Дипломная работа – это самостоятельная научная работа студента. К ее содержанию предъявляются определенные требования, и дипломник должен обеспечить их выполнение

Каждый параграф имеет: вводную часть – несколько предложений, вводящих в замысел параграфа; последовательное раскрытие содержания; вывод –обобщающую мысль изложенного; переход к следующему параграфу (необходимость данного элемента определяется по согласованию с научным руководителем).

Определим наиболее важные методические рекомендации, которые помогут при раскрытии содержания параграфа. С этой целью остановимся только на таких проблемах, как язык и стиль дипломной работы; цитирование и заимствования.

Язык и стиль. Дипломное сочинение должно быть написано простым и понятным языком. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе являются достоинствами и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть ее удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной работы.

При написании текста могут использоваться различные варианты. Это может быть сжатое описание хода исследования с подробным изложением результатов. Другой вариант подачи ориентирован на читателя-неспециалиста и отличается подробным изложением всех стадий работы; автор как бы вводит читателя в свою творческую лабораторию, ведет его от этапа к этапу, комментируя удачи и неудачи, и в конечном итоге раскрывает полученный результат и вытекающие из него следствия.

Способы изложения дипломной работы весьма разнообразны. Это может быть изложение в виде развернутого доказательства сформулированной в начале работы гипотезы, когда вся работа представляет собой как бы расширенное подробное единое доказательство. Можно поступить наоборот: вначале формулируется задача исследования, а затем начинается движение от нее к конечному выводу. Изложение может быть дедуктивным, т.е. направленным от общих аксиоматических положений к анализу частных случаев, и индуктивным – направленным от эмпирических случаев, экспериментальных данных к теоретическим обобщениям. Наконец, изложение может быть описательным, когда автор старается скорее показать факты, чем сделать из них какие-то широкомасштабные выводы; в таких случаях факты должны быть поданы так, чтобы они говорили сами за себя. Значительное место занимает хронологический способ изложения, когда научные факты излагаются в определенной временной последовательности.

Если способ изложения раскрывает научную культуру автора, то его общую культуру характеризует уровень языка и стиля. Стилистические требования, предъявляемые к дипломному сочинению, складываются из двух компонентов – требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета. Академический этикет применительно к тексту диплома – это определенные принципы письменного общения членов научного сообщества между собой.

Стиль дипломной работыэто стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е. построение изложения в форме рассуждений и доказательств. Академический этикет требует исчерпывающей доказательности выдвинутых автором положений, смысловой законченности, целостности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Среди таких средств следует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты): последовательность развития мысли выражается словами «в начале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.; противоречивые отношения – словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»; причинно-следственные отношения – словами «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»; переход от одной мысли к другой –— «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остановиться на...» и др.; итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и т.д.

Подобные слова и обороты не всегда украшают изложение, но стилистически приемлемы и необходимы в научном тексте. Например, если автор начинает абзац словами «действительно» или «в самом деле», читатель сразу настраивается на восприятие последующего текста как доказательства положений, изложенных выше, а слова «впрочем», «напротив», «с другой стороны» настраивают на ожидание противопоставления нижеследующего сказанному выше. Иногда подобные слова дополнительно несут функцию рубрикации текста, поскольку способствуют более глубокому логическому струк­турированию. Кроме того, в тексте дипломной работы должны отсутствовать обороты «я думаю», «я считаю», «по моему мнению». Вместо них должны быть фразы «по нашему мнению», «в настоящей дипломной работе» или изложение текста от третьего лица, т.к. дипломная работа представляет собой научный труд не только самого дипломника, но и научного руководителя, поэтому следует избегать крайних формулировок с местоимением «я». Также следует избегать критики научных трудов авторов посредством формулировок: неправильные, неверные, ошибочные и т.д. Дипломная работа не является научной квалификационной работой на соискание ученой степени и не защищается публично в специализированном совете, поэтому дипломник не может апеллировать к тем авторы, которыеподвергаются жесткой критике, из этого следует, что более этично не использовать категоричные выражения при анализе различных мнений ученых.

Научный текст отличает прагматическая направленность на конечный результат. Поэтому в дипломном исследовании словоупотребление должно быть максимально точным, лишенным специальных стилистических украшений. Такой текст не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту. Нельзя смешивать терминологию различных наук. Помимо единичных слов-терминов в научном тексте используются устойчивые фразеологические обороты, превратившиеся в своего рода термины. Таковы устойчивые сочетания типа «социальный институт», «экономическое регулирование» и т.д.

Характеризуя синтаксический строй научного текста, необходимо отметить, что логическая цельность и связанность его частей требуют широкого использования сложных предложений. Им присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием связок и союзов. Превалируют сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. Студент не должен стремиться упростить синтаксис своей работы, так как это влечет за собой потерю необходимой логической динамики. Не следует понимать требования простоты и ясности изложения как призыв максимально упростить синтаксис. В то же время синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной, такой, когда читатель, дойдя до конца фразы, забывает, с чего она началась. Нужна оптимальная синтаксическая модель.

Принцип точности научной речи должен быть ведущим принципом написания диплома. Лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слов, чреваты смысловым искажением и потому значительно ухудшают текст. Естественно, что текст становится менее читабельным и при излишней книжной витиеватости языка, и при избыточном, не вполне семантически грамотном использовании иностранных слов. Текст должен отвечать требованию единства терминологии, т.е. терминологического единообразия. Следует избегать использования терминов-синонимов, например: «общественный уклад» и «социальный уклад». Значительно ухудшают стиль слова, произведенные из иностранных по правилам словообразования русского языка (например, «дигитальный») и наоборот, слова, образованные из русских слов на манер иностранных.

Еще одним требованием, предъявляемым к научному тексту, является краткость. Это не означает, что предложения в тексте должны быть односложными. Просто не следует использовать слова и выражения, которые не имеют смысловой нагрузки, а также повторы, слова-паразиты, излишнюю конкретизацию. Например, такая фраза, как: «В настоящее время современное общество переживает кризис» содержит неоправданное удвоение указания на время; фраза «Анализ показывает, что существующие в современном обществе социальные институты претерпевают радикальные изменения» содержит лишнее слово «существующие», поскольку несуществующие институты не могут претерпевать изменения. Присутствие в дипломной работе таких слов говорит либо, что автор не имеет четкого представления о том, о чем пишет, либо о том, что он бездумно пользуется словами. Принципы краткости и ясности нарушаются и в тех случаях, когда автор неоправданно употребляет слова иностранного происхождения там, где их функцию вполне могли бы выполнить обычные слова русского языка, когда имеет место бессмысленное па­раллельное употребление русских и иностранных синонимичных слов, например: «форсировать ускоренными темпами», «промышленная индустрия». Засоряют научную речь и канцелярские обороты, более уместные в юридических документах, например: «касательно решения этой проблемы», «в качестве иллюстративного материала может служить таблица» и т.д. Как уже говорилось выше, стиль служит показателем как общей культуры студента, так и степени его проникновения в суть проблемы. Поэтому добиться максимально возможного стилистического уровня текста остается обязательной задачей всякого пишущего дипломную работу.

Заключение к дипломной работе. Оно представляет результат научного творчества студента, краткий итог дипломной работы.

Учитывая, что содержание дипломной работы строится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить в этой же логике. С этой целью в начале заключения кратко следует сделать вывод об актуальности исследуемой темы и далее изложить все выводы, которые были сделаны автором по ходу работы. Кроме этого в заключении необходимо указать не просто предложения по совершенствованию законодательства общего характера, а внести свои предложения в конкретный пункт или часть существующей статьи или редакцию новой статьи законодательства. Объем заключения – 2–3 страницы.

Список используемых источников – завершает дипломную работу. Он отражает только ту литературу, которую студент цитировал и указал в сносках по ходу текста дипломной работы. Недопустимо в списке используемой литературы указывать источники, не отраженные в сносках дипломной работы (см. приложение № 13).

Подготовка дипломной работы к защите это одна из важнейших частей подготовки выпускника. Наряду с этим не менее важным для выпускника является защита того, что сделано им с научным руководителем. Речь идет о подготовке его к защите и непосредственной защите результатов своей научной работы. Завершающая деятель­ность выпускника требует рассмотрения ряда подпроблем: оформление и представление дипломной работы для отзыва научному руководителю; непосредственная подготовка выпускника к защите дипломной работы; защита дипломной работы.

Оформление и представление дипломной работы для отзыва научному руководителю. Дипломная работа хранится в архиве университета. Она должна иметь не только высокую научную культуру, но и высокую культуру оформления. Выделим наиболее характерные рекомендации по ее оформлению.

Титульный лист дипломной работы. Он же является ее первой страницей (см. приложение № 9).

Содержание это вторая страница дипломной работы (приложение № 10). Рекомендации к оформлению самого текста дипломной работы см в приложение № 12).

Объем текста дипломной работы должен быть в пределах 60–80 страниц машинописного текста, без учета страниц приложения.

По завершении подготовки дипломной работы она переплетается и представляется научному руководителю для отзыва.

Отзыв научного руководителя – это оценка научным руководителем деятельности выпускника по теме исследования. Пишется он произвольно, т.е. нет установленной формы написания. Однако отзыв научного руководителя в своем содержании должен отражать:

а) актуальность темы дипломной работы и ее назначение: раскрывается ос­новное назначение исследуемой в дипломной работе темы, в рамках чего она выбрана (факультета, кафед­ры, заказа учреждения социальной педагогики, инициативная и пр.), ее акту­альность для теории, практики, учебного процесса;

б) характеристика проделанной работы студентом по разработке и оформле­нию дипломной работы: что, как и в каком объеме сделано студентом в про­цессе работы над дипломом, отмечаются наиболее значимые выводы, сделанные студентом в ходе написания работы, показываются положительные стороны ди­пломного исследования;

в) третья часть отзыва должна содержать в себе недочеты, допущенные в ходе написания дипломной работы (правила оформления, недостаточное количество практического материала, скудность библиографического ма­териала), а также критические замечания касающиеся теоретических вы­водов, либо спорность отдельных положений работы;

г) в заключение обычно делается вывод о соответствии дипломной рабо­ты требованиям предъявляемым к данному виду исследований, и решение о допуске ее к защите.

Научный руководитель не оценивает дипломную работу (т.е. не пишет, что «дипломная работа заслуживает... оценки»), так как это не его функция. Он вправе высказать свои предложения Государственной аттестационной комиссии (см. приложение № 14).

Рецензия – это критический отзыв (анализ) о дипломной работе, сделанный
специалистом. Строгих требований к содержанию рецензии, так же как и к отзыву, не предъявляется, однако принято отражать определенные моменты, такие, как:

– актуальность темы дипломной работы: дается оценка актуальности вы­бранной темы и ее обоснование;

– степень обоснованности основных положений дипломной работы: дается анализ содержания дипломной работы по главам и делается обоб­щение: а) отражение в выводах и рекомендациях содержания дипломной работы; б) обоснованность выводов, выносимых автором на защиту; в) возможность использования материалов дипломной работы на практике, в дальнейших исследованиях, в учебном процессе;

– наличие наиболее существенных недостатков, недоработок, дискусси­онных моментов;

– заключение рецензии: делается вывод о полноте исследования и дается рекомендация о до­пуске к защите. В заключительной части рецензии не допускается делать оцен­ку работы по пятибалльной системе (например, работа заслуживает оценки «отлично»), возможно оценивать категориями (например, «заслуживает высокой оценки»). (см. приложение №.15).    

Непосредственная подготовка выпускника к защите дипломной работы. Она включает комплекс мер, которые необходимо выполнить дипломнику. В частности, ему необходимо ознакомиться с отзывом научного руководителя, рецензией на его работу и, если в них есть замечания, заранее подготовить на них краткие, но исчерпывающие ответы, подготовить выступление, необходимый иллюстративный материал.

Следует отметить, что предварительная защита дипломной работы на кафедре является как бы генеральной репетицией перед непосредственной защитой студента перед Государственной аттестационной комиссией. Проходит предзащита в присутствии заведующего кафедрой, преподавателей кафедры, руководителя дипломной работы. Студент, проходящий предварительную защиту, делает доклад о своей работе в форме выступления в течение 7–10 минут. После этого присутствующие имеют право задавать вопросы, касающиеся дипломной работы. Студент должен внимательно относиться к вопросам и замечаниям (если они имеются), высказанным присутствующими, поскольку, как правило, подобные вопросы могут иметь место непосредственно на защите. Таким образом, у студента имеется возможность исправить недостатки, уточнить некоторые моменты, которые он упустил из виду при подготовке работы.

На предварительной защите, кроме того, дипломная работа студента проверяется заведующим кафедрой на соответствие требованиям, предъявляемым к оформлению. Если работа удовлетворяет соответствующим требованиям, то заведующий кафедрой ставит свою визу на титульном листе дипломной работы.   

Подготовка выпускником выступления на защите своей дипломной работы. Выступление выпускника на защите имеет большое значение. Оно позволяет ему достойно представить свою работу и защитить ее перед аттестационной комиссией, которой предоставлено право оценить ее результаты. На выступление дипломнику предоставляется 7–10 минут. Структура выступления дипломника на защите такова:

• актуальность темы дипломной работы – это своего рода обоснование необходимости ее исследования в историческом, теоретическом, практическом плане. Оно должно включать наиболее существенное, что определяет ее важность для исследования, и по объему занимать не более 0,3 страницы;

• исследованность проблемы – показать, что она является продолжением или частью исследований, проводимых другими авторами (указать их). Здесь дается краткий анализ того, что было уже сделано предшествующими исследователями, в чем заключалась неразработанность проблемы и что новое, по сравнению с другими, он внес своим исследованием;

• объект и предмет, цель и основные задачи дипломной работы, избранный путь их решения;

• в логической последовательности по главам показывается, что сделано дипломником и что получено в результате исследования. Постепенно обосновываются одно за другим положения, выносимые на защиту;

• делается вывод о степени достижения цели, поставленной в дипломной работе.

Общий объем выступления в страницах определяется индивидуальными особенностями выпускника, скоростью его обычного чтения текста. В целом оно может быть в пределах 5–6 страниц текста через 1,5 интервала.

Непосредственная подготовка к защите включает также подготовку необходимого, по мнению выпускника и его научного руководителя, иллюстративного материала для защиты дипломной работы. В качестве такого материала могут выступать различные информационные материалы, графики, таблицы, схемы. Они выполняются на плакатах, слайдах, компьютерных файлах (материал может преподноситься с помощью мультимедиапроектора). Количество иллюстративного материала, необходимого для оперативной реализации замысла, определяет сам выпускник, предварительно согласовав это с научным руководителем. Иллюстративный материал помогает лучше (достаточно наглядно, полно и оперативно) представить Государственной аттестационной комиссии, что и как конкретно было выполнено в процессе исследовательской работы выпускником, а также какие результаты были получены.

Выпускник готовит и техническое оснащение аудитории, где будет проходить защита его дипломной работы. Обычно выпускники кооперируются для взаимопомощи в процессе подготовки и защиты. Это упрощает деятельность выпускника, снимает излишнюю напряженность перед защитой и помогает каждому более полно сконцентрироваться на главном – защите своей дипломной работы.

Завершается подготовка репетицией дипломником защиты своей дипломной работы. Он проверяет по времени свое выступление, умение пользоваться иллюстративным материалом, состояние техники (если она применяется на защите), взаимодействие с помощниками и другие вопросы, которые могут возникнуть в ходе защиты.

Защита дипломной работы – это заключительный этап деятельности выпускника. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии (закрытая защита может быть, если дипломная работа носит соответствующий характер) с участием не менее двух третей ее состава. Это значит, что на защите дипломной работы могут присутствовать все желающие, и они могут принимать участие в постановке и обсуждении проблем по теме. На защите студенту предоставляется возможность пользоваться своими вспомогательными записями, однако предпочтительным является, конечно, выступление в форме свободного рассказа.

Порядок защиты дипломной работы:

• информация председателя Государственной экзаменационной комиссии о дипломнике (фамилия, имя и отчество), теме его дипломной работы и его научном руководителе;

• выступление дипломника (представление своей дипломной работы) с использованием всего иллюстративного материала, который он подготовил и представил на защиту;

•вопросы к дипломнику и ответы его на них. Вопросы задаются, в первую очередь, членами Государственной экзаменационной комиссии.

Они касаются научного аппарата, содержания, методики разработки, оформления дипломной работы и пр. Затем представляется возможность задать вопросы и всем остальным присутствующим. Так как защита носит открытый характер, то любой присутствующий на ней имеет право задавать вопросы выпускнику, защищающему свою дипломную работу.

Ответы на вопросы должны быть краткими и по существу. Чем короче и предметнее ответ, тем лучше. При этом выпускник вправе использовать все материалы, которые он подготовил к свой защите (черновик своей дипломной работы, специально подготовленные ответы на возможные вопросы, иллюстративный материал, приложение к дипломной работе и др.).

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: