского транспорта общего пользования. При взимании административного штрафа нарушителю выдается постановление - квитанция установленного образца, являющаяся документом строгой финансовой отчетности.
В случае если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, протокол не составляется, а контролеры, контролеры-ревизоры на месте совершения административного правонарушения оформляют предупреждение либо налагают и взимают административный штраф.
При отказе нарушителя от уплаты административного штрафа на месте, отсутствии документов у нарушителя, удостоверяющих его личность, а также невозможности составить протокол на месте нарушитель доставляется в территориальный орган внутренних дел контролерами, контролерами-ревизорами наземного городского пассажирского транспорта общего пользования для составления протокола об административном правонарушении.
Уплата административного штрафа не освобождает пассажира от оплаты стоимости проезда, провоза багажа и длинномерных предметов.
В заключении следует отметить, что производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами г. Москвы, осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту нарушения составляется протокол об административном правонарушении и выдается предписание об устранении нарушения с указанием срока устранения.
Предписание обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность на территории города Москвы. Невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, выданных контролирующими органами или их должностными лицами в пределах своей компетенции, влечет административную ответственность в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководителями специально уполномоченных органов, их заместителями, административными комиссиями выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу либо определение о передаче дела в иной уполномоченный орган.