При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:
1. Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.
2. Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.
При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.
Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.
Каким образом должен быть организован уголок самостоятельной художественно- речевой деятельности детей?
К устройству уголка предъявляется ряд требований:
|
|
— удобное расположение — спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
— хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
— эстетичность оформления — уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет какого- либо писателя, предметы народно-прикладного искусства;
— в уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы;
— Необходима периодическая сменяемость материала (л тература, картины, портреты) и связь с воспитатель^: образовательной работой в группе.
Составьте диагностику по ознакомлению детей с художественной литературой. Укажите: задание, цель, материал, критерии оценки, инструкцию к проведению, сводную таблицу уровня развития.
Года
Критерий | Материал: | Методика проведения | ||
Слушает новые сказки, рассказы, стихотворения, следит за развитием сюжета, сопереживает героям произведения | Литературное произведение из списка, предложенного программой для чтения детям. | Ребенку читают небольшое литературное произведение и задают примерно следующие вопросы: «Понравилось ли тебе это произведение? Кто из героев тебе понравился больше? Почему? Что случилось потом? Зачем герой так поступил? Вспомни, как герой говорил?»
| ||
Объясняет поступки персонажей и последствия этих поступков | ||||
Повторяет наиболее интересные, выразительные слова из прочитанного произведения | ||||
Договаривает слова и несложные для воспроизведения фразы | ||||
Читает наизусть потешки и небольшие стихотворения | Ребенка просят вспомнить и прочесть любимые потешки и стихотворения |
Шкала оценок:
3 балла - выполняет задание самостоятельно, творчески подходит к выполнению задания, проявляет дружелюбие.
2 балла - выполняет задание с помощью воспитателя, допускает ошибки, с помощью воспитателя поправляет себя
1 балл - допускает ошибки, затрудняется выполнить задания.
0 баллов - не выполняет задание, отказывается выполнить задание.
Уровень | Кол-во баллов | Характеристика |
Высокий | от 13 до 15 б. | - ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы; - рассказывает содержание произведения; - называет произведение, прослушав отрывок из него; - читает небольшие стихотворения наизусть при минимальной помощи взрослого. |
Средний | от 8 до 12 б. | - ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы; - с опорой на рисунки в книге или вопросы взрослого рассказывает содержание произведения; - называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него: читает небольшое стих-ие наизусть при минимальной помощи взрослого. |
Низкий | от 0 до 7 б. | - ребенок заинтересованно слушает знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы; - с опорой на рисунки в книге или вопросы взрослого рассказывает содержание произведения; - называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него; читает небольшое стихотворение наизусть при минимальной помощи взрослого. |
Лет
Критерий | Материал: | Методика проведения | |
Перечисляет названия любимых сказок | Литературное произведение из списка, предложенного программой для чтения детям.
| Ребенка просят перечислить названия любимых сказок Ребенка просят вспомнить и прочесть любимые стихотворения |