По сути, это приложение административной организационной диаграммы в конкретном бизнес-процессе (его нужно предварительно выбрать), в котором обычное административное подчинение может нарушаться (и в большинстве случае нарушается), заменяясь подчинением функциональным, построенным во имя достижения основной цели этого бизнес-процесса. При этом во главе новой иерархии оказывается человек, являющийся ответственным за этот процесс, а в равных с ним партнёрских отношениях может оказаться заказчик результата процесса (рис. 3).
Рис. 3. Функциональная организационная диаграмма
Такой вид организационных диаграмм должен обязательно строиться в Visio (File > New > Organization Chart), который обладает значительно более богатым набором графических обозначений как самих блоков, так и связей между ними и проч. – это богатство можно и нужно использовать, но с чётким пониманием того, для чего нужен каждый из элементов (табл. 1).
Табл. 1
Некоторые элементы организационных диаграмм
|
|
Графический символ | Название |
Исполнитель (Executive) | |
Руководитель (Manager) | |
Должность (Position) Помощник (Assistant) | |
Консультант (Consultant) | |
Вакансия (Vacancy) | |
Рамки команды (Team Frame) | |
Список сотрудников (Multi Staff) |
После приведения в тексте ПЗ рисунка построенной функциональной организационной диаграммы даётся её текстовое описание с указанием функциональной субординации (нарушения субординации) в выбранном бизнес-процессе и реальных функциональных обязанностей каждого участника.
После описания диаграммы делается её анализ, в ходе которого необходимо выявить какой-либо недостаток функционального подчинения в выбранном бизнес-процессе (либо обосновать его отсутствие). Затем делается предложение по устранению этого недостатка, с графической иллюстрацией (например, изменённой диаграммой), созданной в Visio.