Обоснование методики составления баланса трудовых ресурсов

Определение показателя общей безработицы настолько актуально для развития муниципальных образований в социальном плане, что оценка общей безработицы и ее прогноз возможен на основе баланса трудовых ресурсов.

Современное повышение требовательности населения заставляет органы местного самоуправления заниматься долгосрочным планированием развития региона. Одним из основных условий территориального планирования является обеспечение комплексного экономического и социального развития региона. Повышение действенности территориального планирования зависит не только от исследования теоретических проблем, но и от решения многих методических аспектов разработки и реализации комплексного плана развития региона, основной раздел, которого должен быть посвящен планированию баланса трудовых ресурсов.

Целью исследования второй части практической работы является разработка рекомендаций по наиболее полному и сбалансированному использованию трудовых ресурсов на определенной территории. Создание сбалансированной структуры трудовых ресурсов региона, при которой квалификация каждого работника соответствует требованиям рабочего места, а также благоприятных условий для воспроизводства населения, обеспечения его потребности в работе и учебе, а региона - в рабочей силе соответствующей квалификации и является, на наш взгляд, основной задачей управления занятостью для органов местного самоуправления. Достижение соответствия между количеством рабочих мест и квалификацией трудовых ресурсов для наполнения этих рабочих мест может обеспечить наиболее эффективное использование их в организациях региона, будет способствовать росту производительности труда и улучшению других технико-экономических показателей деятельности.

При этом на различных этапах развития общества управление трудовыми ресурсами можно рассматривать, по нашему мнению, как определение их структуры на прогнозируемый период с помощью баланса, и как процесс стабилизации структуры трудовых ресурсов, сформированной на предыдущем этапе, считая, что основным инструментом управления, в том числе использования трудовых ресурсов на территории, является разработка отчетных и перспективных балансов трудовых ресурсов для них.  

Для стабилизации структуры трудовых ресурсов территории необходимо учитывать влияние формирования структуры баланса трудовых ресурсов по региону под новые перспективы, а также целевые задачи управления этой структурой для обеспечения решения текущих проблем развития территории.

Это позволяет совершенствовать методику разработки баланса социально-территориального образования, некоторые подходы которой, связаны, во-первых, с разработкой новой концепции занятости, во-вторых, с характеристикой и анализом добровольности занятости, отмены административной и иной ответственности за не занятость граждан на территории, в -третьих, с введением в 1994 г. в баланс трудовых ресурсов категорий и понятий, связанных с рыночными отношениями в сфере занятости и использования трудовых ресурсов в виде: экономически активного населения, самостоятельно занятого населения, экономически неактивного населения, безработных, в-четвертых, в предоставляемых в статистическое управление отчетах по труду (I-т, II-т) не раскрывается использование трудового потенциала и трудовых ресурсов территории. 

Это потребует при исследовании определить для условий переходной экономики, специфику составления баланса трудовых ресурсов социально-территориального образования, и выделить особенности построения данного баланса в практической работе.

 Предлагаемая схема составления баланса трудовых ресурсов с учетом вышеотмеченных позиций представлена в таблице 7.

 

Таблица 7 - Примерная схема составления баланса трудовых ресурсов на примере __________  района за 2007 г. (среднегодовая численность, чел.)

 

I Количественная характеристика баланса трудовых ресурсов Всего человек
А Трудовые ресурсы, в том числе:  
1. Экономически активное население, из них:  
1.1 Население занятое общественно-полезной деятельностью  
1.2      Безработные  
2. Экономически неактивное население, из них:  
2.1 а) учащиеся, студенты, служащие, обучающиеся в дневных учебных заведениях  
2.2 б) лица, получающие пенсию по старости и на льготных условиях  
2.3 в) лица, получающие пенсию по инвалидности  
2.4 г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками  
2.5 д) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода  

Окончание табл.7

Б Распределение всего занятого экономически активного населения по секторам экономики  
1. Государственный  
2. Коллективный  
3. Индивидуальный  
II Качественная характеристика баланса трудовых ресурсов  
В Распределение трудовых ресурсов в экономике,из них:  
1    В сфере материального производства, в т.ч.:  
1.1          Сельское хозяйство  
1.2          Строительство  
1.3          Связь  
1.4          Торговля  
1.5          Предприниматели  
1.6          Промышленность  
1.7          Бытовое обслуживание  
1.8          Транспорт  
1.9          и другое  
2.   В непроизводственной сфере, в т.ч.:   
2.1          Здравоохранение  
2.2          Просвещение  
2.3          Культура  
2.4          Управление  
2.5          и другое   
Г Трудовой потенциал (количество рабочих мест), из них:  
1. В сфере материального производства, в т.ч.:  
1.1          Сельское хозяйство  
1.2          Строительство  
1.3          Связь  
1.4          Торговля  
1.5          Предприниматели  
1.6          Промышленность  
1.7          Бытовое обслуживание  
1.8          Транспорт  
1.9          и другое  
2. В непроизводственной сфере, в т.ч.:  
2.1         Здравоохранение  
2.2          Просвещение  
2.3          Культура  
2.4          Управление  
2.5          И другое   
3. По найму с ведением частного домашнего хозяйства  
Д Недостаток трудовых ресурсов  
Е Излишек трудовых ресурсов  
Ж Отработано тыс. чел-часов за год, всего, в том числе:  
1 Сельское хозяйство  
2 Непроизводственная сфера  
3 Промышленность, строительство и другие отрасли народного хозяйства  

 

С качественной стороны баланс трудовых ресурсов рассчитать по профессионально-квалификационным характеристикам трудовых ресурсов и трудового потенциала.

На основании результатов решения этих задач по оптимальному управлению трудовыми ресурсами социально-территориального образования может быть определена численность контингента требуемой квалификации в прогнозируемом периоде и структура трудовых ресурсов с его восполнением за счет выпускников системы подготовки либо по результатам их переобучения.

Использование результатов расчета прогнозируемого уровня безработицы, исчисленного с учетом нормативов необходимых профессий и специальностей, и определенного по технологическим картам, позволит местным органам самоуправления объективно оценивать ситуацию с использованием трудовых ресурсов территории и предпринимать оперативные и перспективные меры для приведения в соответствие трудовых ресурсов с количеством рабочих мест на территории.

 Данные баланса трудовых ресурсов как важнейшие индикативные показатели социально-экономического развития территории позволят прогнозировать занятость населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При этом становится реальной разработка поэтапной стратегии занятости населения на территории. Это подтверждает практическую направленность представленных в практической работе рекомендаций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: