- понимать и осмысливать тему, определять ее границы;
- отбирать необходимый материал;
- располагать материал в нужной последовательности;
- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
- строить речь преднамеренно и произвольно;
- отбирать содержание для своих рассказов, располагать его в определенной последовательности;
- сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений.
3.12.Заполните таблицу:
Тип речи | Функции связных высказываний | Структура связного высказывания | Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний |
описание | характеристика предмета в статике | Мягкая, вариативная, перечислительная интонация | Эпитеты, метафоры, сравнения |
повествование | рассказ о каких-нибудь событиях | Определенная последовательность, | Видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений. |
рассуждение | Логическое изложение материала в форме доказательства | Тезис, доказательства выдвинутого тезиса, вывод-заключение | Придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в род. Падеже с предлогами от, с, из-за, вводные слова, частица ведь, бессоюзная связь, слова вот, например |
пересказ | Осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи | Передача готового авторского содержания | Словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи |
рассказ | Самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания | Монологи разного типа | Допускается терминологическая неточность |
|
|
«Беседа как метод обучения диалогической речи».
3.13 Продолжите определение:
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему
В чем состоит ценность беседы?
Взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей.
Что включает в себя содержание беседы?
Программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание должно быть педагогически обосновано, способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.
|
|
Исходя из дидактических игр, Е.А.Флерина классифицировала беседы.
Какие три типа бесед она выделила?
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.
Чем определяется тематика бесед?
Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.
«Обучение монологической речи детей в процессе
рассказывания по предметам и игрушкам, по картине».
«Рассказы по игрушкам».
Объясните, почему в основе высказывания детей об игрушках лежит
Непосредственное восприятие игрушки?
Оно оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться.
Кем была разработана методика обучения рассказывания по игрушкам? В чьих исследованиях и методических разработках были внесены уточнения в методику обучения?
Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.