Теория экономического анализа

Тема 1. Роль экономического анализа в информационном обеспечении

управления

Понятие экономического анализа. Объекты экономического анализа. Экономический анализ как особая функция управления. Взаимосвязь анализа с учетом, прогнозированием, планированием, мотивацией, контролем и другими функциями управления. Место анализа в системе управления деятельностью предприятия. Экономический анализ как основа для принятия управленческих решений. Роль экономического анализа в разработке и принятии управленческих решений.

Тема 2. Предмет и методы экономического анализа

Понятие экономического анализа. Предмет экономического анализа. Основные методические направления экономического анализа: оценка, диагностика и прогнозирование. Классификация методов и приемов экономического анализа. Методы статистики в анализе финансово-хозяйственной деятельности. Экономико-математические методы анализа финансово-хозяйственной деятельности. Экономико-математическое моделирование (стохастическое и детерминированное) как метод анализа. Эвристические методы анализа. Традиционные способы экономического анализа.

Тема 3. Методика комплексного анализа основных показателей

хозяйственной деятельности             

Понятие комплексного экономического анализа. Его роль, значение в управлении хозяйственными системами. Основные принципы, последовательность и методика проведения системного комплексного экономического анализа.

 

Комплексный экономический анализ хозяйственной

Деятельности

Тема 1. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в

разработке и мониторинге основных плановых показателей

Бизнес-план как результат комплексного экономического анализа: понятие, назначение и роль в повышении эффективности деятельности. Цель и задачи составления бизнес-планов. Структура комплексного бизнес-плана, его разделы. Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей. Использование выводов из анализа финансовой отчетности при разработке бизнес-плана организации и принятии различных управленческих решений.

Тема 2. Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения

смет (бюджетов)

Смета: понятие и роль в управлении организацией. Методы составления смет: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации, метод моделирования. Экономический анализ исполнения смет (бюджетов). Цель и задачи анализа. Роль и значение комплексного эко­номического анализа в системе сметного планирования (бюдже­тирования). Источники информации. Методы анализа исполне­ния смет (бюджетов).

Тема 3. Анализ в системе маркетинга

Объекты маркетингового анализа. Методы маркетинго­вого анализа. Анализ влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды. Исследование спроса на продукцию и жизненного цикла товаров организации. Анализ состояния рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам). Анализ покупателей и потребителей (имеющихся и потенциальных). Анализ конкурентной обстановки (изучение коммерческих возможностей предприятий, работающих в той же отрасли). Анализ рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики. Разработка стратегии маркетинга. Экономический анализ как одно из важных слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления маркетинговой деятельностью организации.

Тема 4. Анализ и управление объемом производства и продаж

Цель и задачи анализа. Система показателей, характеризующих объем производства и продаж: валовая продукция и товарная продукция, их составляющие и порядок оценки. Общая оценка выполнения плана по объему выпуска и продажи продукции. Анализ динамики объема производства и продаж про­дукции. Анализ ассортимента и структуры продукции. Анализ качества продукции. Анализ ритмичности производства. Оценка соблюдения договорных обязательств по поставкам продукции. Основные факторы, влияющие на показатели объема производства и реализации продукции; внутрихозяйственные резервы повышения темпов прироста продукции, улучшения ее ассортимента и качества. Оценка соблюдения договорных обязательств по поставкам продукции. Анализ объема и состава остатков нереализованной продукции на складе и отгруженной. Анализ резервов увеличения объема производства и реали­зации продукции. Методы управления объемом производства и реализации продукции.

Тема 5. Анализ технико-организационного уровня производства

Цель и задачи анализа, источники информации. Анализ уровня техники и технологии. Анализ обеспеченности основными средствами. Анализ движения основных средств. Анализ возрастного состава основных средств. Анализ эффективности использования основных средств. Анализ фондоотдачи. Анализ технической оснащенности производства. Анализ обеспеченности предприятия производственным оборудованием и эффективности его использования. Анализ ис­пользования производственной мощности и производственных площадей. Анализ и оценка уровня организации производства и труда. Анализ уровня управления. Анализ социальных условий. Анализ влияния организационных факторов на повышение эффективности производства.

Тема 6. Анализ состояния и использования основных средств

Цель, задачи и информационное обеспечение анализа использования основных фондов. Динамика наличия, состава и структуры основных фондов. Анализ возрастного состава основных фондов. Анализ состояния и движения основных средств. Анализ использования машинного времени и оборудования. Анализ эффективности использования основных средств. Анализ фондоотдачи основных средств и их актив­ной части.

