double arrow

Какие методические требования предъявляются к заучиванию стихов?

 Методические требования к заучиванию стихов.

1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как иска­жается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

2. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует разделить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индиви­дуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Зас­тенчивым — приятно услышать свое имя в потешке, поста­вить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

5. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в по­вседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потреб­ность слушать и запоминать.

7.19. Заполните таблицу:

Возрастная группа Особенности заучивания стихотворений Подбор произведений Методы и приемы
Младшая Момент игрового действия, игровые приемы, не ставится задача запомнить стихотворение. Коротенькие потешки и стихи, понятное содержание, простая композиция, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. (Барто, Благинина) Несколько раз повторяет текст, пользуясь разными приемами, чтение дополняется игровыми действиями детей. Чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, рассматривание игрушек, картинок.
Средняя Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить. Обращать внимание детей на худ. образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты; довести до ребенка понимание смысла. Более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Благинина, Маршак и др.)  Чтение текста 2-3 раза. Может предварительно предупредить детей, чтобы они постарались запомнить. Игровые приемы, наглядный материал.
Старшая Совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Достаточно сложные по содержанию и худ. средствам стихи)Пушкин, Суриков, Благинина, Серова и др.) Помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картинки природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

7.20.Составьте конспект занятия по заучиванию стихотворения. Возрастная группа на выбор студента.

Программное содержание:

 1.Учить детей интонационно выразительно читать наизусть стихотворение, замечать шутливый тон стихотворения.

 2.Закреплять навыки узнавания вопросительных предложений в стихотворении. Упражнять детей в их произношении.

 3.Формировать навыки восприятия логического ударения.

 4. Развивать речевое дыхание.

 5.. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление.

 6. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

 7.Воспитывать эмоционально положительное отношение детей к театрализованной деятельности

 Словарная работа: налет, обвал, боты.

 Предварительная работа:

 1. Игры и упражнения на определение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений; знаков: точка, восклицательный и вопросительный; на определение тембровой окраски голоса(грустно, весело, зло, испуганно, удивленно); на формирование навыков восприятия логического ударения.

 2. Разучивание стихотворения Г. Сапгира «Дважды два» с движениями. (Физминутка), стихов Э. Успенского.

 3.Разучивание артикуляционной гимнастики «У бабушки в гостях»

 4. Игра «Разговор без слов», на умение выражать чувства только мимикой.

 Ход занятия:

 Сегодня, ребята, мы поговорим о ваших играх. Но прежде, давайте подготовим наш речевой аппарат к работе с помощью гимнастики

 «У бабушки в гостях»

 Толстые внуки приехали в гости. (надуть щеки)

 С ними худые - лишь кожа да кости. (втянуть щеки)

 Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (широкая улыбка)

 Поцеловать они всех потянулись. (губы вперед)

 Утром проснулись, в улыбочку губы,

 Чистили мы свои верхние зубы, (имитируем чистку)

 Вправо и влево, внутри и снаружи

 С нижними зубками тоже мы дружим.

 Губы сожмем мы и рот прополощем. (поочередное надувание щек)

 И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с выпусканием через губы-трубочки)

 Блюдца поставим - положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе)

 Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо

 Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуем язык)

 Блинчик с вареньем малиновым, вкусным (облизываем губы).

 Дети садятся на стульчики.

 Ребята, к вам в гости часто приходят друзья или вы сами ходите в гости к друзьям. А в какие игры вы играете? (Ответы детей)

 А всегда ли после ваших игр остается порядок?

 Как мама относится к вашему беспорядку? С чем она сравнивает его?

 Какое было настроение, когда мама видела ваш беспорядок?

 Выходите, поиграем: на стихотворение «Дважды два» Г. Сапгир

 Две руки у тебя,

 Две руки у меня

 И, конечно, получилась

 В нашей комнате возня.

 Две ноги у тебя,

 Две ноги у меня

 И, конечно, получилась

 В коридоре беготня.

 По два глаза у тебя,

 У тебя и у меня.

 Солнце мы нарисовали,

 И деревья, и коня!

 Почему у нас всегда

 Шум и смех в квартире?

 Потому что мы- друзья,

 Как дважды два-четыре!

 А хотите, ребята, я вам прочитаю стихотворение о том, как играли другие дети? Написал его Э. Успенский.

 А какие ещё его произведения вы знаете? («Про Веру и Анфису», «Чебурашка и крокодил Гена», «Простоквашино», «Тигр вышел погулять» и др.) Стихотворение, которое мы будем учить называется «Все в порядке» (чтение стихотворения)

 В нем есть такие слова: «был на квартиру налет» как вы их понимаете? Да, подразумевается бандитский налет…

 А как вы понимаете слово «обвал»?(объяснение слов)

 Скажите, стихотворение серьезное или шутливое, грустное или веселое?

 Почему весёлое? А как вы думаете, маме тоже было весело, когда она с работы пришла? Почему?

 Я прочитаю вам стихотворение ещё раз, а вы запомните, какие строчки я читаю медленно, почему? Чтение стихотворения с выставлением картинок

 Я вам буду задавать вопросы, а вы постарайтесь отвечать строчками из стихотворения!

 -Откуда приходит мама?

 -Что снимает мама?

 -Куда проходит мама?

 -Куда глядит мама?

 Ребята, а что мама делает потом? (Задает вопросы своему ребенку)

 Игра «Задай вопрос» Я буду говорить вам фразу, а вы менять её с помощью вопроса(как мама):

 -Был на квартиру налет…

 -К нам заходил бегемот…

 -Может быть дом не наш…

 -Может не наш этаж…

 -Значит это не обвал…

 -Слон у нас не танцевал…

 Молодцы, очень хорошо вы справились с моим заданием!

 А теперь Ульяна, улыбнется и (как мама) порадуется:

 -Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась!

 Ребята, это стихотворение знает Даша и сейчас выразительно его вам расскажет.

 (Даша читает - дети оценивают её чтение). А сейчас я ещё раз его вам прочту, а вы запоминайте!

 Чтение стихотворения 3-мя детьми. Предложить по ролям чтение. (Ещё двое).

 Оценка каждого чтеца.

 А сейчас я предлагаю конкурс на лучшего чтеца стихов Э. Успенского. Каждый из ребят выучил его шуточное стихотворение и нужно прочитать его очень выразительно с помощью голоса, выражения лица, мимики и жестов. И так начинаем! Чтение стихов:

 «Тигр вышел погулять»; «Кошка»;

 «Лягушка»; «Картинка»; «Загадка про конфеты».

 Мне очень понравилось, как вы читали стихи.(дать оценку чтению стихов детьми)

«Использование художественной литературы вне занятий».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: