По назначению нефтепроводы делятся на три группы:
1. Промысловые нефтепроводы – нефтепроводы, проходящие от скважин до установки подготовки нефти к транспорту.
2. Технологические нефтепроводы – нефтепроводы, проходящие внутри завода или внутри нефтеперекачивающей станции, предназначенные для обеспечения ведения технологического процесса.
3. Магистральные нефтепроводы – нефтепроводы, проходящие от установок подготовки нефти к транспорту до места потребления нефти (нефтеперерабатывающий завод, крупная перевалочная нефтебаза для последующей транспортировки нефти другими видами транспорта). Основное отличие магистральных нефтепроводов заключается в том, что они обладают большой протяжённостью, имеют большой диаметр и большую пропускную способность.
По СНиП (Строительные Нормы и Правила) магистральные нефтепроводы делятся на четыре класса:
1. Нефтепроводы первого класса с условным диаметром более 1000 миллиметров.
2. Нефтепроводы второго класса с условным диаметром от 500 до 1000 миллиметров.
|
|
3. Нефтепроводы третьего класса с условным диаметром от 200 до 500 миллиметров.
4. Нефтепроводы четвёртого класса с условным диаметром менее 200 миллиметров.
Условный диаметр – реальный диаметр трубопровода, округлённый до ближайшего числа, кратного ста.
В состав сооружений магистрального нефтепровода входят:
1. Головная нефтеперекачивающая станция с резервуарным парком.
2. Промежуточные нефтеперекачивающие станции с резервуарными парками.
3. Линейная часть с отводами и местами подкачек.
4. Конечный пункт с резервуарным парком.
Головная нефтеперекачивающая станция располагается вблизи промысла после установок подготовки нефти к транспорту.
Расположение промежуточных нефтеперекачивающих станций определяется гидравлическим расчетом, расстояние между ними составляет от 70 до 150 километров.
Головная нефтеперекачивающая станция и конечный пункт имеют резервуарные парки, объём которых равен двойной или тройной суточной пропускной способности нефтепровода.
Если трубопровод имеет протяжённость более 800 километров, то он разбивается на эксплуатационные участки длиной 300-400 километров. На промежуточных нефтеперекачивающих станциях, находящихся на границе эксплуатационных участков, также находятся резервуарные парки, объёмом, составляющим 30-50 процентов от суточной пропускной способности нефтепровода.
На магистральных нефтепроводах, которые используются для перекачки высоковязких и застывающих нефтей, строятся станции подогрева нефти, которые могут быть либо совмещены с промежуточными нефтеперекачивающими станциями, либо находится отдельно.
|
|
Промежуточные нефтеперекачивающие станции могут иметь наливные пункты для перевалки нефти в железнодорожные цистерны.
Конечным пунктом магистрального нефтепровода является нефтеперерабатывающий завод или крупная перевалочная нефтебаза.
В магистральных нефтепродуктопроводах используются перекачивающие станции, и не используются подкачки и станции подогрева нефти. Конечным пунктом магистрального нефтепродуктопровода является нефтяная база.