Тема 7. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов

Цель, задачи и информационное обеспечение анали­за состояния и использования трудовых ресурсов. Анализ состава, структуры и движения персонала организации. Анализ обеспеченности организации трудовыми кадрами. Анализ движения рабочей силы. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов: анализ использования рабочего времени; факторы, влияющие на эффективность использования трудовых ресурсов; анализ производительности труда.

Тема 8. Особенности анализа прямых и косвенных, переменных и

постоянных затрат

Понятие прямых и косвенных затрат, постоянных и переменных затрат. Корректировка условно-переменных расходов на процент выполнения плана по объему продукции. Определение абсолютных и относительных отклонений переменных расходов.

Тема 9. Анализ показателей финансовой устойчивости

Анализ финансовой устойчивости организации. Определение типа финансовой устойчивости предприятия на основе соотношения между основными группами источников покрытия запасов и затрат и их величиной. Виды финансовой устойчивости: абсолютная, нормальная, неустойчивая, критическая финансовая устойчивость. Расчет и оценка финансовых ко­эффициентов рыночной устойчивости (структуры балан­са).

Тема 10. Методы комплексного анализа уровня использования

экономического потенциала хозяйствующего субъекта

Понятие экономического потенциала хозяйствующего субъекта, его составляющие. Цели и задачи анализа уровня использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта и оценки бизнеса. Методика комплексного анализа уровня использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта и оценки бизнеса. Критерии экономического роста организации. Количествен­ные и качественные показатели роста, оптимальные соотношения между ними. Анализ отдельных составляющих экономического роста: реализа­ции продукции, прибыли, производительности труда, объема про­изводства новой продукции, трудоемкости, материалоемкости.

Тема 11. Понятие маржинального анализа, его возможности

Значение и задачи анализа. Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объ­ема продаж и прибыли. Обоснование безубыточности продаж товаров. Методы расчета порога рентабельности (критической точки) продаж товаров и запаса финансовой устойчивости. Обоснование управленческих решений по результатам маржинального анализа.

Тема 12. Трендовый анализ объема продажи продукции и обоснование

устойчивого тренда

Тренд, его понятие, назначение и область применения. Использование линии тренда при прогнозировании, при регрессионном анализе. Построение трендов по данным финансовой отчетности. Алгоритм построения прогнозной модели. Методы экспоненциального сглаживания для уточнения прогнозной трендовой модели.

Тема 13. Анализ себестоимости продукции, работ, услуг

Цель и задачи анализа, источники информации. Анализ структуры и динамики себестоимости продук­ции по элементам и статьям затрат. Показатели себестоимости продукции. Факторы, влияющие на изменение затрат. Анализ затрат на один рубль товарной продукции. Анализ прямых материальных и трудовых затрат. Анализ влияния себестоимости на прибыль. Определение резервов снижения себестоимости продукции. Управление затра­тами на производство.

Тема 14. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Факторы, влияющие на уровень дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ состава, движения и оборачиваемости дебиторской и кре­диторской задолженности. Оценка соотношения дебитор­ской и кредиторской задолженности.

Тема 15. Оценка чистых активов

Анализ формирования чистых активов и их роль в оценке финансовой устойчивости работы организации. Методика расчета чистых активов организации. Оценка способности к сохранению наращения капитала. Понятие сохранения финансового и физического капитала.

Тема 16. Анализ материальных ресурсов

Цели и задачи анализа. Источники информации. Анализ состава и структуры материально-производ­ственных запасов. Анализ обеспеченности матери­альными ресурсами. Исследование рациональ­ности формирования запасов. Анализ движения запасов. Влияние запасов на размеры и оборачиваемость оборотных средств. Анализ эффективности использования материальных ресурсов. Анализ уровня материалоотдачи. Анализ скорости обращения производственных запасов. Анализ влияния эффективности использования материаль­ных ресурсов на величину материальных затрат. Анализ материа­лоемкости. Оценка резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов.

Тема 17. Диагностика риска банкротства субъектов хозяйствования

Понятие, виды и причины банкротства. Методы диагностики вероятности банкротства. Пути финансового оздоровления субъектов хозяйствования.

Тема 18. Анализ состояния и использования оборотного капитала

экономического субъекта

Цель и задачи анализа, источники информации. Анализ состава, динамики и качества: запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежной наличности. Показатели оборачиваемости оборотных активов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: