Развитие слухового внимания.
Искажения звуков и слов (сокращения слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры. Очень полезно слушать музыку, а старшим ребятам детские радиопередачи.
2. Артикуляционная гимнастика.
Одновременно с развитием слухового внимания необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесени как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Выбор артикуляционных упражнений зависит от характера дефекта произношения. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении и необходимые для заданного звука. Нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.