Формы и методы словарной работы в младшей группе

1. Осмотр помещения.

 2. Целевые прогулки.

 3. Занятие по ознакомлению с предметным миром

 4. Занятия с образными игрушками

 5. Хороводные игры

 6. Рассматривание картин

 7. Ознакомление с художественной литературой.

 8. Проведение словарных упражнений.

Особенности в речи детей. Дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой» - открой, «сото» - высоко), а при стечении согласных -один звук («камейка» - скамейка, «тул» - стул); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» - стаканчик). У детей часто отсутствуют правильные наименования предметов. Ребенок заменяет их другими: вместо полка (в шкафу) – «вешалка», «доска», «наверху ящик», «для одежды стол», «одежду сюда класть»; «присваивает имя предмету: вместо бретели – «полоски», «лента», вместо вешалка – «гвоздик», вместо носик у чайника – «краник». Наличие лепетных слов («би-би», «бай-бай»). Иногда дети выражают свои желания одним словом. В слове платье выражается просьба надеть платье, в слове салфетка – просьба заправить салфетку.

Целенаправленная работа по развитию словаря включает ряд этапов: обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.

Основные методические требования к проведению занятий следующие:

 · широкое использование игровых приемов – сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиски, игровые действия, игровые атрибуты и др.;

 ·  сюжетный характер игр-занятий;

 · рассматривание предмета, его деталей;

 ·  многократное называние воспитателем предметов, действий в моменты сосредоточения внимания ребенка;

 ·  активное подражание детей речевому образцу;

 · использование вопросов, предполагающих ответ действием;

 ·  формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;

 ·  чередование игровых действий с речевыми;

 ·  активные действия детей по обследованию предмета (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухового и других анализаторов;

 · сравнение предметов по их внешнему виду;

 · постепенное формирование целостного представления о предмете, его назначении, строении, материале, из которого он изготовлен.

 

 «Формирование грамматического строя речи»

Темы:

«Грамматический строй родного языка, значение для речевого развития

детей»

«Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка»

«Пути формирования ГСР у детей»

«Диагностика уровня речевого развития детей»

Студент при прохождении темы должен усвоить:

Понятие «грамота», и ее значение

Особенности усвоения ГСР детьми

Определять периоды формирования ГСР

Должен знать причины и устранение грамматических ошибок

Знать методы и приемы по формированию ГСР

Должен составлять диагностику по ГСР

Литература основная:

1. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Д/в № 9, 1993г.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М., 1981г.

3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // вопросы изучения детской речи. –М., 1961. – Ч.II. –Гл.XII. -.459-467

4. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М., 2006г.

5. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматической правильности речи // Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца,Т.А.Марковой. –М., 1976.

6. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина. –М., 1984. – С.105-123

7. Тамбовцева яяяяяяяА.Г. Формирование структуры предложений (средний дошкольный возраст) //Д/в №2, 1987г.

8. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Д/в № 2, № 3, 1988г.

9. Ядэшко В.И. развитие речи детей от трех до пяти лет. –М., 1966г

Литература дополнительная:

1. Калмыкова Л. Работа по формированию грамматического строя речи // Д/в «1, 1982.

2. Лямина Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких // Д/в № 8, 1968г.

3. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. _М., 1986г. –С.93-95

4. Федоренко Д.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного

возраста. – М., 1984.

5. Эльконин Д.Б. Развитие речи //Психология детей дошкольного возраста. – М., 1974г.

 «Грамматический строй родного языка, значение для речевого

развития детей».

5.1 Продолжите определения:

Грамматика – это

 отдел языкознания, занимающийся изучением строения языка, его форм и законов их изменений и выработкой правил употребления языка

Морфология – это

  раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры

Словообразование - это

процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, — соединение основ с аффиксами (рус. "стол-ик", "за-столь-н-ый"), соединение нескольких основ (рус. "узкоколейный", "громкоговоритель"; см. Словосложение), перевод основ из одного класса в другой ("руль — рулить", "золото — золотой"), чередования в составе основы ("глухой — глушь") и др.; вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и формальной связанностью с исходной единицей

Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Является составной частью грамматики. Исследуемые в рамках синтаксиса вопросы тесно соприкасаются с областью изучения морфологии

5.2 В чем состоит значение ГСР?

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

 Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

 

5.3 Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее

развитие ребенка, почему?

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными» (Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку//Избр.пед.соч. – М., 1954. – Т.2. – С.693.)

  Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

5.4 Формирование грамматического строя происходит успешно при условии «правильной организации предметной деятельности» - докажите это высказывание. Приведите примеры.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Рекомендуется организовывать с детьми игры и игровые упражнения, в которых дети имели бы возможность научиться правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их в роде, числе, падеже. Такие игры и упражнения призваны, прежде всего, активизировать поисковую деятельность ребенка, воспитывать чуткость к языковой форме, развивать чувство языка. Упражнений не должно быть много, чтобы не подчинять общение узко-дидактическим задачам. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

 

«Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка».

