Какие умения необходимы для достижения связной речи?

- понимать и осмысливать тему, определять ее границы;

- отбирать необходимый материал;

- располагать мате­риал в нужной последовательности;

- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;

- строить речь преднамеренно и произвольно;

- отбирать содержание для своих рассказов, распо­лагать его в определенной последовательности;

- сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений.

3.12.Заполните таблицу:

Тип речи Функции связных высказываний   Структура связного высказывания   Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний
описание характеристика предмета в статике Мягкая, вариативная, перечислительная интонация Эпитеты, метафоры, сравнения
повествование рассказ о каких-нибудь событиях Определенная последовательность, Видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений.
рассуждение Логическое изложение материала в форме доказательства Тезис, доказательства выдвинутого тезиса, вывод-заключение Придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в род. Падеже с предлогами от, с, из-за, вводные слова, частица ведь, бессоюзная связь, слова вот, например
пересказ Осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи Передача готового авторского содержания Словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи
рассказ Самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания Монологи разного типа Допускается терминологическая неточность

 

«Беседа как метод обучения диалогической речи».

3.13 Продолжите определение:

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выб­ранную тему

В чем состоит ценность беседы?

Взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую сту­пень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок дол­жен припоминать, анализировать, сравнивать, высказы­вать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диа­логические и монологические формы связной речи, и преж­де всего речи разговорной: умения слушать и понимать со­беседника, давать понятные ответы на поставленные воп­росы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей.

Что включает в себя содержание беседы?

Программный мате­риал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бы­том и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаи­мопомощь, друзья). Содержание должно быть педагоги­чески обосновано, способствовать решению задач все­стороннего воспитания, доступно, психологически близ­ко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринуж­денно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

Исходя из дидактических игр, Е.А.Флерина классифицировала беседы.

Какие три типа бесед она выделила?

1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид дея­тельности.

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблю­дениям детей.

3. Беседа заключительная, уточняющая и рас­ширяющая опыт детей.

Каждая из названных бесед своеоб­разна по целевой установке и методу. В основу этой класси­фикации положено взаимодействие между детским опы­том и выражением его в речи.

Чем определяется тематика бесед?

Тематика бесед определяется конкретными зада­чами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в про­цессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим ок­ружением.

«Обучение монологической речи детей в процессе

рассказывания по предметам и игрушкам, по картине».

«Рассказы по игрушкам».

Объясните, почему в основе высказывания детей об игрушках лежит

Непосредственное восприятие игрушки?

Оно оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательно­сти. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка со­здает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызыва­ет положительные эмоции, желание высказаться.

Кем была разработана методика обучения рассказывания по игрушкам? В чьих исследованиях и методических разработках были внесены уточнения в методику обучения?

Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследова­ния и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточне­ния в методику обучения, сохранив суть прежней системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: