Задачи работы по развитию словаря

4.10 Выберете правильный ответ:

«В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой и М.М. Кониной»

4.11.Заполните схему:

задача характеристика
Обогащение словаря новыми словами Происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).  
Закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми, важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.  

 

4.12 Раскройте содержание словарной работы.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной. Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.

«Общие вопросы методики словарной работы».

4.13 Назовите принципы словарной работы. Что они определяют?

1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

4.14 Назовите две группы методов. Что включают в себя эти методы?

Методы накопле­ния содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, раз­витие его смысловой стороны. Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, ос­мотры помещения детского сада, целевые прогулки и экс­курсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малозна­комым содержанием, чтение художественных произведений показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

 

«Методика словарной работы в разных возрастных группах».

4.15 Ответьте на вопросы в соответствии со своей возрастной группой ДОУ.

Дети младшего школьного возраста.

-Какие задачи ставятся в словарной работе в данной возрастной группе?

-Укажите, особенности есть в речи детей данной группы (приведите примеры)

-Выделите основные этапы работы.

-Выделите требование, предъявляемые к занятию.

Задачи. 1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и т.д.)

2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на 2 категории: пассивный словарь (слова, которые дети понимают, но не употребляют в своей речи) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, при всяком подходящем случае употребляет в речи). Новое слово войдет в активный словарь в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: