Естественная архитектура

Горы - естественная архитектура в ее расширенном понимании, как искусства формообразования вообще, осуществляемая стихиями, силами природы. Здесь создание формы происходит прямым и естественным образом концентрацией вещества, образованием монолита породы. Это предельно максимальное проявление Тамаса в ограниченном объеме пространства в условия нашей Земли.

С момента образования планеты движение материковых плит земной коры приводит к постоянному распаду и формированию новых континентов. Столкновение тектонических континентальных плит сопровождается образованием гор. Стихии природы проявляют себя в этих геологических процессах творчески, превращая этим процесс горообразования в естественную архитектуру. Также как и человек своим творческим отношением превращает процесс строительства в зодчество.

Оформлением монолита пород (Тамас), заполняемых пустотой ущелий и долин (Раджас) происходит создание горных массивов. Возникает структура, Саттва, поверхностного пространства планеты. А градостроительный план природной архитектуры очень часто оказывается в руках стихии Хаоса. Так же и у человека, не смотря на попытки прагматичного мышления упорядочить процесс градостроения, вечно текучий поток жизни оказывается победителем в структурировании мест проживания людей.

Если приглядеться повнимательнее, то в созидании гор и горных ландшафтов участвуют те же принципы формообразования, что и в человеческой архитектуре и градостроительстве. И точно также можно вести речь о образах, создаваемых горными вершинами. Правда разнообразие сюжетов этого вида естественного искусства очень плотно перекликается с портретной живописью. Но ведь никто не ставит в вину портретистам бедность их формальных сюжетов.

Портретисты изображают не действие, не перипетии взаимоотношений, а личность, внутренний мир человека, его душу наконец. Так и естественная архитектура не имеет широкого выбора сюжетов, но это ограничение не означает ее ущербности. Просто эта архитектура говорит о другом. Она, если можно так выразиться, дает портреты тех энергий мира, тех стихий природы, которые занимаются ее формообразованием, которые создают основы нашего материального существования на планете.

Как и в зодчестве, в архитектуре стихий возникают свои шедевры. Фудзияма, не только гора, вулкан - это символ Японии. Дух этого вулкана стал чем-то неотъемлимым в национальном духе японцев. Гора считается священной, служит объектом туризма и религиозного паломничества буддистского и синтоистского культов. Фудзияма на протяжении многих веков является популярной темой в японском искусстве. Арарат, не смотря на все политические и территориальные коллизии (он теперь в Турции) - есть выражение духа армянского народа и достаточно явно присутствует в культуре народа.

Олимп вообще наверное все воспринимают как символ, как некий образ, забывая, что это реальная, существующая по сей день гора в Элладе. Символом рая, небесной страны народа стала мифическая гора Меру в Индии. Даже в практичной Европе с ее меркантильность, Монблан не только название вершины, а есть символ чего-то высшего. Эверест не имеет такой длительности взаимодействия с человеческим духом и не приобрел еще такого же духовного значения, но уже почти столетие является местом вожделения всех альпинистов мира.

Другим народам с естественной архитектурой повезло меньше. Но у них есть реки: Нил, Тигр с Евфратом, Хуанхе и Янцзы, Дунай, Рейн. Ощущение этих стихий природы настолько давно и глубоко пронизывает культуру и искусство проживающих там народов, что не замечать этого невозможно. Некоторым повезло больше, в Индии кроме Меру есть Ганг, в России кроме седого Урала есть Волга. Правда, диалектика мира и жизни подсказывает: кому много дается, с того много и спрашивается.

Возникновение аэрофотосъемки позволяет оценить и градостроительный аспект архитектуры гор. И если раньше круг почитателей и ценителей горной архитектуры исчерпывался лишь альпинистами, то теперь с развитие активного туризма и широкой доступностью фотографии, образы горных вершин становятся достоянием широкой публики. В отличие от человеческой, эта архитектура наглядно дает почувствовать мощь и величие творящих сил природы, открывая человеку совсем другие горизонты.

Нет абсолютно похожих друг на друга гор. Как и приличествует произведениям искусства, вершины индивидуальны и многие имеют свою персональность. Есть интуитивное понимание, что Эльбрус, Килиманджаро и даже К9 - это персональное имя, это плод творчества конкретной стихиали природы. Не вызывает удивления одухотворение гор альпинистами и любителями природы, как проявление естественного стремления человека наслаждаться, общаться с произведения искусства, созданного природой.

Кстати, как утверждают великие мистики, вполне возможно слияние архитектуры людей и архитектуры стихиалий природы. После завершения земного цикла развития человечества, люди проходившие земные пути как архитекторы, естественно будут продолжать свое творчество в иных планах Бытия. И по мере подъема их по этажам Мироздания их произведения будут все больше и больше сближаться с произведениями стихиалей природы, достигая какого-то непостижимого для нас сейчас синтеза.

Связаны между собой и внешние искусства. Выражение «архитектура - застывшая музыка» наиболее точно отражает связь и различие между этими искусствами. Архитектура есть отражение человеком в инертной материальности формообразующей функции Тамаса. Музыка есть отражение человеком в изменениях (колебаниях) материи динамики как функции Раджаса. Архитектура и музыка есть диалектически противоположные, но этим же и связанные искусства отражения бытия Мира.

Заключение

Это эссе - попытка осмыслить суть архитектуры как искусства и естественно не может претендовать на исчерпывающее описание. Это толчок к пониманию образности в зодчестве. Ибо нельзя вместить живую практику, все проявления творчества и нюансы архитектурных образов в рамки одной, даже самой правильной схемы. Так же как и нет возможности охватить все богатство зодчества одним человеческим разумом.

Трактовки архитектурных образов даны лишь для иллюстрации идей и принципов формообразования и будучи вырваны из контекста, естественно не претендуют на полноту описания. Их полное описание гораздо многограннее и содержит несколько смысловых слоев: начиная от высшего духовного уровня и вплоть до утилитарного, сиюминутного и злободневного. Очевидно, архитекторы могут сделать это лучше, чем философы.

Осознание мировоззренческих аспектов сюжетности и образности архитектуры поможет избавиться от ошибок и позволит сконцентрироваться на главном и сущностном, поднимая искусство зодчества на новую высоту. А рекламно-маркетинговые изыски в архитектуре хороши для пропаганды местного туризма и зазывания клиентов, где необходимы лишь поражающие своей эксцентрикой необычности.

Гонконгский ресторан в виде огромной яхты (эта тематика вообще крайне популярна), перевернутый дом Даниеля Шапиевски в Польше, дом Хундтервассера в Вене, дом-ботинок Махлона Хайнса, дом-корзинка Д. Лонгабергера и так далее - это все не имеет никакого отношения к искусству архитектуры. Хотя иные упражнения дают интересный эффект, позволяя отработать любопытную идею или образ. Ну и юмор тоже имеет право на существование в любом искусстве.

Современные технологии строительства, новые материалы и компьютерное моделирование дают возможность создать любую потребную форму. Это открывает большие перспективы для творчества, приближая архитектуру к возможностям монументального искусства. Тем более, что зодчество уже давно вышло из тесных рамок дворцовых и храмовых канонов и общество теперь может позволить себе использовать архитектуру в общественном и массовом строительстве. Архитектура вышла из младенческого и отроческого возраста и вступает в пору зрелости.

http://copperconcept.org/ru/stati/metafizika-arkhitekturnogo-tvorchestva-posle-teksta-versiya-s-foto


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: