Производительность GГ, млн.т./год | Наружный диаметр Dн, мм | Рабочее давление P, МПа |
0,7... 1,2 | 219 | 8,8... 9,8 |
1,1... 1,8 | 273 | 7,4... 8,3 |
1,6... 2,4 | 325 | 6,6... 7,4 |
2,2... 3,4 | 377 | 5,4... 6,4 |
3,2... 4,4 | 426 | 5,4... 6,4 |
4,0... 9,0 | 530 | 5,3... 6,1 |
7,0... 13,0 | 630 | 5,1... 5,5 |
11,0... 19,0 | 720 | 5,6... 6,1 |
15,0... 27,0 | 820 | 5,5...5,9 |
23,0... 50,0 | 1020 | 5,3...5,9 |
41,0... 78,0 | 1220 | 5,1...5,5 |
Исходя из расчетной часовой производительности нефтепровода, подбирается основное оборудование перекачивающей станции (подпорные и магистральные насосы). Основные характеристики насосов приведены в табл. 3 и табл. 4. По их напорным характеристикам вычисляется рабочее давление (МПа)
(1.7)
где g – ускорение свободного падения;
hп, hм – соответственно напоры, развиваемые подпорным и магистральным насосами [3];
mм – число работающих магистральных насосов на перекачивающей станции;
PДОП – допустимое давление ПС из условия прочности корпуса насоса или допустимое давление запорной арматуры.
Таблица 3.
Номинальные параметры магистральных насосов [3]
|
|
Марка насоса | Диапазон изменения подачи насоса, м3/ч | Подача, м3/ч | Напор, м | Допус-тимый кавитационный запас, м | К.П.Д., % |
НМ 1250-260 | 1000…1500 | 1250 | 260 | 20,0 | 80 |
НМ 1800-240 | 1450…2150 | 1800 | 240 | 25,0 | 83 |
НМ 2500-230 | 2000…3000 | 2500 | 230 | 32,0 | 86 |
НМ 3600-230 | 2900…4300 | 3600 | 230 | 40,0 | 87 |
НМ 5000-210 | 4000…6000 | 5000 | 210 | 42,0 | 88 |
НМ 7000-210 | 5600…8400 | 7000 | 210 | 52,0 | 89 |
НМ 10000-210 | 8000…12000 | 10000 | 210 | 65,0 | 89 |
НМ 10000-210 (на повышенную подачу) | 10000…13000 | 12500 | 210 | 89,0 | 87 |
Таблица 4.
Номинальные параметры подпорных насосов [3]
Марка насоса | Подача, м3/ч | Напор, м | Допустимый кавитационный запас, м | К.П.Д., % | Частота вращения, об/мин |
НПВ 1250-60 | 1250 | 60 | 2,2 | 76 | 1500 |
НПВ 2500-80 | 2500 | 80 | 3,2 | 82 | 1500 |
НПВ 3600-90 | 3600 | 90 | 4,8 | 84 | 1500 |
НПВ 5000-120 | 5000 | 120 | 5,0 | 85 | 1500 |
Расчетный напор ПС принимается равным Нст=mм×hМ. Если условие (1.7) не выполняется, то рабочее давление принимается равным PДОП, а расчетный напор ПС равным
. (1.8)
Напор перекачивающей станции может быть уменьшен обточкой рабочих колес магистральных насосов. При этом возможны следующие варианты:
1) равномерная обточка колес. При этом напор, развиваемый магистральным насосом, составит
. (1.9)
2) обточка рабочего колеса одного из магистральных насосов ПС. В этом случае
. (1.10)
Если принять допустимую степень обточки , то . (1.11)
3) при невыполнении условия (1.11) можно принять и рассчитать обточку рабочего колеса второго насоса
. (1.12)
|
|
4) применить сменный ротор на пониженную подачу или уменьшить число работающих магистральных насосов mМ.
Для каждого значения принятых вариантов стандартных диаметров вычисляется толщина стенки трубопровода
(1.13)
где P – рабочее давление в трубопроводе, МПа;
np – коэффициент надежности по нагрузке (np=1,15);
R1 – расчетное сопротивление металла трубы, МПа
sв – временное сопротивление стали на разрыв, МПа (sв= RН1);
mу – коэффициент условий работы;
k1 – коэффициент надежности по материалу;
kн – коэффициент надежности по назначению;
Коэффициенты np, mу, k1, и kн находятся из [2].
Вычисленное значение толщины стенки трубопровода dо округляется в большую сторону до стандартной величины d из рассматриваемого сортамента труб.
Внутренний диаметр трубопровода определяется по формуле
D = Dн – 2d. (1.14)
Гидравлический расчет нефтепровода выполняется для каждого конкурирующего варианта. Результатом гидравлического расчета является определение потерь напора в трубопроводе.
Потери напора в трубопроводе
Фактическая средняя скорость течения нефти (м/с) определяется по формуле
(1.15)
где Q=QЧ/3600 – расчетная производительность перекачки, м3/с;
D – внутренний диаметр, м.
Потери напора на трение в трубопроводе определяют по формуле Дарси-Вейсбаха
, (1.16)
либо по обобщенной формуле лейбензона
, (1.17)
где Lр – расчетная длина нефтепровода (равна полной длине трубопровода при отсутствии перевальных точек), м;
n – расчетная кинематическая вязкость нефти, м/с2;
l – коэффициент гидравлического сопротивления;
b, m – коэффициенты обобщенной формулы Лейбензона.
Значения l, b и m зависят от режима течения жидкости и шероховатости внутренней поверхности трубы. Режим течения жидкости характеризуется безразмерным параметром Рейнольдса
, (1.18)
При значениях Re<2320 наблюдается ламинарный режим течения жидкости. Область турбулентного течения подразделяется на три зоны:
§ Гидравлически гладкие трубы 2320<Re<Re1;
§ Зона смешанного трения Re1<Re<Re2;
§ Квадратичное (шероховатое) трение Re> Re2.
Значения переходных чисел Рейнольдса Re1 и Re2 определяют по формулам
,
где – относительная шероховатость трубы;
kЭ – эквивалентная (абсолютная) шероховатость стенки трубы, зависящая от материала и способа изготовления трубы, а также от ее состояния. Для нефтепроводов после нескольких лет эксплуатации можно принять kЭ=0,2 мм.
Расчет коэффициентов l, b и m выполняется по формулам, приведенным в табл. 5.
Таблица 5