5.5 Почему процесс усвоения ребѐнком грамматического строя сложный и связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга?

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам

В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.

То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др.

 

5.6 Отметьте возрастные особенности овладения синтаксической стороной речи.

Данные об особенностях овладения синтаксической стороной речи имеются в работах Н. А. Рыбникова, А. Н. Гвоздева, А. М. Леушиной, В. И. Ядэшко.

 На первых порах появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия (дай, папа, на). Слово дополняется мимикой, жестами, действиями и представляет по существу целую законченную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. По данным Н. П. Серебренниковой, переход к предложению возможен при условии, если ребенок накопил 40 – 60 слов.

 В период от 1 г. 8 мес. до 1 г. 10 мес. появляются двухсловные предложения (неполные простые), представляющие сознательную конструкцию, где каждое слово обозначает предмет или действие. К двум годам наблюдаются трехи четырехсловные предложения – начало овладения простым распространенным предложением. Около 1 г. 9 мес. появляются предложения с однородными членами. Наивысшей точки употребления простых распространенных предложений ребенок достигает в пять с половиной лет.

 Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 г. 9 мес., с двух-трех лет – наблюдаются сложные предложения с союзами. Обычно сложное предложение включает в себя два простых. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются параллельно.

 Вначале дети пользуются простыми по структуре предложениями, впоследствии усваивают более сложные конструкции. Наличие сложных предложений свидетельствует об усложняющихся связях (причинных, временных и др.) между отдельными представлениями.

 Дети четвертого года жизни в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. Структура употребляемых ими предложений проста, общее количество невелико и мало увеличивается с возрастом: на четвертом году – 8%, на пятом – 11%, на шестом – 17% (данные В. И. Ядэшко). В достаточной степени легко дети пользуются сложносочиненными предложениями: Мы с бабушкой дома остались, а они поехали по своим делам (4 г. 5 мес.). Более распространенными, с однородными членами, становятся предложения, входящие в состав сложного: Он уснул у реки, а коза пришла, разрезала волку брюхо, потом положила кирпичи и зашила (4 г. 9 мес.).

 Содержание и форма сложноподчиненных предложений на пятом году жизни усложняются. Используются придаточные предложения времени, причины (Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной), места (Где машины военные были, там был салют).

 Редко встречаются предложения: с придаточными определительными: Далеко-далеко стояли пушки закрытые, которые салют пускали (5 лет); с придаточными условными: Если съесть, Маша будет плакать (4 г. 4 мес.); с придаточными цели: Идите в лес и принесите травки, чтоб она у вас была живая (5 лет).

 В старшем возрасте дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами: Она бросила иголку, а не воткнула.

 

5.7 Отметьте и раскройте основные периоды формирования грамматического

строя русского языка.

А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренниковой, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследования особенностей развития грамматического строя речи у детей.

«Пути формирования ГСР у детей».

5.8 Чем определяются пути формирования ГСР? Перечислите их.

Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок.

Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учета их при выборе методов и приемов работы.

 

5.9 Какими факторами определяются грамматические ошибки дошкольников?

Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:

 1. общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

 2. трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;

 3. запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;

 4. неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);

 5. педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. В русском языке, что уже отмечалось выше, много нетипичных форм, т.е. исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются.

 Наиболее типичные ошибки описаны в учебных и методических пособиях О.И. Соловьевой, А. М. Бородич, Л. П. Федоренко и других. Приведем некоторые примеры морфологических ошибок в речи детей.

 1. Неправильные окончания имен существительных,

 ·    родительный падеж, множественное число: с окончанием –ей - карандашов, дверёв, ежов,этажов; с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;

 ·    родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;

 ·    винительный падеж одушевленных и неодушевленных имен существительных:

 Папа подарил мне слонёночек, Сережа поймал сом;

 1. предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;

 2. Склонение несклоняемых имен существительных: на палъте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

 3. Образование множественного числа существительных, обозначаю щих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.

 4. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.

 5. Образование глагольных форм.

 2. повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скани),

 3. изменение основы глагола: искать – искаю (ищу), плескать – плескаю (плещу), плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу),

 4. спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят).

 6. Неправильная форма причастий: сломатая, оборватая, сошитая;

 7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,

 8. Окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;

 9. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим.

 

 У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки: «одень» вместо надень, «раздень» вместо сними; я «надетый»; «Бегим», Коля уже «побег». Мы ходим за «ягодам» и «грибам».

 Чаще всего эти погрешности вызваны особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих.

 Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

5.10 Охарактеризуйте пути формирования ГСР.

Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

 В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь воспитателя неряшлива, если он может позволить себе сказать «Чего ты делаешь?» или «Не залазь на горку», – даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога.

 Е. И. Тихеева, требуя абсолютной грамотности воспитателя, призывала к повышению культуры речи всех окружающих ребенка людей.

 Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только детей, но и родителей. Можно познакомить их с морфологическими ошибками ребенка («зажгал» вместо зажег, «мышов» вместо мышей), посоветовать, как от них избавиться. В случае необходимости полезно поговорить об особенностях речи родителей, так как нередки случаи нарушения ими грамматических норм («екай», «не трожъ» и др.). Следует шире использовать художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного и народного языка. Итак, можно найти много способов создания культурной речевой среды.

 Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

 

5.11 Перечислите этапы усвоения грамматических средств.

В усвоении грамматических средств и способов языка можно выделить несколько этапов.

Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много).

Далее – использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих.

Более сложная задача – самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со словоформой котята).

И наконец, более трудная задача – оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать (А. Г. Арушанова).

 

5.12 Раскройте содержание занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам.

Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделить следующие:

1. Специальные занятия, основное содержание которых – формирование грамматически правильной речи. Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений.

 2. Часть занятия по методике развития речи.

· Грамматические упражнения проводятся на материале занятия.

Например, в младшей группе в процессе рассматривания картины «Кошка с котятами» можно: упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка не видно лап); предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок? Что делает рыжий котенок?»).

· Грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанной с его программным содержанием, например упражнения на согласование существительного и прилагательного в роде и числе, словообразовательные и др.

Так, детям предлагается ответить на вопросы: Большой, деревянный, красивый. Это дом или домишко? Как можно сказать про домишко?

Широкая, глубокая, судоходная. Это река или ручей?

Река глубокая, а море еще... (глубже).

Озеро большое, а море еще… (больше).

Река маленькая, а ручей еще… (меньше).

На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения постоянно представляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм.

В процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных: пять карандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей; определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже; сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные: шесть больше пяти, пять меньше шести.

При ознакомлении с природой дети упражняются: в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного: осенью дни короче, ночи – длиннее; зимой – самые короткие дни, самые длинные ночи; в употреблении глаголов: весной – день удлиняется, ночь укорачивается; осенью – листья опадают, трава вянет; весной – набухают почки, распускаются листья, зацветают цветы.

 

5.13 Перечислите и раскройте методы и приѐмы формирования грамматически правильной речи.

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.

Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

 Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы».

У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.)

Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.)

Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?

И т.д.

Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

–Зайка сядет на стул, Мишка – в кресло, Маша – на диван. И т.д.

Основные педагогические требования к этому методу аналогичны тем, которые предъявляются и к дидактическим играм.

Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования. Большое значение логическим упражнениям в школьном обучении придавал К. Д. Ушинский. Он справедливо считал, что упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики.

Ушинским разработаны образцы таких упражнений для «первоначального учения родному языку». Приведем примеры.

Словообразование: гнездо птицы, или птичье гнездо, хвост лошади, или., хвост лисицы, или., верность собаки, или., лапка лягушки, или., лапа медведя, или.

Морфология:

·    железо тяжело, но свинец еще тяжелее, лошадь высока, но верблюд еще. (выше), белка хитра, но лисица еще. (хитрее), месяц светит ярко, а солнце еще (ярче), груша сладка, а мед еще.;

·    свои глаза. Дороже алмаза (что?). Я не отдам ни за что (чего?).

Трудно не верить (чему?). Берегите пуще всего (что?). Мы видим и небо, и землю (чем?). Кто же заботится (о чем?).

Синтаксис:

·    копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как? Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому?

·    собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что?

Ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?

Е. И. Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи дошкольников, в том числе и для развития ее синтаксической стороны: на распространение предложений, на добавление придаточных предложений и др.

В современных методических и учебных пособиях предлагаются грамматические упражнения для всех возрастных групп.

Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.

Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.

Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:

·    ехать – приезжай, макать – маши, искать – ищи;

·    снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – куклу;

·    надеть (что?) – шапку, но одеть (кого?) – мальчика.

Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

Сравнение двух форм (чулок – носок; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.

В морфологии, синтаксисе и словообразовании используются типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. В словообразовании, например, используется прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара». В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы.

 

5.14 Как вы считаете, почему формирование ориентировки в звуковой форме слова является важным условием усвоения ребѐнком грамматического строя языка?

Анализ формирования согласования в процессе обучения по второму способу показал, что у детей довольно быстро появляется ориентировка на звуковую форму слова. Появление такой ориентировки приводит к тому, что дети приходят к правильному согласованию, минуя первые из установленных ступеней его формирования. В свете фактов, полученных М.И.Поповой, формирование и генерализация стереотипов с преобладанием согласования в женском или мужском роде свидетельствуют об отсутствии дифференцированной ориентировки на звуковую форму слова. Установление таких стереотипов в ходе стихийно идущего процесса общения является тормозом для формирования ориентировки на звуковую форму слова.

Главным итогом исследования М.И.Поповой является установление того, что важнейшим условием усвоения ребенком грамматического строя языка является формирование ориентировки в звуковой форме слова. В свою очередь важным условием формирования ориентировки на звуковую форму слова является такая организация деятельности ребенка со словами, при которой ориентировка входит в качестве одного из решающих звеньев, определяющих успех всей деятельности. Не менее важным является установление того факта, что простое упражнение и накапливание опыта может не приводить к положительному результату.

 

 «Диагностика уровня речевого развития детей».

5.15 Составьте диагностику по уровню речевого развития детей по вашей возрастной группе.

Укажите: задание, цель, материал, критерии оценки, инструкцию к проведению, сводную таблицу уровня развития.

 ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

 МЛАДШАЯ ГРУППА

 1. Покажи картинки на которых нарисованы «Игрушки», «Посуда».

 Цель: выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, предметы; понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

 Материал: картинки с изображением: игрушек – кукла, машина, барабан и т.д. Посуды - чашка, тарелка, кастрюля, и т.д.

 Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

              допускает 1 ошибку – 2 балла

              допускает 2 и более ошибок – 1 балл

 

 2. Что делает девочка? /мама, мальчик и.т.д./

 Цель: определить объем глагольного словаря; умение правильно называть действия.

 Материал: картинки

 Критерии: ребенок правильно называет действия – 3 балла

              допускает одну ошибку – 2 балла

              допускает 2 и более ошибки – 1 балл

 

 3. Покажи на картинках: чашка - чашки, гриб – грибы, кукла - куклы, мяч - мячи.

 Цель: Определение понимания форм единственного и множественного числа существительных.

 Материал: картинки с изображением названных предметов

 Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

              допускает небольшое количество ошибок – 2 балла

              много ошибок – 1 балл

 

 4.Положи мячик в коробку, на стол, под стол, за коробку.

 Цель: определение понимания предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

 Материал: картинки

 Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла

              допускает одну ошибку – 2 балла

              допускает 2 ошибки – 1 балл

 

 5.Назови у кого что?

 Цель: Определить умение употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога.

Это хвост кого? – Лисы.

Это сумка кого? – Мамы.

Это машина кого? – Мальчика.

Это уши кого? – Зайца.

 Материал: картинки

 Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла

                допускает одну ошибку – 2 балла

                допускает 2 ошибки – 1 балл

 

 6.Назови ласково: дом - …., мяч - …., руки - …., кукла - ….

 Цель: Определить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и употреблять их в речи..

 Материал: картинки

 Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – 3 балла

              допускает одну ошибку – 2 балла

              допускает две и белее ошибок – 1 балл

 

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок, подобранный к данному вопросу. 

 1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.

 2. Предложить ребенку назвать по картинкам кто что делает.

 3. Ребенку предлагается назвать предмет в единственном и множественном числе по данным картинкам.

 4. Предложить ребенку выполнить поручения по речевой инструкции..

 5. Ребенку предлагается определить, кому что принадлежит.

 6. Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы ласково.

 

Итоговая оценка:

                         14– 18 баллов – высокий уровень

                         10 – 14 баллов - средний уровень

                         9 и менее баллов – низкий уровень

 

 «Методика воспитания звуковой культуры речи»

Темы:

«Понятие звуковой культуры речи, значение»

«Особенности усвоения ЗКР дошкольниками»

 «Этапы обучения правильному звукопроизношению»

«Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР»

«Методы и приемы обучения ЗКР»

«Диагностика по ЗКР в разных возрастных возрастах»

Студент при прохождении темы должен усвоить:

Понятие ЗКР

Должен выделять разделы по ЗКР

Определять значение ЗКР

Знать особенности ЗКР в разных возрастных группах

Определять причины речевых нарушений

Определять этапы обучения ЗКР

Выделять методы и приемы по обучению ЗКР

Должен составлять диагностику по ЗКР

Литература основная:

1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте. //Развитие речи и речевого общения дошкольников. –М., 1995.

2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка

//Вопросы изучения детской речи. –М.. 1961.

3. Максаков А.И. Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи //Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина. –М., 1984.

4. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. –М., 1968.

5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –М., 1994г.

8. Эльконин Д.Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте

//Психология детей дошкольного возраста. –М., 1964.

Литература дополнительная:

1. Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка// вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. –М., 1987.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М., 2006.

4. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. – М., 1983

 

«Понятие звуковой культуры речи, значение».

6.1 Продолжите определение:

ЗКР – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: