Теперь рассмотрим показатели, получаемые на основе баланса денежных доходов и расходов населения, характеризующие уровень жизни населения конкретного муниципального образования.
Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.
Реальные располагаемые денежные доходы населения рассчитываются как доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен.
Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется путем деления фонда заработной платы работников на их среднесписочную численность.
Фонд заработной платы включает суммы, начисленные в денежной и натуральной формах за отработанное время и выполненную работу, а также за неотработанное, но оплаченное время (например, ежегодные отпуска).
Кроме того, учитываются стимулирующие доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда.
Реальная заработная плата характеризует объем товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату в текущем периоде, исходя из цен базисного периода. Индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
Просроченная задолженность по заработной плате - фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком (расчетно-кассовым центром). Число дней задержки считается, начиная со второго дня после этого срока.
Средний размер назначенных месячных пенсий определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий (с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения в конкретном муниципальном образовании. Размер назначенной месячной пенсии регулируется действующим законодательством.
Реальный размер назначенных пенсий рассчитывается путем корректировки среднего размера назначенных месячных пенсий (с учетом компенсации) на индекс потребительских цен.
Денежные расходы и сбережения населения - расходы на покупку товаров и оплату услуг на обязательные платежи и разнообразные добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), на покупку иностранной валюты. Кроме того, этот показатель отражает прирост (уменьшение) сбережений во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости.
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов. Показатель рассчитывается нарастающим итогом с начала года.
Важным показателем раздела уровня жизни является прожиточный минимум, который определяется на основе потребительской корзины.
Величина прожиточного минимума – стоимостная оценка потребительской корзины (включая обязательные платежи и сборы) – на основании статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Начиная с 1 квартала 2005, года величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации Правительством РФ не устанавливалась.
Определение потребительской корзины – минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения ею жизнедеятельности - производится в соответствии с Федеральным Законом № 44-ФЗ от 31 марта 2006 года (опубликован в «Собрании законодательства РФ» - 03.04.2006, в «Российской газете» - 04.04.2006), и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Данный закон обеспечивает единый методологический подход к определению потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется для основных социально-демографических групп (трудоспособное население - мужчины и женщины; пенсионеры; дети). Например, при определении минимального набора продуктов питания для трудоспособного населения исходят из физиологических особенностей организма населения, не занятого тяжелым физическим трудом. Такой набор выглядит следующим образом (кг в расчете на год в целом по РФ):
1. Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) - всего -133,7
2. Картофель - 107,6
3. Овощи и бахчевые - всего 97,0
4. Фрукты свежие - 23,0
5. Сахар и кондитерские изделия (в пересчете на сахар) - всего 22,2
6. Мясопродукты - всего 37,2
7. Рыбопродукты – всего 16,0
8. Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) - всего 238,2
9. Яйца (штук) - 200
10. Масло растительное, маргарин и другие жиры - всего 13,8
11. Прочие продукты (соль, чай, специи) - всего 4,9
Таблица 4- Величина прожиточного минимума в Российской Федерации за 2006 год
Период, за который исчислена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации | Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (в руб.) | Нормативный акт, установивший величину прожиточного минимума | |||
на душу населения | для трудоспособного населения | для пенсионеров | для детей | ||
За I квартал 2006 года За II квартал 2006 года За III квартал 2006 года За VI квартал 2006 года 2006 год | 2743 3002 3011 2947 2926 | 2955 3206 3217 3147 3131 | 2048 2406 2412 2362 2307 | 2666 2862 2862 2809 2801 | Постановление Правительства РФ от 24.04.2006 № 36 Постановление Правительства РФ от 17.07.2006 № 82 Постановление Правительства РФ от 23.10.2006 № 113 Постановление Правительства РФ от 05.02.2007 № 11 |
В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов Российской Федерации по представлению исполнительных органов субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей структуры потребления основными социально-демографическими группами населения. Все субъекты Российской Федерации распределены по XVI зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания.
Потребительские наборы (включая продукты питания, непродовольственные товары и услуги) для разных социально-демографических групп населения, взвешенные на потребительские цены, позволяют получить среднюю величину прожиточного минимума на муниципальном уровне. Прогноз динамики потребительских цен позволяет осуществить и прогноз прожиточного минимума.
На практике можно использовать еще один статистический показатель - стоимость минимального набора продуктов питания. Расчет и прогноз показателя стоимости минимального набора продуктов питания особенно важен для тех муниципальных образований, в которых бедность принимает крайние - глубокие и застойные формы.
Таблица 5 - Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих