В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.
Объяснение незнакомых слов — обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная — деревяннная, горница — комната)-, употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» — при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.
7.14 Заполните таблицу:
Возрастная группа | Воспитательные | Образовательные | Навыки |
младшая | Воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации | Умение сосредотачивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Учить четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания. | Совместное слушание, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. |
средняя | Углубление работы по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремлению эмоционально откликаться на описанные события | Умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества | Небольшой анализ произведения, беседа о прочитанном. Отвечать на вопросы о прочитанном. |
старшая | Осознанно относиться к авторскому слову. | Устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Понимание идеи произведения, поступков героев, мотивы поведения, замечают особенности языка, образную речь |
Составьте конспект занятия по ознакомлению детей с русской народной сказкой. Возрастная группа на выбор студента.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Как вы считаете, что важно в дошкольном возрасте при заучивании стихотворений, точно передавать содержание произведения или учить воспринимать и оценивать и воспитывать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус? Свой ответ обоснуйте.
В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Какие задачи ставятся при работе с заучиванием стихотворений?
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2. Учить детей читать стихи выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму. Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем — его выразительного чтения.