Выполнение и оформление дипломных работ

 

 

Дипломная работа, как правило, является результатом научно-исследовательской работы студента, которую он вел под руководством научного руководителя. В ходе ее написания студент реализует свои знания и профессиональную подготовку, полученные в процессе его обучения в университете.

Главное назначение дипломной работы – это научная деятельность студента по одной из проблем уголовного права, уголовного процесса или социальной работы. Такая деятельность позволяет будущему специалисту комплексно реализовать все знания, полученные им по различным учебным дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, а также опыт практической деятельности, приобретенный в специализированных центрах по той или иной практической или теоретической проблеме.

Дипломная работа позволяет судить и об уровне знаний, приобретенных студентом за годы учебы, и о его умении применять эти теоретические знания к решению проблем, и о том, насколько хорошо студент овладел методами научного исследования, и, в конечном итоге, дает представление о практической подготовке выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Все это делает дипломную работу важной составляющей учебного процесса. Если курсовые работы могут рассматриваться как учебные научные работы, то дипломная работа считается уже полноценным вкладом студентов в разработку научной проблематики кафедры. Поэтому дипломные работы хранятся в архиве, чтобы следующие поколения студентов, преподаватели, все желающие могли с ними ознакомиться.

Выбор темы. Один из важных аспектов подготовки к написанию дипломной работы. Студенту предлагается выбрать тему дипломной работы из списка, представленного на выпускающей кафедре. Кроме того, студент может определить тему дипломной работы совместно с научным руководителем, исходя из той научной деятельности, которая была проделана студентом во время всего периода обучения (написание курсовых работ, участие в научных кружках, выступления на конференциях).

Подготовка к научной деятельности студента может начинаться с момента написания курсовых работ. Определяясь в теме курсовой работы, важно, чтобы студент видел перспективу своей будущей научной деятельности. Курсовая работа вполне может быть началом будущей дипломной работы. Она позволяет выявить содержание проблемы. Изложенный подход позволяет студенту постепенно, в течение всего периода обучения в университете, работать над определенной проблемой, и завершением этой работы выступает диплом.

Возможны следующие варианты выбора темы дипломной работы студентом:

а) студент выбирает тему из списка рекомендованных кафедрой. Затем он пишет заявление (см. приложение 4) на имя заведующего кафедрой с просьбой закрепить за ним выбранную тему и назначить научного руководителя. На заседании кафедры принимается окончательное решение об утверждении темы и назначении научного руководителя по ней из числа ведущих преподавателей;

б) студент работал ранее с преподавателем в процессе подготовки и защиты курсовой работы либо по одной из проблем в период практики и обращается к нему с просьбой продолжить совместную деятельность по теме диплома. Преподаватель, согласившись быть научным руководителем студента, анализирует название предложенной им темы и при необходимости помогает ее уточнить. Затем студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой об утверждении темы и научного руководителя;

в) студент определяет для себя направление, по которому он хотел бы разрабатывать тему дипломной работы, и самостоятельно обращается к преподавателю, научные интересы которого связаны с выбранной проблематикой, с просьбой о научном руководстве. В этом случае, при согласии в научном руководстве, преподаватель помогает студенту сформулировать тему дипломной работы. Далее студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой, как и в предыдущем случае.

Заведующий кафедрой после поступления заявлений от студентов для утверждения выбранных тем дипломных работ и закрепления за ними научных руководителей собирает заседание кафедры, на котором происходит обсуждение и принятие соответствующих решений. Кафедра может:

• утвердить просьбу студента;

• уточнить тему дипломной работы, изложенную в заявлении студента;

• принять решение о необходимости дополнительного анализа темы, предложенной для обсуждения, и поручить преподавателю – научному руководителю студента – подготовить предложения по ее изменению;

• при необходимости назначить другого научного руководителя по теме дипломной работы студента (например, когда научные интересы преподавателя не соответствуют направлению исследования дипломной работы, либо когда по объему учебной нагрузки преподаватель не в состоянии качественно работать со студентом);

• по темам, которые носят междисциплинарный характер, принять решение о назначении научного руководителя и консультанта.

Далее происходит определение плана дипломной работы совместно с научным руководителем. Определяется задание на практику и план работы, который оформляется согласно приложению № 7.

Примерный план работы:

• разработка рабочего плана – обоснование концепции дипломной работы (своего видения особенностей ее разработки);

• разработка плана-проспекта (развернутого плана) дипломной работы;

• подготовка библиографического списка литературы по теме;

• изучение литературы и отбор фактического материала;

• подготовка, написание и представление научному руководителю первой главы (в целом) или по параграфам;

• выбор наиболее целесообразных для данной темы методовисследований (разработка программы и инструментария);

• подготовка, написание и представление научному руководителю второй главы (в целом) или по параграфам;

• представление научному руководителю варианта дипломной работы в целом;

• доработка, устранение недостатков, замечаний, высказанных научным руководителем, завершение работы над дипломом;

• представление законченной дипломной работы научному руководителю на заключение (отзыв) для решения вопроса о допуске ее к защите и внешнему рецензенту для составления рецензии;

представление дипломной работы с отзывом научного руководителя на кафедру;

• предзащита дипломной работы на заседании кафедры;

• защита дипломной работы на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

Индивидуальный план подготовки и защиты дипломной работы студентом документ, регламентирующий основные этапы разработки дипломной работы и представления ее на защиту. Он позволяет научному руководителю отслеживать своевременность хода выполнения студентом и качество выполнения им основных этапов разработки дипломной работы.

В соответствии с индивидуальным планом осуществляется взаимодействие студента со своим научным руководителем.

Рабочий план это своего рода первичное видение автором варианта (вариантов) разработки дипломной работы. Его можно назвать концепцией (замыслом, видением) дипломника разработки проблемы. Он представляет реферативное размышление автора над проблемой и предназначен для наиболее полного осмысления им замысла предстоящего исследования.

Рабочий план позволяет дипломнику осознанно представить свою позицию научному руководителю, чтобы вместе с ним выйти на вариант последующей работы над темой диплома. В нем находит отражение:

• актуальность выбранной темы;

• исследуемая проблема;

• объект и предмет дипломной работы;

• цель (чего хочет добиться дипломник по результатам разработки проблемы);

• основные задачи;

• способы решения задач;

• элементы новизны (что нового может получить дипломник);

• практическое назначение планируемой разработки (зачем это надо для теории и практики, практических работников).

На основе рабочего плана разрабатывается план дипломной работы – будущее оглавление.

Структура плана дипломной работы, как правило, состоит из трех глав. Каждая глава включает два–три, иногда четыре параграфа.

По содержанию дипломная работа строится в определенной последовательности: в первой главе дается общая характеристика и анализ проблемы, затем обосновывается теоретическая позиция автора и подходы к ее решению; во второй главе рассматриваются возможные способы ее решения. Однако структура дипломной работы может быть и другой. Автор вправе сам или совместно с науч­ным руководителем определить вариант структуры дипломной работы.

В последующем первоначальный план дипломной работы может быть уточнен, доработан с учетом нового материала, хода исследовательской деятельности.

Введение является важной составной частью каждой дипломной работы.

В нем определяется цель работы, ставятся задачи дипломного исследования. Он включает следующие составляющие дипломной работы:

- актуальность темы дипломной работы;

- разработанность исследуемой проблемы;

- объект и предмет;

- цель;

- основные задачи;

- путь (способы) решения основных задач;

- элементы новизны;

- научная и практическая значимость исследуемой проблемы;

- положения, выносимые на защиту.

Актуальность темы – это определение существа важности исследуемой проблемы. Следует аргументировать необходимость изучения данной темы с позиции теории или практики, раскрыть степень изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе; обосновать тему и раскрыть потребность в специальном исследовании и прочее. Например, Концепция судебной реформы и Конституция РФ установили приоритет прав и законных интересов человека и гражданина, поэтому изучение этой темы на сегодняшний день является актуальным.

Разработанность темы здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной темы, т.е. дается краткий обзор исследований ученых, занимающихся данной темой. При этом следует учитывать, что чаще всего дипломная работа бывает посвящена довольно узкой теме, поэтому обзор должен делаться только по ней, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Обзор должен осуществляться в оп­ределенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если дипломник не может сделать такой вывод, проводя самостоятельно анализ всей имеющейся по данной теме литературы, то естественно, возникает вопрос, зачем он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести.

В процессе анализа состояния исследованности темы дипломник приходит к формулированию основного противоречия или проблем в исследуемой области. Под ним понимаются серьезные несоответствия, несогласованности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Основное противоречие, в частности, может показывать несоответствие или неэффективность реализации нормативно-правовых актов. Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему дипломной работы. Примером может служить наличие противоречий между УПК и другим федеральным законом, или отсутствие механизма реализации положений конкретной нормы закона.

Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо явления; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение определенной проблемы; каковы наиболее оптимальные условия эффективности деятельности в решении частной задачи.

Сформулировав научную проблему, следует определить объект и предмет дипломной работы. Они позволяют выделить границы предстоящего исследования.

Объект дипломной работы –это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собою процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться.

Предмет дипломной работы это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных на­правлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Цель дипломной работы это то, чего хочет достичь дипломник своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел студента при ее разработке. В зависимости от направленности дипломной работы цель может быть представлена следующим образом: обосновываются содержание, формы, методы и средства, разрабатываются требования, критерии чего-либо, приводятся практические примеры в подтверждение теоретических выводов.

Задачи дипломной работы формулируются в виде перечисления (изучить, описать, уточнить и дополнить понимание..., выявить..., систематизировать..., разработать... и т.д.). Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Формулировки задач имеют важное значение. Они определяют содержание дипломной работы. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяет название главы, во втором – основные параграфы дипломной работы. Какой вариант предпочтителен, определяется темой и советом научного руководителя.

Путь (способы) решения основных задач предполагает определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели дипломной работы. Здесь же дается характеристика источников получения информации.

Элементы новизны –в этом подразделе введения отмечается, что нового по сравнению с известным в теории и на практике удалось достичь автору в процессе его исследовательской деятельности. Учитывая, что речь идет о дипломной работе, требования к новизне невысокие по сравнению с диссертационной работой. Не случайно этот подраздел называется – элементы новизны. При его раскрытии используются следующие формулировки: в дипломной работе (в процессе исследования) уточнено..., дополнено..., выявлено влияние (проявление)..., описано... и т.д. Примером может служить новая редакция нормы закона.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь показывается, кому и для чего нужно то, что сделано дипломником. Например, результаты дипломного исследования могут быть использованы студентами как при изучении отрасли права,   так и в практике правоприменения.

Положения, выносимые на защиту, –это основные результаты, полученные дипломником в процессе исследования, которые он готов отстаивать. К ним, как правило, относятся теоретические положения, обобщающие сведения, выводы, практические рекомендации.

Формулируются положения, выносимые на защиту, в виде пронумерованных тезисов. Каждый тезис включает выводное положение и его краткое, обобщающее содержание. В дипломной работе может быть от четырех до шести таких положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: