- понимать и осмысливать тему, определять ее границы;
- отбирать необходимый материал;
- располагать материал в нужной последовательности;
- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
- строить речь преднамеренно и произвольно;
- отбирать содержание для своих рассказов, располагать его в определенной последовательности;
- сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений.
3.12.Заполните таблицу:
| Тип речи | Функции связных высказываний | Структура связного высказывания | Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний |
| описание | характеристика предмета в статике | Мягкая, вариативная, перечислительная интонация | Эпитеты, метафоры, сравнения |
| повествование | рассказ о каких-нибудь событиях | Определенная последовательность, | Видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений. |
| рассуждение | Логическое изложение материала в форме доказательства | Тезис, доказательства выдвинутого тезиса, вывод-заключение | Придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в род. Падеже с предлогами от, с, из-за, вводные слова, частица ведь, бессоюзная связь, слова вот, например |
| пересказ | Осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи | Передача готового авторского содержания | Словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи |
| рассказ | Самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания | Монологи разного типа | Допускается терминологическая неточность |
«Беседа как метод обучения диалогической речи».
3.13 Продолжите определение:
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему
В чем состоит ценность беседы?
Взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей.
Что включает в себя содержание беседы?
Программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание должно быть педагогически обосновано, способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.
Исходя из дидактических игр, Е.А.Флерина классифицировала беседы.
Какие три типа бесед она выделила?
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.
Чем определяется тематика бесед?
Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.
«Обучение монологической речи детей в процессе
рассказывания по предметам и игрушкам, по картине».
«Рассказы по игрушкам».
Объясните, почему в основе высказывания детей об игрушках лежит
Непосредственное восприятие игрушки?
Оно оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться.
Кем была разработана методика обучения рассказывания по игрушкам? В чьих исследованиях и методических разработках были внесены уточнения в методику обучения?
Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.






