Параметры магистральных нефтепроводов

Производительность GГ, млн.т./год Наружный диаметр Dн, мм Рабочее давление P, МПа
0,7... 1,2 219 8,8... 9,8
1,1... 1,8 273 7,4... 8,3
1,6... 2,4 325 6,6... 7,4
2,2... 3,4 377 5,4... 6,4
3,2... 4,4 426 5,4... 6,4
4,0... 9,0 530 5,3... 6,1
7,0... 13,0 630 5,1... 5,5
11,0... 19,0 720 5,6... 6,1
15,0... 27,0 820 5,5...5,9
23,0... 50,0 1020 5,3...5,9
41,0... 78,0 1220 5,1...5,5

 

Исходя из расчетной часовой производительности нефтепровода, подбирается основное оборудование перекачивающей станции (подпорные и магистральные насосы). Основные характеристики насосов приведены в табл. 3 и табл. 4. По их напорным характеристикам вычисляется рабочее давление (МПа)

 

                                     (1.7)

где g     – ускорение свободного падения;

hп, hм – соответственно напоры, развиваемые подпорным и магистральным насосами [3];

       mм  – число работающих магистральных насосов на перекачивающей станции;

PДОП – допустимое давление ПС из условия прочности корпуса насоса или допустимое давление запорной арматуры.

Таблица 3.

Номинальные параметры магистральных насосов [3]

Марка насоса Диапазон изменения подачи насоса, м3 Подача, м3 Напор, м Допус-тимый кавита­ционный запас, м К.П.Д., %
НМ 1250-260 1000…1500 1250 260 20,0 80
НМ 1800-240 1450…2150 1800 240 25,0 83
НМ 2500-230 2000…3000 2500 230 32,0 86
НМ 3600-230 2900…4300 3600 230 40,0 87
НМ 5000-210 4000…6000 5000 210 42,0 88
НМ 7000-210 5600…8400 7000 210 52,0 89
НМ 10000-210 8000…12000 10000 210 65,0 89
НМ 10000-210 (на повышен­ную подачу) 10000…13000 12500 210 89,0 87

Таблица 4.

Номинальные параметры подпорных насосов [3]

Марка насоса Подача, м3 Напор, м Допус­тимый кавита­ционный запас, м К.П.Д., % Частота вращения, об/мин
НПВ 1250-60 1250 60 2,2 76 1500
НПВ 2500-80 2500 80 3,2 82 1500
НПВ 3600-90 3600 90 4,8 84 1500
НПВ 5000-120 5000 120 5,0 85 1500

 

Расчетный напор ПС принимается равным Нст=mм×hМ. Если условие (1.7) не выполняется, то рабочее давление принимается равным PДОП, а расчетный напор ПС равным

.                                                   (1.8)

Напор перекачивающей станции может быть уменьшен обточкой рабочих колес магистральных насосов. При этом возможны следующие варианты:

1) равномерная обточка колес. При этом напор, развиваемый магистральным насосом, составит

.                                                             (1.9)

 

2) обточка рабочего колеса одного из магистральных насосов ПС. В этом случае

.                                       (1.10)

Если принять допустимую степень обточки , то . (1.11)

3) при невыполнении условия (1.11) можно принять  и рассчитать обточку рабочего колеса второго насоса

.                                                      (1.12)

4) применить сменный ротор на пониженную подачу или уменьшить число работающих магистральных насосов mМ.

 

Для каждого значения принятых вариантов стандартных диаметров вычисляется толщина стенки трубопровода

                                                 (1.13)

где P     – рабочее давление в трубопроводе, МПа;

np    – коэффициент надежности по нагрузке (np=1,15);

R1   – расчетное сопротивление металла трубы, МПа

sв   – временное сопротивление стали на разрыв, МПа (sв= RН1);

mу  – коэффициент условий работы;

k1   – коэффициент надежности по материалу;

kн   – коэффициент надежности по назначению;

Коэффициенты np, mу, k1, и kн находятся из [2].

 

Вычисленное значение толщины стенки трубопровода dо округляется в большую сторону до стандартной величины d из рассматриваемого сортамента труб.

  Внутренний диаметр трубопровода определяется по формуле

D = Dн – 2d.                                                         (1.14)

 

Гидравлический расчет нефтепровода выполняется для каждого конкурирующего варианта. Результатом гидравлического расчета является определение потерь напора в трубопроводе.

Потери напора в трубопроводе

Фактическая средняя скорость течения нефти (м/с) определяется по формуле

                                                          (1.15)

где Q=QЧ/3600 – расчетная производительность перекачки, м3/с;

D – внутренний диаметр, м.

 

Потери напора на трение в трубопроводе определяют по формуле Дарси-Вейсбаха

 ,                                               (1.16)

либо по обобщенной формуле лейбензона

 ,                                         (1.17)

где Lр – расчетная длина нефтепровода (равна полной длине трубопровода при отсутствии перевальных точек), м;

       n – расчетная кинематическая вязкость нефти, м/с2;

       l – коэффициент гидравлического сопротивления;

       b, m – коэффициенты обобщенной формулы Лейбензона.

 

Значения l, b и m зависят от режима течения жидкости и шероховатости внутренней поверхности трубы. Режим течения жидкости характеризуется безразмерным параметром Рейнольдса

 ,                                                   (1.18)

 

При значениях Re<2320 наблюдается ламинарный режим течения жидкости. Область турбулентного течения подразделяется на три зоны:

§ Гидравлически гладкие трубы       2320<Re<Re1;

§ Зона смешанного трения                             Re1<Re<Re2;

§ Квадратичное (шероховатое) трение Re> Re2.

Значения переходных чисел Рейнольдса Re1 и Re2  определяют по формулам

,

где – относительная шероховатость трубы;

kЭ – эквивалентная (абсолютная) шероховатость стенки трубы, зависящая от материала и способа изготовления трубы, а также от ее состояния. Для нефтепроводов после нескольких лет эксплуатации можно принять kЭ=0,2 мм.

 

Расчет коэффициентов l, b и m выполняется по формулам, приведенным в табл. 5.

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: