Эволюционная безопасность и генетическое разнообразие

       Эволюционная безопасность – это обеспечение устойчивости эколого-генетических процессов в биологических системах надорганизменного уровня (в биомах, экосистемах, биоценозах, популяциях).

  Эволюционная устойчивость (эволюционная стабильность) биологических систем гарантируется сохранением определенного уровня адаптивного потенциала на протяжении длительного числа поколений.

  Для обеспечения эволюционной устойчивости биомов, экосистем, биоценозов, популяций необходимо поддержание достаточно высокого уровня генетического разнообразия их генофондов и метагенофондов, обеспечивающего внутреннюю и внешнюю устойчивость системы. Сохранение биологического (генетического) разнообразия – одна из актуальнейших проблем современности.

Понятие «генетическое разнообразие» включает: разнообразие геномное (полиморфизм ДНК), транскриптомное (полиморфизм мРНК и кДНК), протеомное (белковый полиморфизм), метаболомное (разнообразие вариантов обменных процессов).

В современном мире основным компонентом биосферы становятся квазинативные экосистемы: внешне похожие на естественные, но сложившиеся под влиянием антропогенных факторов.

  Мониторинг подобных экосистем должен быть направлен на выявление закономерностей протекающих в них эволюционных (эколого-генетических) процессов, что позволит повысить эффективность управления динамикой генетической структуры слагающих их популяций. 

Молекулярно-генетические методы оценки уровня биоразнообразия, как правило, не позволяют диагностировать разнообразие адаптивных признаков. В результате остается актуальным изучение внутрипопуляционной изменчивости селективно значимых морфофизиологических признаков. В то же время адаптивные морфофизиологические признаки, как правило, детерминированы полигенными системами и подвержены модифицирующему влиянию множества парагенетических факторов, что приводит к поливариантности онтогенеза (морфогенеза). Поэтому решение проблемы генетической безопасности требует совместных усилий специалистов из разных областей биологии и смежных наук. 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Бессмертие: миф или реальность.

2. Понятие «Долгожитель».

3. Факторы, определяющие продолжительности жизни.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема реферата:

1. «Мутагены в нашей жизни»

2. «Теории старения»

3. «Бессмертие. Мифы и реальность»

  4. Знаменитые долгожители.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://elibrary.ru

2. http://medart.komlog.ru

3. http://www.liebertpub.com

4. www.biblioclub.ru (Логин: tgmalibrary@mail.ru)

  5. www.POLPRED.com

  6. www.med.polpred.com

                                                   

Тема: ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ

ОРГАНИЗМЫ И ПРОДУКТЫ.

 

Цель занятия:

Изучить понятие.

Используемые образовательные технологии,

Способы и методы обучения

ЗК – занятие–конференция

РД – дискуссия

Компетенции:

ОК - 1

ПК – 11, 12

Материальное обеспечение: Учебный фильм«Вся правда о ГМО».

                                              ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Вводное слово преподавателя.

II. Устное собеседование по теме занятия.

III.Заслушивание и обсуждение рефератов. Просмотр фильма «Вся правда о ГМО» дискуссия и мини-конференция по теме занятия.

     IV.Заключительное слово преподавателя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: