Методические требования к заучиванию стихов.
1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
2. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует разделить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
|
|
4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым — приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
5. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.
7.19. Заполните таблицу:
Возрастная группа | Особенности заучивания стихотворений | Подбор произведений | Методы и приемы |
Младшая | Момент игрового действия, игровые приемы, не ставится задача запомнить стихотворение. | Коротенькие потешки и стихи, понятное содержание, простая композиция, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. (Барто, Благинина) | Несколько раз повторяет текст, пользуясь разными приемами, чтение дополняется игровыми действиями детей. Чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, рассматривание игрушек, картинок. |
Средняя | Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить. Обращать внимание детей на худ. образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты; довести до ребенка понимание смысла. | Более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Благинина, Маршак и др.) | Чтение текста 2-3 раза. Может предварительно предупредить детей, чтобы они постарались запомнить. Игровые приемы, наглядный материал. |
Старшая | Совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. | Достаточно сложные по содержанию и худ. средствам стихи)Пушкин, Суриков, Благинина, Серова и др.) | Помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картинки природы или обстоятельства, которым посвящены стихи. |
7.20.Составьте конспект занятия по заучиванию стихотворения. Возрастная группа на выбор студента.
|
|
Программное содержание:
1.Учить детей интонационно выразительно читать наизусть стихотворение, замечать шутливый тон стихотворения.
2.Закреплять навыки узнавания вопросительных предложений в стихотворении. Упражнять детей в их произношении.
3.Формировать навыки восприятия логического ударения.
4. Развивать речевое дыхание.
5.. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление.
6. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
7.Воспитывать эмоционально положительное отношение детей к театрализованной деятельности
Словарная работа: налет, обвал, боты.
Предварительная работа:
1. Игры и упражнения на определение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений; знаков: точка, восклицательный и вопросительный; на определение тембровой окраски голоса(грустно, весело, зло, испуганно, удивленно); на формирование навыков восприятия логического ударения.
2. Разучивание стихотворения Г. Сапгира «Дважды два» с движениями. (Физминутка), стихов Э. Успенского.
3.Разучивание артикуляционной гимнастики «У бабушки в гостях»
4. Игра «Разговор без слов», на умение выражать чувства только мимикой.
Ход занятия:
Сегодня, ребята, мы поговорим о ваших играх. Но прежде, давайте подготовим наш речевой аппарат к работе с помощью гимнастики
«У бабушки в гостях»
Толстые внуки приехали в гости. (надуть щеки)
С ними худые - лишь кожа да кости. (втянуть щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись. (губы вперед)
Утром проснулись, в улыбочку губы,
Чистили мы свои верхние зубы, (имитируем чистку)
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губы сожмем мы и рот прополощем. (поочередное надувание щек)
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с выпусканием через губы-трубочки)
Блюдца поставим - положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе)
Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуем язык)
Блинчик с вареньем малиновым, вкусным (облизываем губы).
Дети садятся на стульчики.
Ребята, к вам в гости часто приходят друзья или вы сами ходите в гости к друзьям. А в какие игры вы играете? (Ответы детей)
А всегда ли после ваших игр остается порядок?
Как мама относится к вашему беспорядку? С чем она сравнивает его?
Какое было настроение, когда мама видела ваш беспорядок?
Выходите, поиграем: на стихотворение «Дважды два» Г. Сапгир
Две руки у тебя,
Две руки у меня
И, конечно, получилась
В нашей комнате возня.
Две ноги у тебя,
Две ноги у меня
И, конечно, получилась
В коридоре беготня.
По два глаза у тебя,
У тебя и у меня.
Солнце мы нарисовали,
И деревья, и коня!
Почему у нас всегда
Шум и смех в квартире?
Потому что мы- друзья,
Как дважды два-четыре!
А хотите, ребята, я вам прочитаю стихотворение о том, как играли другие дети? Написал его Э. Успенский.
А какие ещё его произведения вы знаете? («Про Веру и Анфису», «Чебурашка и крокодил Гена», «Простоквашино», «Тигр вышел погулять» и др.) Стихотворение, которое мы будем учить называется «Все в порядке» (чтение стихотворения)
|
|
В нем есть такие слова: «был на квартиру налет» как вы их понимаете? Да, подразумевается бандитский налет…
А как вы понимаете слово «обвал»?(объяснение слов)
Скажите, стихотворение серьезное или шутливое, грустное или веселое?
Почему весёлое? А как вы думаете, маме тоже было весело, когда она с работы пришла? Почему?
Я прочитаю вам стихотворение ещё раз, а вы запомните, какие строчки я читаю медленно, почему? Чтение стихотворения с выставлением картинок
Я вам буду задавать вопросы, а вы постарайтесь отвечать строчками из стихотворения!
-Откуда приходит мама?
-Что снимает мама?
-Куда проходит мама?
-Куда глядит мама?
Ребята, а что мама делает потом? (Задает вопросы своему ребенку)
Игра «Задай вопрос» Я буду говорить вам фразу, а вы менять её с помощью вопроса(как мама):
-Был на квартиру налет…
-К нам заходил бегемот…
-Может быть дом не наш…
-Может не наш этаж…
-Значит это не обвал…
-Слон у нас не танцевал…
Молодцы, очень хорошо вы справились с моим заданием!
А теперь Ульяна, улыбнется и (как мама) порадуется:
-Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась!
Ребята, это стихотворение знает Даша и сейчас выразительно его вам расскажет.
(Даша читает - дети оценивают её чтение). А сейчас я ещё раз его вам прочту, а вы запоминайте!
Чтение стихотворения 3-мя детьми. Предложить по ролям чтение. (Ещё двое).
Оценка каждого чтеца.
А сейчас я предлагаю конкурс на лучшего чтеца стихов Э. Успенского. Каждый из ребят выучил его шуточное стихотворение и нужно прочитать его очень выразительно с помощью голоса, выражения лица, мимики и жестов. И так начинаем! Чтение стихов:
«Тигр вышел погулять»; «Кошка»;
«Лягушка»; «Картинка»; «Загадка про конфеты».
Мне очень понравилось, как вы читали стихи.(дать оценку чтению стихов детьми)
«Использование художественной литературы вне занятий».