Почему воспитание ЗКР является одной из важнейших задач развития речи в ДОУ?

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

6.3. Заполните схему:

 

  Характеристика
формирование правильного звукопроизношения и слово- произношения, для этого необходимо развитие речевого слу­ха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппа­рата;  
воспитание орфоэпически правильной речи умение говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую сис­тему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии вхо­дит не только произношение, но и ударение, т. е. специ­фическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударе­ния;
формирование выразительности речи владение сред­ствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естествен­ной выразительностью речи, но нуждается в обучении про­извольной, осознанной выразительности при чтении сти­хов, пересказе, рассказывании;
выработка дикции  отчетливого, внятного произноше­ния каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
воспитание культуры речевого общения как части эти­кета.  

 

Составьте схему в которой будут отражены разделы по ЗКР?

 

культура речепроизношения речевой слух
развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

 

Как вы считаете, что в первую очередь важно усвоить детям, линейные

Звуковые единицы или просодемы? Ответ обоснуйте.

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

 Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

 Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуковое словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

Раскройте задачи по ЗКР.

1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

 2.     воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

 3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

 4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

 5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.

 

 «Особенности усвоения ЗКР дошкольниками».

6.7 Выберите правильный вариант ответа:

 «В педагогической и психологической литературе процесс овладения со звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста описан достаточно полно в работах…»

1 Д.Б. Эльконина

2 А.Н. Гвоздева

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: