Определение показателя общей безработицы настолько актуально для развития муниципальных образований в социальном плане, что оценка общей безработицы и ее прогноз возможен на основе баланса трудовых ресурсов.
Современное повышение требовательности населения заставляет органы местного самоуправления заниматься долгосрочным планированием развития региона. Одним из основных условий территориального планирования является обеспечение комплексного экономического и социального развития региона. Повышение действенности территориального планирования зависит не только от исследования теоретических проблем, но и от решения многих методических аспектов разработки и реализации комплексного плана развития региона, основной раздел, которого должен быть посвящен планированию баланса трудовых ресурсов.
Целью исследования второй части практической работы является разработка рекомендаций по наиболее полному и сбалансированному использованию трудовых ресурсов на определенной территории. Создание сбалансированной структуры трудовых ресурсов региона, при которой квалификация каждого работника соответствует требованиям рабочего места, а также благоприятных условий для воспроизводства населения, обеспечения его потребности в работе и учебе, а региона - в рабочей силе соответствующей квалификации и является, на наш взгляд, основной задачей управления занятостью для органов местного самоуправления. Достижение соответствия между количеством рабочих мест и квалификацией трудовых ресурсов для наполнения этих рабочих мест может обеспечить наиболее эффективное использование их в организациях региона, будет способствовать росту производительности труда и улучшению других технико-экономических показателей деятельности.
|
|
При этом на различных этапах развития общества управление трудовыми ресурсами можно рассматривать, по нашему мнению, как определение их структуры на прогнозируемый период с помощью баланса, и как процесс стабилизации структуры трудовых ресурсов, сформированной на предыдущем этапе, считая, что основным инструментом управления, в том числе использования трудовых ресурсов на территории, является разработка отчетных и перспективных балансов трудовых ресурсов для них.
Для стабилизации структуры трудовых ресурсов территории необходимо учитывать влияние формирования структуры баланса трудовых ресурсов по региону под новые перспективы, а также целевые задачи управления этой структурой для обеспечения решения текущих проблем развития территории.
Это позволяет совершенствовать методику разработки баланса социально-территориального образования, некоторые подходы которой, связаны, во-первых, с разработкой новой концепции занятости, во-вторых, с характеристикой и анализом добровольности занятости, отмены административной и иной ответственности за не занятость граждан на территории, в -третьих, с введением в 1994 г. в баланс трудовых ресурсов категорий и понятий, связанных с рыночными отношениями в сфере занятости и использования трудовых ресурсов в виде: экономически активного населения, самостоятельно занятого населения, экономически неактивного населения, безработных, в-четвертых, в предоставляемых в статистическое управление отчетах по труду (I-т, II-т) не раскрывается использование трудового потенциала и трудовых ресурсов территории.
|
|
Это потребует при исследовании определить для условий переходной экономики, специфику составления баланса трудовых ресурсов социально-территориального образования, и выделить особенности построения данного баланса в практической работе.
Предлагаемая схема составления баланса трудовых ресурсов с учетом вышеотмеченных позиций представлена в таблице 7.
Таблица 7 - Примерная схема составления баланса трудовых ресурсов на примере __________ района за 2007 г. (среднегодовая численность, чел.)
I | Количественная характеристика баланса трудовых ресурсов | Всего человек |
А | Трудовые ресурсы, в том числе: | |
1. | Экономически активное население, из них: | |
1.1 | Население занятое общественно-полезной деятельностью | |
1.2 | Безработные | |
2. | Экономически неактивное население, из них: | |
2.1 | а) учащиеся, студенты, служащие, обучающиеся в дневных учебных заведениях | |
2.2 | б) лица, получающие пенсию по старости и на льготных условиях | |
2.3 | в) лица, получающие пенсию по инвалидности | |
2.4 | г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками | |
2.5 | д) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода | |
Окончание табл.7 | ||
Б | Распределение всего занятого экономически активного населения по секторам экономики | |
1. | Государственный | |
2. | Коллективный | |
3. | Индивидуальный | |
II | Качественная характеристика баланса трудовых ресурсов | |
В | Распределение трудовых ресурсов в экономике,из них: | |
1 | В сфере материального производства, в т.ч.: | |
1.1 | Сельское хозяйство | |
1.2 | Строительство | |
1.3 | Связь | |
1.4 | Торговля | |
1.5 | Предприниматели | |
1.6 | Промышленность | |
1.7 | Бытовое обслуживание | |
1.8 | Транспорт | |
1.9 | и другое | |
2. | В непроизводственной сфере, в т.ч.: | |
2.1 | Здравоохранение | |
2.2 | Просвещение | |
2.3 | Культура | |
2.4 | Управление | |
2.5 | и другое | |
Г | Трудовой потенциал (количество рабочих мест), из них: | |
1. | В сфере материального производства, в т.ч.: | |
1.1 | Сельское хозяйство | |
1.2 | Строительство | |
1.3 | Связь | |
1.4 | Торговля | |
1.5 | Предприниматели | |
1.6 | Промышленность | |
1.7 | Бытовое обслуживание | |
1.8 | Транспорт | |
1.9 | и другое | |
2. | В непроизводственной сфере, в т.ч.: | |
2.1 | Здравоохранение | |
2.2 | Просвещение | |
2.3 | Культура | |
2.4 | Управление | |
2.5 | И другое | |
3. | По найму с ведением частного домашнего хозяйства | |
Д | Недостаток трудовых ресурсов | |
Е | Излишек трудовых ресурсов | |
Ж | Отработано тыс. чел-часов за год, всего, в том числе: | |
1 | Сельское хозяйство | |
2 | Непроизводственная сфера | |
3 | Промышленность, строительство и другие отрасли народного хозяйства |
|
|
С качественной стороны баланс трудовых ресурсов рассчитать по профессионально-квалификационным характеристикам трудовых ресурсов и трудового потенциала.
На основании результатов решения этих задач по оптимальному управлению трудовыми ресурсами социально-территориального образования может быть определена численность контингента требуемой квалификации в прогнозируемом периоде и структура трудовых ресурсов с его восполнением за счет выпускников системы подготовки либо по результатам их переобучения.
Использование результатов расчета прогнозируемого уровня безработицы, исчисленного с учетом нормативов необходимых профессий и специальностей, и определенного по технологическим картам, позволит местным органам самоуправления объективно оценивать ситуацию с использованием трудовых ресурсов территории и предпринимать оперативные и перспективные меры для приведения в соответствие трудовых ресурсов с количеством рабочих мест на территории.
Данные баланса трудовых ресурсов как важнейшие индикативные показатели социально-экономического развития территории позволят прогнозировать занятость населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При этом становится реальной разработка поэтапной стратегии занятости населения на территории. Это подтверждает практическую направленность представленных в практической работе рекомендаций.