Методические указания по выполнению практической работы №3

 

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин «качество жизни».

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Условия жизни можно укрупненно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта - это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного пита­ния, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время - часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д.

К другим основным социальным нормативам относятся:

- минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов;

- минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (много­детным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам:

- минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии,

- право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по мало обеспеченности и др.),

- минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области обра­зования, здравоохранения и культуры.

Стержень социальной политики - прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

 

1. Определение и составление баланса денежных доходов и расходов населения.

1.1. Характеристика составления доходной части баланса

 

Основным инструментом прогнозирования показателей уровня жизни на всех уровнях управления и прогнозирования является баланс денежных доходов и расходов населения, отражающий ту часть ВВП, которая поступает в распоряжение населения, и характеризующий объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения. Источниками информации для его построения являются данные государственной статистики, отчетов финансовых органов и внебюджетных социальных фондов.  

В соответствии с вариантами экономического прогноза в социальном прогнозе разрабатывается баланс денежных доходов и расходов населения, ориентированный на прогноз основных общеэкономических показателей, в том числе индекса потребительских цен.

Доходная часть баланса показывает все составные элементы денежных доходов муниципального образования (оплата труда, доходы, кроме оплаты труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от собственности, доходы от продажи иностранной валюты, поступления из финансовой системы и др.). При этом в доходной части баланса показываются поступления денег населению от государственных, коммерческих и общественных предприятий и организаций и учреждений, находящихся на территории муниципального образования, независимо от их подчиненности. При этом учитываются все денежные поступления наличными деньгами и по безналичным перечислениям, а также стоимость продукции и услуг, предоставляемых населению в натуральной форме за счет причитающихся ему социальных трансфертов.

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение задолженности) наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Прогноз фонда оплаты труда исходит из отчетных и оценочных данных относительно динамики среднемесячной номинальной заработной платы и численности занятых в экономике муниципального образования, темпов роста производства, прогноза уровня инфляции. За отчетный период сумма заработной платы по крупным и средним предприятиям определяется на основе данных органов статистики муниципального образования. Важно не допустить понижения реальной заработной платы как основного источника доходов местного населения.

Прогноз доходов рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда включает выплаты социального характера и прочие выплаты, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера. Состав выплат социального характера определен в Инструкции Госкомстата России № 89 от 10.07.1995 г.

Расчет суммы доходов рабочих и служащих, помимо оплаты труда, производится по данным расчетно-кассовых центров, коммерческих банков и их филиалов, а также данных территориальных органов статистики.

Прогноз пенсий и пособий включает все виды получаемых населением пенсий и пособий из средств Федерального и местного бюджетов, бюджета Пенсионного фонда, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости, Федеральной миграционной службы, профсоюзов, предприятий.

Прогнозные расчеты пенсий и пособий базируются на соответствующих отчетных данных и оценке условий изменения этих показателей в прогнозируемом периоде. Так, при прогнозе пенсий учитываются такие факторы, как достигнутый средний уровень пенсий, динамика численности пенсионеров, предполагаемая индексация пенсий с учетом динамики потребительских цен, изменение минимального размера пенсий, степень приближения ее размера к прожиточному минимуму пенсионера и др.                     

Прогноз стипендий означает определение сумм стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических школ и училищ, институтов усовершенствования, аспирантам.

Расчет суммы стипендий производится на основе данных расчетно-кассовых центров, коммерческих банков и их филиалов, динамики численности студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений и соотношения в бесплатности и платности образования в системе профессионального образования.

Для определения полной суммы стипендиального фонда в совокупности с данными банка следует учесть удержания, производимые учебными заведениями (налоги с аспирантов, плата за общежития и другие удержания). Данные об удержании, производимые учебными заведениями, получаются по запросам от учебных заведений.

Прогноз поступлений из финансовой системы производится с учетом достигнутых объемов и динамики по соответствующим видам поступлений, оценки намечаемых в прогнозируемом периоде процентных ставок за использование ссуд и других факторов.

В частности, прогноз страховых возмещений, как важного элемента поступлений из финансовой системы, осуществляется на основе данных страховых учреждений всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, о суммах страхового возмещения за отчетный период и возможных изменений в этой области на предстоящий год. Выигрыши по лотереям прогнозируются на основе отчетных данных организаций, осуществляющих выпуск и размещение лотерейных билетов (Сбербанк России, ОСТО (бывшее ДОСААФ), и др.). Прогнозные суммы возмещения расходов инвалидам по приобретению средств передвижения и их транспортному обслуживанию, на горючее, ремонт автомашин и т.п. определяются на основе данных местного бюджета. Возмещение ущерба репрессированным гражданам прогнозируется в соответствии с федеральным региональным законодательством и возможностями местного бюджета.

Доходы населения от собственности прогнозируются на основе анализа данных, поступающих из следующих источников:

        - бухгалтерских балансов предприятий, расположенных на территории муниципального образования (доходы по акциям, выплаты по долевым паям);              

        - информации коммерческих банков и Сберегательного банка и их филиалов (проценты по вкладам и выплаты по государственным и другим ценным бумагам);

        - информации о вторичном рынке жилья (доходы населения от продажи недвижимости).

Прогноз доходов населения от продажи продуктов сельского хозяйства основывается на отчетных данных, прогнозе сельскохозяйственного производства в части объемов закупки сельскохозяйственной продукции у населения, перспектив развития фермерских и личных подсобных хозяйств и индексов-дефляторов цен на сельхозпродукцию.

Прогноз доходов населения от продажи иностранной валюты осуществляется на основании данных филиалов Сбербанка России, коммерческих банков и их филиалов (отчет о кассовых оборотах, символ 57 «Выдачи кредитными организациями наличных денег физическим лицам при совершении валютно-обменных операций»).

Полученные (отправленные) суммы по переводам прогнозируются на основе данных     о почтовых и телеграфных переводах через местные предприятия связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: